Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - <_>. - врио руководителя управления;
Члены Комиссии:
<_>.- старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;
<_>.- государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,
рассмотрев дело N 045/05/5-3/2020 по факту размещения неэтичной рекламы на рекламной конструкции, расположенной по адресу ул. Красина, д. 49 в г. Кургане, с нарушением требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителя ООО "Восход" - <_>., доверенность от 01.12.2019 г.,
УСТАНОВИЛА:
12 декабря 2019 года в Курганское УФАС России поступило обращение <_>. (далее - Заявитель), поступившее на личном приеме руководителя Курганского УФАС России <_>. (вх.N26 от 12.12.2019 г.), по вопросу размещения неэтичной рекламы на рекламной конструкции, расположенной по адресу ул. Красина, д. 56 в г. Кургане, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Заявитель сообщает, что по ул. Красина в городе Кургане на рекламной конструкции размещена реклама, на которой изображен образ обнаженной девушки. По мнению Заявителя данная реклама является неэтичной.
К обращению Заявителя приложены фотоматериалы, из которых усматривается, что по адресу ул. Красина, 56 в городе Кургане размещена рекламная конструкция (рекламная тумба) с изображением образа обнаженной девушки и указанием текста следующего содержания: "РБЦ 606-606* Место для Вашей РЕКЛАМЫ *ДОГОВОР РБЦ* www.reklama45.ru".
По результатам рассмотрения материалов Курганским УФАС России установлено следующее.
Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе), целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33 Законом о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение.
Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом, в рекламе не допускается использование непристойных образов.
Проанализировав спорную рекламную информацию Курганское УФАС России приходит к следующим выводам.
Как усматривается из рекламы, в ней присутствует обнаженный женский образ, указание на объект рекламирования - организация с коммерческим наименованием "РБЦ", указание на услугу, контактная информация.
Спорное рекламное изображение содержит сведения о потребительских свойствах рекламируемой услуги. В рекламе используется обнаженный женский образ с целью привлечения внимания потребителей к объекту рекламирования.
Согласно позиции ФАС России к непристойным образам могут быть отнесены изображении, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности (Письмо ФАС России от 29.04.2013 года NАД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 Закона о рекламе").
В соответствии с толковым словарем С.И. Ожегова под "непристойным" понимается "неприличный, бесстыдный".
Анализируя содержание вышеуказанной рекламной информации, можно прийти к выводу, что данная информация, обладает всеми признаками рекламы, так как направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам компании ООО "РБЦ".
Согласно запрашиваемой информации Курганским УФАС России, поступил ответ из Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана, согласно которого рекламная конструкция, расположенная по адресу по ул. Красина, 56, в городе Кургане принадлежит ООО "Восход".
Рекламная конструкция установлена ООО "РБЦ" на основании разрешения на распространение наружной рекламы и информации N<_>. от 27.06.2008 года.
В сентябре 2013 года ООО "РБЦ" передало все права и обязанности по использованию муниципальных рекламных мест ООО "Климат45".
28.07.2015 года ООО "Климат45" передали все права и обязанности по использованию муниципальных рекламных мест ООО "Медиа баинг".
26.02.2019 года ООО "Медиа баинг" передали все права и обязанности по использованию муниципальных рекламных мест ООО "Восход".
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование непристойных образов.
Образ обнаженной девушки является непристойным, поскольку нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
На основании вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Так, в силу статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем рассматриваемой рекламы является компания с коммерческим обозначением ООО "Восход", адрес нахождения: 640000, г. Курган, ул. Гоголя, д. 66, оф.1, ИНН 4501209794 , ОГРН 1164501055454.
По результатам рассмотрения материалов Курганское УФАС России вынесено определение о возбуждении дела N 045/05/5-3/2020 от 06.02.2020 года, по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Согласно письменным пояснениям, документам, представленным на основании запроса Курганского УФАС России от 10.01.2020 года (исх. 04-12/21-11) ООО "Восход" сообщило, что размещенная реклама не нарушает законодательства Российской Федерации о рекламе и соответствует требованиям Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
29.05.2020 года Курганское УФАС России направило запрос в Ассоциацию маркетинговой индустрии "Рекламный совет" для получения экспертного мнения, в целях всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств по делу.
14.07.2020 года в Курганское УФАС России поступил ответ от СРО (вх.N 3370), из которого следует, что вышеуказанный запрос рассмотрен членами Комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО.
Изучив материалы из обращения Курганского УФАС России, эксперты высказались следующим образом:
Вопрос N 1. Содержатся ли в макете оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения?
Эксперты большинством голосов ответили НЕТ. Лишь 3 эксперта ответили-ДА (30%).
Вопрос N 2. Имеются ли в макете нарушения требований Российской Федерации о рекламе?
Эксперты большинством голосов ответили НЕТ. Лишь 3 эксперта ответили-ДА (30%).
Вопрос N 3. Имеются ли в макете нарушения норм, изложенных в Российском Кодексе практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (2012 г.) и в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП?
Эксперты большинством голосов ответили НЕТ. Лишь 2 эксперта ответили-ДА (20%).
Свою позицию эксперты мотивировали следующими выводами.
От отдельных экспертов поступили особые мнения о том, что данная реклама является типовым примером сексуальной объективизации женского образа, что недопустимо с точки зрения этической максимы о недопустимости использования человека в качестве объекта. При этом, особо стоит отметить, что данный образ используется самим владельцем конструкции, который как участник рекламной индустрии должен более требовательно относится к собственным коммерческим высказываниям.
Соответственно, экспертами не выявлено нарушения положений Федерального Закона от 13.03.2006 . N38-ФЗ "О рекламе".
Нарушения этических норм, изложенных в Российском Кодексе практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (2012 г.) и в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП, которые могут вызвать активную негативную потребительскую реакцию, экспертами СРО не выявлены.
Принимая во внимание решение членов Комитета по рассмотрению жалоб СРО, Курганское УФАС России приходит к выводу об отсутствии фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в размещенной наружной рекламе на рекламной конструкции, расположенной по адресу ул. Красина, д. 49 в г. Кургане, содержащей изображение полуобнаженной девушки, держащей перед собой листок бумаги с надписью "Место для вашей рекламы".
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 года N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" производство по делу может быть прекращено в следующих случаях: а) неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Производство по делу N045/05/5-3/2020 прекратить в связи с отсутствием факта нарушения законодательства о рекламе. Определение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. |
Председатель Комиссии <_>.
Члены Комиссии <_>.
<_>.
Исполнитель: <_>.
Телефон: 8/3522/463955
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 20 июля 2020 г. N 045/05/5-3/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.07.2020