Резолютивная часть решения оглашена 25.04.2022
В полном объеме решение изготовлено 28.04.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
|
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение МКУ "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Инновационный центр проектирования", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0169300000321001384 на разработку проекта привязки объекта: "Детский сад в 150 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области на 230 мест с бассейном" (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" действующего на основании доверенности N 58 от 18.03.2022,
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" действующего на основании доверенности N 3 от 10.01.2022,
- представителя МКУ "Управление капитального строительства" действующего на основании доверенности N 6 от 10.01.2022,
- представителя ООО "Инновационный центр проектирования" действующего на основании доверенности от 22.04.2022,
- представителя ООО "Инновационный центр проектирования" действующего на основании доверенности от 22.04.2022,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение МКУ "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Инновационный центр проектирования".
Согласно представленным документам 07.06.2021 МКУ "Управление капитального строительства" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 192 320, 00 рублей.
Согласно сведениям и документам, представленным заказчиком, решением от 01.03.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения подрядчиком обязательств по контракту, в том числе ввиду нарушения сроков выполнения работ, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Представители общества на заседании Комиссии представили письменные пояснения и документы и пояснили, что выполнение работ в сроки, предусмотренные контрактом, не представлялось возможным, так как в октябре 2021 года были изменены технические условия по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения, в марте 2022 года заказчиком не предоставлена в полном объеме исходно-разрешительная документация, необходимая для заключения договора на проведение государственной экспертизы. В ходе выполнения работ общество подготовило проектную документацию и результаты инженерных изысканий, а также передало указанные документы заказчику, в связи с чем действиях общества отсутствуют признаки недобросовестного поведения.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент расторжения контракта), пришла к следующим выводам.
Между заказчиком и обществом 29.06.2021 заключен контракт N 202/21 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается сведениями, размещенными в единой информационной системе.
Предметом контракта является разработка проекта привязки объекта: "Детский сад в 150 микрорайоне г. Магнитогорска Челябинской области на 230 мест с бассейном," объем и порядок выполнения которой определен в техническом задании, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.1 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание выполнения работ - 20.12.2021, с разбивкой на этапы:
- выполнение инженерных изысканий, историко-культурной экспертизы, разработка и прохождение согласования и утверждения проектной документации согласно задания, устранение замечаний: с даты заключения контракта: по 15.10.2021 года
- прохождение экспертизы в ОГАУ "Главгосэкспертиза Челябинской области": с 18.10.2021 года по 17.12.2021 года.
Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что результатом выполненных работ является прошедшая экспертизу проектная документация, передаваемая в установленный контрактом срок по накладной в количестве и виде указанном в задании на проектирование (Приложение N1).
Согласно пункту 3.4 контракта после прохождения экспертизы в ОГАУ "Главгосэкспертиза Челябинской области", не позднее 20.12.2021 года, подрядчик передает муниципальному заказчику одновременно с документами, предусмотренными пунктом 3.3. контракта, заключение о прохождении экспертизы, надлежащим образом оформленный акт выполненных работ, счет-фактуру.
В пункте 25 технического задания указано, что сбор исходных данных, необходимых для выполнения проектно-изыскательских работ, осуществляется подрядчиком самостоятельно в объеме, необходимом для получения положительного заключения ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области".
Как следует из договорной переписки, представленной заказчиком и обществом, в период с июля по октябрь 2021 года подрядчик осуществлял работы по подготовке проектной документации, выражающиеся в следующих действиях, что подтверждается письмами сторон:
- запрос исходных данных у заказчика (письмо от 01.07.2021 исх. 106);
- разработка и согласование разбивочного плана (от 02.08.2021 исх. 120, от 24.08.2021 исх. 156, от 04.10.2021 исх. 009);
- подготовка технических отчетов по инженерно-геологическим изысканиям и инженерно-геодезическим изысканиям, инженерно-экологическим изысканиям (от 19.08.2021 исх. 147, от 01.09.2021 исх. 167);
- составление расчета потребляемого объема водоснабжения (от 01.09.2021 исх. 168);
- расчет несущей способности свай по данным физико-механических характеристик грунтов (от 04.10.2021 исх. 008);
- разработка разделов проектной документации: "отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха", "археологические изыскания", "архитектурно-строительные решения", "электроооборудование", "системы связи, пожарной сигнализации", "пояснительная записка", "наружные сети телефонизации", "конструктивные решения", "генеральный план", разработка ведомостей объемов работ (от 10.09.2021 исх. 003, от 19.10.2021 исх. 13, от 26.10.2021 исх 14, от 17.11.2021 исх. 19, от 26.12.2021 исх 013).
При этом, из письма от 06.04.2022 исх. 51 следует, что обществом в адрес заказчика направлена проектная документация по электронной почте от 31.03.2022 и экспресс-почтой от 05.04.2022, а также направлены письма о согласовании проектной документации с ресурсоснабжающими организациями (АО "Горэлектросеть", ПАО "Ростелеком", МП Трест "Водоканал").
Из документов, представленных заказчиком, следует, что 01.10.2021 заказчиком предоставлены обществу новые технические условия на подключение к коммунальным сетям питьевого водоснабжения и бытовой канализации, выданные 27.09.2021, в связи с чем заказчиком указано на необходимость предусмотреть проектом строительство подводящей сети хозяйственного питьевого водопровода ориентировочной протяженностью 400-м, а также 19.10.2021 заказчиком выданы откорректированные технические условия по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения (письма от 01.10.2021 исх. 01-25/2531, от 28.10.2021 исх 01-25/2857).
Из писем подрядчика от 03.03.2022 исх 38, от 14.03.2022 исх 41, от 21.03.2022 исх 059 следует, что подрядчиком в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" загружены документы для прохождения государственной экспертизы. Вместе с тем из указанной переписки следует, что причиной незаключения контракта на прохождение экспертизы послужило несвоевременное представление заказчиком документов, которые находятся в его распоряжении (доверенность на представление интересов заказчика, исходные данные для составления смет, сведения об использовании проектной документации повторного использования, решение органа местного самоуправления о выдаче разрешения на использование земель, отсутствие даты утверждения задания на проектирование).
Вместе с тем, заказчик в письмах от 05.03.2022 исх 01-25/444, от 18.03.2022 исх. 01-25/542, от 12.04.2022 исх. 01/25/757 указал на то, что все исходно-разрешительные данные своевременно предоставлены обществу для прохождения государственной экспертизы, а также сообщил, что согласования проектной документации с ресурсоснабжающими организациями не получены подрядчиком, в связи с чем прохождение экспертизы проектной документации невозможно без указанных документов.
Так, 01.03.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом обязательств по разработке проектно-сметной документации, и непредставлением результатов государственной экспертизы, а также нарушением срока выполнения работ.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 10.9 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Подпунктами "а"-"в" пункта 3 части 6 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур и закрытых электронных процедур, заказчик:
- направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
- не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
- в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Таким образом, Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены переходные положения, из которых следует, что в период с 01.01.2022 по 01.07.2022 при принятии решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта действует порядок расторжения контракта, предусмотренный частью 6 указанного Федерального закона.
Так, заказчиком 01.03.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 01.03.2022 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 117452, г. Москва, Балаклавский пр. д. 16, кв. 1110, по электронной почте: ipc2019@yandex.ru и 02.03.2022 размещено в единой информационной системе во вкладке "дополнительная информация о закупках, контрактах".
Как следует из документов, представленных заказчиком, подтверждение о вручении подрядчику указанного решения, в том числе информация об отсутствии подрядчика по его адресу, указанному в контракте, заказчиком не получены, связи с чем датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик определил как истечение тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, то есть 02.04.2022, в связи с чем датой расторжения контракта является 13.04.2022.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 18.04.2022.
Вместе с тем, в нарушение подпункта "в" пункта 3 части 6 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком ошибочно определена дата надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и, как следствие, дата расторжения контракта.
Так, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении является день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 18.03.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым 29.03.2022.
Комиссия, принимая во внимание, что контракт на день рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков расторгнут, считает возможным рассмотреть вопрос о включении ООО "Инновационный центр проектирования" в реестр недобросовестных поставщиков.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком, Комиссией установлено, что общество в ходе исполнения обязательств неоднократно направляло на согласование отдельные разделы и документы, необходимые для подготовки проектной документации, разработало проектную документацию и передало заказчику, а также загрузило документы, необходимые для прохождения государственной экспертизы. При этом из переписки также следует, что общество явно не выражало отказ от выполнения работ, а также предпринимало меры для устранения замечаний, которые указало ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области".
Более того, Комиссия принимает во внимание, что просрочка исполнения основного обязательства могла произойти вследствие изменения ряда технических условий, предоставленных заказчиком, в том числе технических условий на подключение к коммунальным сетям питьевого водоснабжения и бытовой канализации, выданных 27.09.2021.
Вместе с тем, в силу пункта 25 технического задания, пунктов 3.1-3.4 контракта следует, что обязанность по сбору исходных данных для выполнения проектно-изыскательских работ, в том числе документов, необходимых для прохождения государственной экспертизы, возложена на подрядчика, однако из переписки следует, что подрядчик запросил недостающие документы, необходимые для прохождения экспертизы только в марте 2022 года, тогда как в силу пункта 3.1 контракта прохождение экспертизы должно быть осуществлено с 18.10.2021 по 17.12.2021, что также свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств обществом в указанной части.
При этом, из гарантийного письма общества от 28.12.2021 исх 034 указано, что работы по комплектации и отправке проекта будут направлены не позднее 31.12.2021, заключение договора с ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" - не позднее 20.01.2021, получение положительного заключения - не позднее 20.03.2022, в связи с чем Комиссия критически относится к доводам общества, согласно которым несоблюдение сроков прохождения экспертизы произошло по вине заказчика.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Инновационный центр проектирования", лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МКУ "Управление капитального строительства" в отношении ООО "Инновационный центр проектирования" (ИНН 7727434490), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение подпункта "в" пункта 3 части 6 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
2022-5388
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 апреля 2022 г. N 074/06/104-1034/2022
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.04.2022