Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации Юргинского
муниципального района
от 27 октября 2014 г. N 42-МНА
Программа
повышения эффективности управления муниципальными финансами Юргинского муниципального района на период до 2018 года
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами Юргинского муниципального района на период до 2018 года разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013-2015 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", а также Программой Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р, распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.09.2014 г. N 575-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области на период до 2018 года" и определяет основные направления действий органов местного самоуправления Юргинского муниципального района в сфере управления муниципальными финансами.
I. Итоги реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Юргинском муниципальном районе на период до 2013 года
Основными результатами реализации на территории Юргинского муниципального района с 2000 года среднесрочных бюджетных реформ стали:
- создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
- кассового обслуживания учреждений, эффективный учет и контроль в процессе исполнения расходных обязательств районного бюджета;
- формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
- начало внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета Юргинского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки".
В 2011-2013 годах развитие бюджетной системы Юргинского муниципального района осуществлялось в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Юргинском муниципальном районе на период до 2013 года, утвержденной распоряжением администрации Юргинского муниципального района от 24.01.2011 N 2-рк (далее - Программа).
В рамках программы:
- создана система управления объемами и качеством муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств бюджета муниципального района;
- итоги исполнения бюджета по поступлению налоговых и неналоговых доходов за 2012 год свидетельствуют о повышении качества прогнозирования показателей социально-экономического развития, а, соответственно, и собственных доходов;
- усилен контроль за расходованием бюджетных средств на всех стадиях осуществления муниципальных закупок;
- осуществляется контроль за соблюдением норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления района;
- проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;
Кроме того, в Юргинском муниципальном районе проводился комплекс мер по мобилизации собственных доходных источников, а также пересмотр и отказ от неприоритетных расходных обязательств в рамках следующих программных документов:
- областной программы "Об утверждении плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Кемеровской области на 2011-2013 годы, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.07.2011 N 595-р;
- плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Юргинского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Юргинского муниципального района от 15.04.2013 г. N 317/1.
В 2012 году в целях повышения объективности прогнозирования доходов местного бюджета в Юргинском муниципальном районе приказом Финансового управления по Юргинскому району от 06.04.2012 г. N 18 утверждена Методика прогнозирования налоговых и неналоговых доходов муниципального районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Начиная с 2012 года, в Юргинском муниципальном районе ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных налоговых льгот в соответствии с Порядком и Методикой оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Юргинском муниципальном районе, утвержденных постановлением администрации Юргинского муниципального района от 23.05.2012 N 14-МНА.
На постоянной основе осуществляется мобилизация дополнительных доходов в бюджет района в рамках территориального антикризисного штаба Юргинского муниципального района. В 2013 году проведено 13 заседаний штаба с участием свыше 37-ми предприятий. По результатам деятельности штаба дополнительно перечислено в областной и местный бюджеты 12146,9 тыс. рублей, в т.ч. в местный бюджет - 8745,8 тыс. рублей, во внебюджетные фонды - 720,4 тыс. рублей.
В Юргинском муниципальном районе на постоянной основе проводится работа по расширению налогооблагаемой базы за счет постановки на налоговый учет объектов капитального строительства, земельных участков, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нарушением налогового законодательства. В 2010 году была создана комиссия по обеспечению координации деятельности по выявлению неучтенных объектов недвижимости, земельных участков, предприятий (бизнеса) на территории Юргинского муниципального района. По итогам работы комиссии за 2010-2013 годы выявлено 178 предприятий бизнеса, 111 объектов капитального строительства, все они поставлены на налоговый учет. Оформлено в аренду земельных участков - 239,1 тыс. га, других объектов (трактора, снегоходы, погрузчики и т.д.) - 351 единица. Общая сумма, доначисленная в областной и местный бюджеты составила - 3562,9 тыс. руб.
В настоящее время продолжается совместная работа администраций Юргинского муниципального района и сельских поселений, налоговых органов и органов кадастрового учета в рамках плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Кемеровской области на 2013-2014 годы. Распоряжением администрации Юргинского муниципального района от 24.04.2013 г. N 235-р была создана рабочая группа по повышению роли имущественных налогов в формировании районного бюджета и бюджетов сельских поселений Юргинского муниципального района.
Для продолжения работы, проводимой в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2013 года, разработана Программа по повышению эффективности управления муниципальными финансами Юргинского муниципального района до 2018 года.
II. Цель и задачи Программы
Целями Программы являются:
1. Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Юргинского муниципального района.
2. Повышение качества управления муниципальными финансами Юргинского муниципального района.
3. Эффективное управление муниципальным долгом.
Ожидаемыми основными результатами реализации Программы являются обеспечение исполнения расходных обязательств Юргинского муниципального района при сохранении макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимальной налоговой и долговой нагрузки с созданием механизмов и условий для оценки результативности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления, а также "качество" бюджетной, налоговой и долговой политики, нормативно-правового регулирования и методического обеспечения, организации процедур бюджетного и налогового администрирования.
Негативные последствия экономического кризиса продемонстрировали необходимость повышения эффективности управления муниципальными финансами Юргинского муниципального района, а также поиска новых механизмов и инструментов, способных если не предотвратить, то хотя бы сгладить последствия таких событий для бюджета в будущем.
Для достижения основных целей Программы предлагается обеспечить решение следующих задач:
- завершить полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
- реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
- обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- повысить открытость и прозрачность управления муниципальными финансами Юргинского муниципального района;
- выработать и внедрить в практику своей деятельности новые управленческие решения и методы подхода;
- обеспечить соблюдение норм бюджетного законодательства;
- добиваться сокращения разрывов между расходными полномочиями и доходными источниками;
- проводить выявление и сокращение малоэффективных, а также неприоритетных бюджетных расходов;
- обеспечить проведение оценки и мониторинга состояния муниципального долга Юргинского муниципального района.
Органам местного самоуправления Юргинского муниципального района необходимо провести анализ финансового обеспечения публичных нормативных обязательств, осуществить разработку и утверждение критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения муниципальных заданий и обеспечить финансирование бюджетных учреждений в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.
Программа призвана создать условия для устойчивого исполнения местного бюджета, а также обеспечить финансирование первоочередных социальных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации.
III. Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности местного бюджета
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета Юргинского муниципального района является необходимым условием решения задач Программы.
Переход к формированию бюджета Юргинского муниципального района и бюджетов поселений Юргинского муниципального района с применением программно-целевого метода предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного распределения имеющихся средств.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета Юргинского муниципального района необходимо осуществить следующие меры:
- выполнение плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Юргинского муниципального, утвержденного постановлением администрации Юргинского муниципального района, затрагивающего вопросы формирования доходов бюджета Юргинского муниципального района, осуществления расходов, в том числе принятия и исполнения бюджетных обязательств, формирования и выполнения муниципальных заданий;
- выполнение плана мероприятий (поручений) по доходам и оптимизации расходов при формировании бюджета Юргинского муниципального района на 2015-2017 годы, утверждённого постановлением администрации Юргинского муниципального района от 28.08.2014 г. N 673.
- повышение качества подготовки проекта бюджета Юргинского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
- совершенствование процесса организации исполнения бюджета Юргинского муниципального района;
- приоритезация бюджетных расходов, в том числе связанных с реализацией указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012.;
- недопущение возникновения кредиторской задолженности по принятым бюджетным обязательствам, в первую очередь по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;
- повышение качества и доступности информации о ходе исполнения бюджета Юргинского муниципального района.
Управление доходами Юргинского муниципального района
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета Юргинского муниципального района является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Юргинского муниципального района.
Основное внимание уделяется:
- развитию налогового потенциала;
- повышению достоверности планирования доходов бюджета Юргинского муниципального района;
- повышению эффективности законодательных актов Юргинского муниципального района о налогах;
- оценке эффективности применения налоговых льгот;
- повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию муниципального имущества;
- сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет Юргинского муниципального района.
С учетом этого в рамках Программы необходимо реализовать меры, позволяющие обеспечить эффективное использование доходов бюджета Юргинского муниципального района и их направление на решение поставленных задач, в том числе:
- обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы, обеспечение занятости трудоспособного населения;
- проведение оценки и анализа причин отклонений, утвержденных на соответствующий финансовый год доходов бюджета от фактических параметров;
- формирование законодательства Юргинского муниципального района о налогах с учетом стимулирования динамичного и равномерного социально-экономического развития Юргинского муниципального района (налогового потенциала), поддержки инвестиций, социально незащищенных категорий граждан и приоритетных направлений деятельности;
- обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования;
- проведение проверок использования и распоряжения имуществом Юргинского муниципального района, находящимся в оперативном управлении районных учреждений, органов местного самоуправления Юргинского муниципального района, а также переданным в установленном порядке иным лицам, выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
- оказание максимального содействия по организации мероприятий и проведению работ государственной кадастровой оценки земель с целью обеспечения максимального соответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости;
- проведение комплекса мероприятий по упорядочению землепользования, пересмотру ставок (размеров) арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню;
- обеспечение высокого уровня информированности налогоплательщиков в части исполнения ими обязанности по уплате налогов и продолжение работы в рамках территориального штаба Юргинского муниципального района;
- совершенствование процедур администрирования доходов бюджета.
Развитие муниципальных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов
В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены поправки, обеспечивающие создание законодательной базы для формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных программ и муниципальных программ.
В результате внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации созданы условия для интеграции в бюджетный процесс муниципальных программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Внесенные изменения позволили осуществить переход к формированию (начиная с 2014 года) бюджета на основе программно-целевого принципа, что является важным этапом реализации мер повышения эффективности бюджетных расходов и повышения качества бюджетного планирования.
Утверждению муниципальных программ Юргинского муниципального района должно предшествовать формирование долгосрочной бюджетной стратегии, определяющей предельные расходы на реализацию каждой муниципальной программы Юргинского муниципального района.
В районе была разработана и утверждена нормативно-правовая база формирования местного бюджета в разрезе муниципальных программ:
- постановлением администрации Юргинского муниципального района от 07.11.2013 г. N 97-МНА утверждён порядок разработки проекта муниципального бюджета;
- постановлением администрации Юргинского муниципального района от 10.10.2013 N 75-МНА утверждено Положение о муниципальных программах Юргинского муниципального района;
- постановлением администрации Юргинского муниципального района от 16.12.2013 N 107-МНА утвержден перечень муниципальных программ Юргинского муниципального района. Все муниципальные программы разработаны и утверждены до начала формирования местного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Решение Совета народных депутатов Юргинского муниципального района от 25.12.2013 г. N 14-НПА "Об утверждении Юргинского муниципального районного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов" содержит, помимо ведомственной и функциональной структур расходов местного бюджета, программную структуру (распределение бюджетных ассигнований по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности).
Местный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в программной структуре расходов на основе 16-ти муниципальных программ Юргинского муниципального района. В рамках муниципальных программ, непосредственно увязанных с целями и результатами государственной политики Кемеровской области и Юргинского муниципального района, сформировано более 60% объема расходов местного бюджета:
В то же время конечная эффективность программного бюджета зависит от качества муниципальных программ, механизма контроля за их реализацией. Часть муниципальных программ нуждается в доработке. Необходимо обеспечить взаимосвязь поставленных целей с мероприятиями муниципальных программ Юргинского муниципального района.
Повышение эффективности бюджетных расходов
В целях обеспечения сбалансированности местного бюджета на 2014-2016 годы продолжена работа по выявлению и использованию возможности оптимизации бюджетных расходов и перераспределению высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач государственной и муниципальной политики, в первую очередь на реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 594-606 в условиях ограничения роста бюджетных расходов, не обеспеченных доходными источниками.
Основной задачей Программы является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия исходя из возможностей местного бюджета в реализации государственных программ Российской Федерации, Кемеровской области и мероприятий, софинансируемых из федерального и областного бюджетов;
повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления Юргинского муниципального района, в том числе за счет стимулирования их деятельности на достижение наилучших результатов.
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами необходимо создать систему анализа эффективности бюджетных расходов.
Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех этапах бюджетного процесса. Анализ эффективности бюджетных расходов необходимо осуществлять в отношении всех мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местного бюджета, в процессе формирования проекта местного бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Юргинского муниципального района.
Для планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств учитываются данные реестров расходных обязательств органов местного самоуправления Юргинского муниципального района, представляемых ими в финансовое управление по Юргинскому району в соответствии с Порядком ведения реестра расходных обязательств Юргинского муниципального района, утвержденным постановлением Главы Юргинского района от 22.11.2007 г. N 21 "Об утверждении Порядка ведения реестра расходных обязательств Юргинского района".
Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств необходимо осуществлять перераспределение бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Это позволит определить наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов социально-экономической политики Юргинского муниципального района и обеспечения реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 594-606.
В качестве приоритетных, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 594-606 задач, определены следующие направления расходов:
1. В сфере образования - обеспечение доступности качественного образования, отвечающего запросам населения и перспективным задачам социально ориентированного развития Юргинского муниципального района области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как институтов социального развития, направленная на достижение современного качества учебных результатов, создание равных возможностей для получения современного качественного образования;
совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки талантливых детей и молодежи, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации;
создание необходимых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование условий для социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Финансовые ресурсы будут направлены, прежде всего, на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Безусловным приоритетом будет являться решение задач по поэтапному повышению оплаты труда:
педагогических работников образовательных организаций общего образования до уровня средней заработной платы в Кемеровской области;
педагогических работников образовательных организаций дошкольного образования до уровня средней заработной платы в сфере общего образования в Кемеровской области;
педагогических работников учреждений дополнительного образования до уровня средней заработной платы учителей в Кемеровской области;
педагогических работников учреждений по работе с детьми-сиротами к 2018 году до средней заработной платы в Кемеровской области.
2. В сфере здравоохранения - совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему доступной и качественной медицинской помощи.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение оказания медицинской помощи и предоставление услуг в сфере здравоохранения;
обеспечение профилактики и развития медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в том числе на повышение заработной платы врачей до уровня 200% средней заработной платы по области, среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала до уровня 100% средней заработной платы в регионе к 2018 году (средства областного бюджета и ОМС).
3. В сфере культуры и национальной политики - сохранение культурного потенциала и культурного наследия Кемеровской области, поддержка многообразия культурной жизни, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, интеграция во всероссийский и мировой культурный процессы, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям, сохранение межнационального мира и стабильности, создание условий для сохранения и развития культуры и языка всех наций и народностей, проживающих в регионе, а также повышение качества жизни коренных малочисленных народов Юргинского муниципального района.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", в том числе на повышение заработной платы работников учреждений культуры до уровня 100% средней заработной платы по Кемеровской области к 2018 году.
4. В сфере социальной политики - повышение эффективности системы социальной поддержки и социального обслуживания населения в Юргинском муниципальном районе.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач муниципальной программы:
реализация действующих мер адресной социальной поддержки населения в Юргинском муниципальном районе;
обеспечение потребности граждан старших возрастов, инвалидов и семей с детьми - инвалидами в социальном обслуживании;
повышение качества социальных услуг;
улучшение материального положения отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, за счет оказания им целевой адресной помощи;
поддержка и стимулирование гражданской активности пожилых людей;
повышение уровня социальной реабилитации инвалидов для преодоления ими ограничений жизнедеятельности;
создание условий для повышения профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания населения и статуса социальной службы;
обеспечение эффективного управления системой социальной поддержки.
Бюджетные средства будут направлены на реализацию мероприятий, определенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в том числе на повышение заработной платы социальных работников до уровня 100% средней заработной платы по Кемеровской области к 2018 году (средства областного бюджета).
5. В области занятости населения - реализация мер по содействию занятости и обеспечению защиты от безработицы, поддержка уровня занятости граждан, относящихся к категории инвалидов при участии в государственных программах занятости, поддержки малого бизнеса, индивидуального предпринимательства, взаимодействие со службой занятости населения в области трудовых отношений. Содействовать улучшению условий и охраны труда на предприятиях и организациях Юргинского муниципального района, предупреждению и снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" будет продолжено проведение мероприятий по содействию в трудоустройстве инвалидов, обеспечению доступности профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" планируется проведение мероприятий, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
6. В сфере жилищно-коммунального хозяйства - развитие жилищной и социальной инфраструктуры, создание условий для приведения жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения Юргинского муниципального района, повышение доступности и качества жилищного обеспечения населения Юргинского муниципального района, развитие ипотечного жилищного кредитования, создание условий для комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, в том числе для развития малоэтажного индивидуального жилищного строительства, содействие устойчивому развитию территорий Юргинского муниципального района, обеспечению устойчивого функционирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения и экономики Юргинского муниципального района.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" запланировано решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
Процессу концентрации бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях расходов должен предшествовать анализ эффективности бюджетных расходов.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать прогнозирование последствий реализации либо не реализации мероприятий (осуществление бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать прямая связь бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Основные проблемы, с которыми столкнулись муниципальные учреждения в процессе своей деятельности, характерны в целом по Российской Федерации:
формальное проведение преобразований с сохранением ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений;
различия в подходах к определению однотипных услуг, включенных в ведомственные перечни, при которых одинаковые по сути услуги имеют различные наименования, а наименования и детализация отдельных услуг не соответствуют базовым (отраслевым) перечням услуг (работ);
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет;
несовершенство нормативно-правовой базы и ограниченность практики формирования бюджетов с учетом показателей государственных заданий.
Основные направления повышения доступности и качества оказания государственных услуг были обозначены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах":
первое, законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах как образование, здравоохранение, культура и других. Учредители муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать муниципальные задания для подведомственных учреждений;
второе, создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги;
третье, включение основных параметров муниципального задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ.
Достижение поставленных задач необходимо обеспечить путем реализации мероприятий по следующим направлениям:
1. Использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ Юргинского муниципального района и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
Сводные показатели муниципальных заданий должны включаться в состав муниципальных программ Юргинского муниципального района (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры муниципальных заданий должны формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих муниципальных программ Юргинского муниципального района.
2. Выявление неэффективных муниципальных учреждений. Оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также оказывающих услуги, не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов муниципальной власти Юргинского муниципального района, на тип казенного учреждения либо их ликвидация.
3. Формирование единого регистра услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного органом муниципальной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, должно формироваться муниципальное задание.
Муниципальные задания на основе единого регистра муниципальных услуг предлагается формировать, начиная с заданий на 2016 год.
4. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом районной или отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений (планируется с 2015 года). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а, следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
5. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства учреждений в части взимания платы за оказание муниципальных услуг, гарантированных населению за счет местного бюджета, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
6. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Формирование расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений Юргинского муниципального района производится в соответствии с отраслевыми положениями об оплате труда работников, учитывающими критерии оценки деятельности и показатели эффективности.
Стимулирующие выплаты производятся с учетом показателей эффективности учреждений и работников. В планах мероприятий ("дорожных картах"), направленных на повышение эффективности в социальной сфере, предусмотрено соблюдение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда муниципальных учреждений не более 40 процентов, а также мероприятий, направленных на введение "эффективного контракта".
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, органами местного самоуправления Юргинского муниципального района начата работа по заключению "эффективных контрактов" с отдельными категориями работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Принцип "деньги в обмен на эффективность" должен распространяться не только на отношения между учредителем и учреждением, но и на отношения между учреждением и конкретным специалистом, который принимает участие в предоставлении муниципальной услуги.
Необходимо осуществить внедрение системы нормирования труда в учреждениях бюджетной сферы с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказами Минтруда России от 31.05.2013 N 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда" и от 30.09.2013 N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в муниципальных учреждениях".
Необходимо продолжить мероприятия по контролю за соблюдением предельного уровня соотношения (не превышающего более чем в 3 раза) оплаты труда руководителей учреждений и средней заработной платы работников основных профессий за отчетный год (Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2013-2015 годы).
7. Совершенствование системы оказания муниципальных услуг.
Оптимизация системы оказания муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Юргинского муниципального района, осуществляется путем их перевода в электронный вид на основе эффективного межведомственного взаимодействия между органами власти, а также упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных (муниципальных) услуг в режиме "одного окна", в том числе посредством создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) в Юргинском муниципальном районе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" по увеличению доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг к 2015 году должны быть на уровне 90%, в 2013 году достигнуто целевое значение в районе - 26%. Согласно утвержденного Губернатором Кемеровской области плана-графика создания сети МФЦ на территории Кемеровской области на 2013-2015 годы, направленного на обеспечение показателя Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601, открытие МФЦ Юргинского муниципального района запланировано на 2015 год.
Открытие МФЦ позволит увеличить долю граждан, имеющих возможность получать услуги на базе МФЦ
Показателями эффективности деятельности МФЦ в Юргинском муниципальном районе могут служить результаты ежегодного социологического опроса, по итогам которого доля населения, удовлетворенного качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, увеличится.
В целях предоставления заявителям возможности обращения за получением широкого круга услуг по принципу "одного окна" в период до 2018 года необходимо проведение мероприятий по дальнейшему развитию системы МФЦ, в том числе расширению перечня государственных услуг, предоставляемых на базе МФЦ.
8. Повышение адресности социальной поддержки граждан.
Цель этой работы в сфере социальной поддержки граждан направлена на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций гражданам.
Поэтому задача на ближайшую перспективу - осуществление перехода от преимущественно категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. При этом усиление адресности и повышение эффективности использования имеющихся средств предполагает оказание действенной, реальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам.
В рамках реализации указанного направления необходимо продолжить инвентаризацию установленных льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на предмет исключения финансирования за счет средств местного бюджета льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к федеральным льготникам.
9. Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления.
В целях повышения эффективности использования средств местного бюджета в сфере муниципального управления бюджетная политика будет направлена на оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе за счет исключения дублирующих функций. Это должно привести к оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления, централизации учетных процедур, что за счет сокращения дублирования функций и полномочий позволит сконцентрировать средства местного бюджета на приоритетных направлениях.
10. Стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе.
Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве должно обуславливать существенную экономию бюджетных средств. Во всех без исключения учреждениях должна проводиться работа по повышению энергоэффективности, сокращению издержек при потреблении энергоресурсов, использованию преимуществ заключения энергосервисных контрактов с энергоснабжающими организациями.
Необходимо отметить, что в настоящее время актуальным является вопрос контроля за проведением мероприятий и оценки вложения средств областного и местного бюджетов в мероприятия по энергоэффективности.
Повышение эффективности межбюджетных трансфертов
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений с муниципальными образованиями района должна быть направлена на повышение самостоятельности и ответственности местных бюджетов.
Межбюджетные отношения на 2014-2018 годы формируются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Юргинского районного Совета народных депутатов от 24.12.2009 г. N 87/41-рс "Об утверждении Положения о межбюджетных отношениях в Юргинском муниципальном районе". Из районного бюджета бюджетам поселений предоставляются межбюджетные трансферты в следующих формах: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, объединённых территорией Юргинского муниципального района; субвенции из областного бюджета на исполнение переданных бюджетам поселений отдельных государственных полномочий в соответствии с законами Кемеровской области.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют районный фонд финансовой поддержки поселений. Объём и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджетов муниципального района утверждается решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального района о бюджете муниципального района.
Размер субвенций из областного бюджета определяется исходя из численности жителей поселений в расчёте на одного жителя в соответствии с единой методикой, утверждённой Законом Кемеровской области.
Кроме того, поселения решают не все вопросы местного значения. Вследствие этого фактически складывается ситуация, при которой областной бюджет и бюджет муниципального района взяли на себя финансовое обеспечение выполнения отдельных полномочий органов местного самоуправления. Расходы муниципальных образований должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. Все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены. Оказание дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств. Планируется постоянно осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, что будет способствовать повышению финансовой дисциплины.
Управление муниципальным долгом Юргинского муниципального района
Одной из основных задач в реализации ответственной долговой политики является поддержание безопасного уровня муниципального долга Юргинского муниципального района.
Долговая политика Юргинского муниципального района зависит от формирования собственных доходов бюджета Юргинского муниципального района, а также расходных обязательств Юргинского муниципального района, при соблюдении установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений по дефициту и объему муниципального долга.
В предстоящем периоде управление муниципальным долгом будет направлено на обеспечение приемлемого и экономически безопасного объема муниципального долга Юргинского муниципального района, минимизацию стоимости обслуживания долговых обязательств и недопущение просроченной задолженности по долговым обязательствам Юргинского муниципального района.
Для достижения заданной цели сформулированы следующие задачи:
1. Оценка и проведение мониторинга состояния муниципального долга Юргинского муниципального района.
2. Совершенствование механизмов управления муниципальным долгом Юргинского муниципального района.
IV. Развитие системы муниципального финансового контроля
Муниципальный финансовый контроль - неотъемлемая составляющая системы муниципального управления, главной целью и предназначением которого являются повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами, создание условий для финансовой стабилизации.
В условиях перехода к программному бюджету происходит преобразование функций и задач органов муниципального финансового контроля. При организации их деятельности наибольшее внимание будет уделяться контролю за результатами по использованию муниципальных финансовых ресурсов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации с 04.08.2013 определена сфера муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля. К полномочиям органов внешнего муниципального финансового контроля отнесена экспертиза муниципальных программ, органов внутреннего муниципального финансового контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ.
Одним из основных инструментов внешнего муниципального финансового контроля должен стать аудит эффективности, который призван дать оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального района с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля Юргинского муниципального района помимо задач по осуществлению контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий, отнесены полномочия по контролю в сфере закупок для муниципальных нужд с применением мер административной ответственности.
В целом поставленные перед органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля новые задачи и введение многочисленных санкций и мер административной ответственности должны способствовать созданию в Юргинском муниципальном районе полноценной работоспособной системы мониторинга исполнения муниципальных программ.
V. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального района, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета Юргинского муниципального района и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления муниципальными финансами Юргинского муниципального района.
В связи с этим необходимо обеспечить публичность процесса управления муниципальными финансами Юргинского муниципального района.
Для достижения перечисленных целей предлагается реализовать меры по следующим основным направлениям:
- ежегодная оценка хода реализации и эффективности муниципальных программ Юргинского муниципального района;
- использование возможностей Интернет-ресурсов в целях обеспечения доступа заинтересованных пользователей к актуальной информации на протяжении всего бюджетного цикла: на сайте администрации Юргинского муниципального района - о ходе исполнения бюджета района; на Общероссийском официальном сайте - по подготовке муниципальных закупок (формировании и реализации планов и планов-графиков муниципальных закупок), исполнении муниципальных контрактов, достигнутых результатах по объему и качеству оказанных муниципальных услуг;
- регулярная публикация "бюджета для граждан (открытого бюджета)" в целях обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджете Юргинского муниципального района и отчете об исполнении бюджета, повышения открытости и прозрачности информации об управлении муниципальными финансами Юргинского муниципального района.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами Юргинского муниципального района.
Информация, публикуемая в открытых источниках, позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и эффективности их расходования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Юргинского муниципального района Кемеровской области от 27 октября 2014 г. N 42-МНА "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.