Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев обращение АО "Златмаш" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Электрические технологии" в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения открытого запроса котировок в электронной форме на поставку приборов учета электроэнергии (извещение N 32211329170),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение АО "Златмаш" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Электрические технологии", 620078, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, стр. 164, офис 2, ИНН 6670167782. 2022-8126 2 Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства. АО "Златмаш" провело открытый запрос котировок в электронной форме на поставку приборов учета электроэнергии (извещение N 32211329170). В соответствии с итоговым протоколом, размещенным в ЕИС 29.04.2022, в соответствии с пунктом 11.9.5 Положения о закупке договор подлежит заключению с единственным участником открытого запроса котировок в электронной форме: ООО "Электрические технологии".
Согласно пункту 27 документации и пункту 20.2.4, 20.2.6 Положения о закупке 20.2.4. проект договора, заключаемый по итогам закупки, формируется лицом, с которым заключается договор, в соответствии с условиями Извещения о закупке, условиями своей заявки, подписывается уполномоченным представителем такого лица и направляется, также, как и обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено пунктом 18 настоящего Извещения с учетом особенностей, установленных пунктом 30 настоящего Извещения) Заказчику, Организатору закупки в течение 10 (десяти) дней с даты: 1) официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель или протокола рассмотрения единственной заявки участника, заявка которого признана соответствующей требованиям Извещения о закупке; 2) проведения преддоговорных переговоров в случае, если они проводились (подраздел 20.4 Положения); 3) поступления лицу, с которым заключается договор в случае отстранения победителя закупки, по адресу электронной почты уведомления, об официальном размещении протокола об отстранении победителя закупки в случаях, предусмотренных Извещением о закупке (подраздел 11.8 Положения); 4) поступления лицу, с которым заключается договор в случае уклонения победителя закупки, по адресу электронной почты уведомления, об официальном размещении протокола об уклонении победителя закупки от заключения договора (если возможность заключения договора с таким лицом предусмотрена Извещением о закупке) (подраздел 20.6 Положения).
Лицо, с которым Заказчиком заключается договор, несет полную ответственность за соответствие направляемого проекта договора условиям Извещения о закупке, условиям своей заявки, а также условиям преддоговорных переговоров и прочим условиям в соответствии с пунктом 20.2.14 Положения. Договор по итогам процедуры закупки заключается не ранее 10 (десяти) дней и не позднее 20 (двадцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки. Участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в порядке, предусмотренном пунктом 20.6.1 Положения о закупке. Согласно данному пункту участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае: 1. непредставления / ненаправления подписанного им договора в предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки; 2. непредставления им обеспечения исполнения договора, в том числе предоставление обеспечения исполнения договора в меньшем размере, предоставление обеспечения исполнения договора с нарушением требований извещения, документации о закупке или предоставление обеспечения исполнения договора в ненадлежащей форме; 3. поступления Заказчику в письменной форме заявления об отказе от подписания договора; 4. предъявления встречных требований по условиям договора.
Пунктом 18 документации установлено требование об обеспечении исполнения договора (требования к размеру, форме и способу предоставления обеспечения исполнения договора, включая обязательства поставщика, которые должны быть обеспечены). Обеспечение исполнения договора может быть предоставлено: 1) в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям, установленным в настоящем Извещении; 2) путем перечисления денежных средств Заказчику в соответствии с требованиями настоящего Извещения. Итоговый протокол в ЕИС был размещен 29.04.2022. В установленный документацией срок, то есть 09.05.2022 ООО "Электрические технологии" не направило проект договора и банковскую гарантию в адрес Заказчика. ООО "Электрические технологии" пояснило, что предложение об участие в конкурсе на поставку приборов учета электроэнергии для АО "Златмаш" в адрес ООО "Электрические технологии" поступило 25.04.2022 от АО "Энергомера", путем направления электронного письма, направленного в адрес ООО "Электрические технологии" представителя завода АО "Энергомера". Сотрудник, отвечавший за оформление и подачу заявки, уволился 29.04.2022 не передав информацию о ранее поданной заявке на участие в открытом запросе котировок в электронной форме. 29.04.2022 на телефон представителя ООО "Электрические технологии" поступил звонок от сотрудника АО "Златмаш".
Сотрудник АО "Златмаш" сообщил о том, что электросчётчик "Энергомера" СЕЗОЗ S31 503 JAVZ, указанный в заявке ООО "Электрические технологии", не подходит по техническим параметрам в Техническом задании. В ходе переписки и телефонного общения были достигнуты договоренности о возможности подбора счетчика, параметры которого должны соответствовать определенным параметрам Заказчика. Запрос на подбор электросчётчика, соответствующего указанным параметрам в тот же день был направлен в адрес АО "Энергомера" посредством электронной почты. 13.05.2022 ООО "Электрические технологии" уведомило представителя АО "Златмаш" о направлении запроса на подбор замены производителю - АО "Энергомера". Ответ за запрос от АО "Энергомера" поступил в адрес ООО "Электрические технологии" 16.05.2022. В тот же день данная информация была перенаправлена сотруднику АО "Златмаш". 19.05.2022 сотрудник ООО "Электрические технологии" направил в адрес АО "Златмаш" на согласование договор и спецификацию и после получения от сотрудника АО "Зпатмяш" подтверждения согласования со стороны АО "Златмаш" договора и спецификации в ранее направленной редакции, 19.05.2022 направил сканированную копию подписанных со стороны ООО "Электрических технологий" договора и спецификации к нему. В тот же день сотрудник АО "Златмаш" подтвердил получение подписанных документов.
В течении последующих трех недель со стороны АО "Златмаш" отсутствовала какая-либо обратная связь. 01.06.2022 года сотрудник ООО "Электрические технологии" направил сотруднику АО "Златмаш" электронное сообщение о том, что он не может с ним связаться и просил сообщить о согласовании замены электросчётчика, а также подтвердил готовность ООО "Электрические технологии" поставить продукцию, указанную в заявке. Согласно пояснениям, сотрудник ООО "Электрические технологии" воспринял отсутствие обратной связи и направления в адрес ООО "Электрические технологии" договора подписанного со стороны АО "Златмаш" как отказ последнего от заключения договора, но не сообщил о данном факте вышестоящему руководству, посчитав, что данная информация не является значимой. ООО "Электрические технологии" не отрицает факт не внесения обеспечения, предусмотренное пунктом 18 Извещения о закупке, пунктом 10.11.10 "Положение о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Так, в соответствии с протоколом признания участника уклонившимся от заключения договора по результатам проведения открытого запроса котировок в электронной форме ООО "Электрические технологии" в адрес Заказчика в установленные сроки не направлен подписанный договор и не предоставлено обеспечение, предусмотренное пунктом 18 Извещения о закупке, пунктом 10.11.10 Положения о закупке и признан уклонившимся от заключения договора.
На основании изложенного, АО "Златмаш" обратилось в Челябинское УФАС России с заявлением о включении сведений об ООО "Электрические технологии" в реестр недобросовестных поставщиков. Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте. В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках. Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. Обращение АО "Златмаш" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Электрические технологии" направлено в Челябинское УФАС России в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 1211.
Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя 2022-8126 5 обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "Электрические технологии", подавая заявку на участие в закупке, было ознакомлено и согласилось с условиями документации. Проект договора со стороны ООО "Электрические технологии" был направлен на 20 день с момента опубликования итогового протокола, обеспечение (банковская гарантия или денежные средства) представлено не было, что является нарушением условий документации и основание для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Также ООО "Электрические технологии" не было представлено сведений об оформлении банковской гарантии в банке или о наличии обстоятельств, препятствующих внесению денежных средств заказчику в качестве обеспечения. Заявка на участие в конкурсе была подписана директором ООО "Электрические технологии".
Следовательно, информация о ранее поданной заявке на участие в закупке была известна иным сотрудникам ООО "Электрические технологии", помимо сотрудника формировавшего заявку, что подтверждается активной перепиской между сотрудниками общества и заказчика. Указанные ООО "Электрические технологии" в пояснениях основания, послужившие для не направления Заказчику обеспечения не являются достаточными, чтобы утверждать об отсутствии вины в действиях общества по уклонению от заключения договора либо о наличии объективных, непреодолимых препятствий для не предоставления обеспечения. 2022-8126 6 Не предоставление обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, является основанием для включения поставщика в РНП. Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Электрические технологии" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Уклонение ООО "Электрические технологии" от заключения договора, Комиссией Челябинского УФАС России установлено. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках,
РЕШИЛА:
Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение о наличии оснований для включения сведений об ООО "Электрические технологии" (620078, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, стр. 164, офис 2, ИНН 6670167782) в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2022 г. N 074/10/5-1577/2022 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения - заключение договора - запрос котировок в электронной форме - положение о закупке)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.06.2022