Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" и в присутствии представителя заявителя - ООО "Гарант-М" Петровой Е.Б. (доверенность от 17.02.2021 N17-02/21), рассмотрев жалобу ООО "Гарант-М" на действия единой комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку нитрильных перчаток (реестровый N0325200000321000004), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.02.2021 поступила жалоба ООО "Гарант-М" (далее - Заявитель, Общество) на действия единой комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку нитрильных перчаток (реестровый N0325200000321000004) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, единая комиссия Заказчика неправомерно приняла решение о признании второй части аукционной заявки Общества не соответствующей требованиям аукционной документации.
Уведомлением от 16.02.2021 N04/960 рассмотрение жалобы Заявителя было назначено на 18.02.2021 на 15 час.00 мин.
Комиссия в ходе рассмотрения жалобы объявила перерыв до 19.02.2021 на 13 час.30 мин.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
25.01.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе.
28.01.2021 Заказчик внес изменения в аукционную документацию, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.02.2021, на участие в электронном аукционе было подано 5 аукционных заявок. Единая комиссия Заказчика допустила к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
Как следует из протокола подведения итогов от 08.02.2021, единая комиссия Заказчика признала вторую часть аукционной заявки Общества не соответствующей требованиям аукционной документации на основании Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств" и пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
При этом, Заявитель считает, что единая комиссия Заказчика приняла незаконное решение о признании второй части аукционной заявки Общества не соответствующей требованиям аукционной документации, т.к. участники закупки, предложившие к поставке товар Российского происхождения, не представили в составе своих заявок информацию о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи, поскольку данные товары отсутствуют в указанном реестре.
Комиссия, изучив представленные документы пришла к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N617 для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
В силу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N617 при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Информация об установлении предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении аукциона, в разделе "Информационная карта" аукционной документации.
Однако в пункте 11.2.3 раздела "Информационной карты" аукционной документации Заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки выписки из реестра российской промышленной продукции, что не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617, и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод жалобы о том, что единая комиссия Заказчика приняла незаконное решение о признании второй части аукционной заявки Общества не соответствующей требованиям аукционной документации, т.к. участники закупки, предложившие к поставке товар Российского происхождения, не представили в составе своих заявок информацию о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи, Комиссия считает необоснованным, поскольку в аукционной документации отсутствовало данное требование к составу заявок, что также является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Что касается доводов жалобы о несоответствии аукционной документации Закону о контрактной системе, то Комиссия отмечает, что пунктом 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, определено, что в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Принимая во внимание существенность нарушений, допущенных Заказчиком при утверждении документации об аукционе, повлекших совершение участниками закупки ошибок при формировании заявок на участие в аукционе, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гарант-М" на действия единой комиссии государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку нитрильных перчаток (реестровый N0325200000321000004) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку нитрильных перчаток (реестровый N0325200000321000004).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку нитрильных перчаток (реестровый N0325200000321000004).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
5. Доводы жалобы о несоответствии аукционной документации Закону о контрактной системе не рассматривать, поскольку согласно пункту 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, определено, что в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 февраля 2021 г. N 030/06/64-216/2021 (ключевые темы: промышленные товары - аукционная документация - участники закупок - электронный аукцион - товары, происходящих из иностранных государств)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2021