Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствии представителя Администрации местного самоуправления Павлодольского сельского поселения Моздокского района РСО-Алания (далее - АМС Павлодольского сельского поселения, Заказчик) и представителей ООО "Стигматранс" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Стигматранс" далее - Заявитель) на действия АМС Павлодольского сельского поселения при проведении электронного аукциона N0110300003421000001 на выполнение работ по ремонту площади в ст. Павлодольская, переулок Уварова в Моздокском районе (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
31 марта 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Стигматранс" (далее - Заявитель) на действия АМС Павлодольского сельского поселения при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что проект контракта не содержит требование, установленное частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель указывает, что документация для проведения рассматриваемого Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку по ряду позиций Технического задания документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлены показатели характеристик требуемых к поставке товаров, значения которых становятся известными только после испытаний определенной партии товара после его производства, что по мнению Заявителя влечет за собой ограничение конкуренции в рамках рассматриваемой закупки.
Из объяснений по существу жалобы АМС Павлодольского сельского поселения следует, что возможность корректировки определенных условий проекта контракта при заключении контракта вытекает из статьи 83.2 Закона о контрактной системе, эта возможность касается тех условий проекта контракта, которые не соответствуют, в частности, документации и (или) извещению о закупке. Реализуется указанная возможность посредством направления победителем аукциона протокола разногласий с замечаниями к соответствующим положениям проекта контракта и последующим подписанием сторонами доработанного проекта контракта.
Также Заказчик пояснил, что в описании объекта закупки, приложенной к документации описаны товары, использование которых предусмотрено локально сметным расчетом, однако пункт 6.1 документации не требует от участников обязательного указания конкретных показателей данных товаров в составе первой части заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного АМС Павлодольского сельского поселения считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 23 марта 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) АМС Павлодольского сельского поселения были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0110300003421000001 на выполнение работ по ремонту площади в ст. Павлодольская, переулок Уварова в Моздокском районе и Документация для проведения указанного Аукциона с приложенным к нему проектом контракта, утвержденная 22.03.2021 АМС Павлодольского сельского поселения (далее - Аукционная документация, Проект контракта).
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Однако Проект контракта не содержит информацию, предусмотренную частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица АМС Павлодольского сельского поселения выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2 В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Также согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В ТЗ (описание объекта закупки) Заказчиком установлено, что в ходе исполнения условий контракта, помимо прочего, необходимо использовать:
- щебень - полные остатки на ситах с наименьшим диаметром должна быть [св. 10 до 20] 90-100, содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть в диапазоне 0_50, порода из которой изготовлен щебень должна быть изверженная/ осадочная/ метаморфическая;
- асфальтобетонная смесь - величина остаточной пористости должна быть [св. 2,5 до 5], марка смеси в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов не должна быть более II.
При этом, подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и абзацем "б" подпункта 2 пункта 6.1 части 6 Аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Таким образом, Заказчик в Аукционной документации установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе, сведений о свойствах товара, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства либо приобретения, что в свою очередь обязывает потенциальных участников Аукциона иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе.
Таким образом Аукционная документация не соответствует требованиям части 2 статьи 8, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Извещением о проведении Аукциона и пунктом 27 Информационной карты Аукционной документации установлено, что участниками рассматриваемой закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 Закона о контрактной системе от цены контракта, по которой в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт.
Однако, в нарушение требований части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе в пункте 2.14 Проекта контракта указано, что контракт предусматривает обеспечение его исполнения в размере 5% начальной максимальной цены Контракта в сумме: 153 429,90 (сто пятьдесят три тысячи четыреста двадцать девять) рублей 00 копеек.
Действия должностного лица АМС Павлодольского сельского поселения выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в пункте 2.14.2 Проекта контракта указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 (один) месяц.
Действия должностного лица АМС Павлодольского сельского поселения выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Однако, в нарушение требований части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в пунктах 2.7 и 2.8 Проекта контракта установлено, что оплата по контракту осуществляется на основании приёмки выполненных работ по безналичному расчету путём перечисления заказчиком денежных средств на расчётный счёт подрядчика, указанный в настоящем контракте в течение 30-ти (тридцати) календарных дней с даты подписания акта о приёмке выполненных работ, аванс не предусмотрен, а также окончательный расчёт производится заказчиком после выполнения подрядчиком всех работ по контракту, включая и устранение дефектов, выявленных при приёмке предмета контракта, на основании акта о приёмке выполненных работ, подписанного заказчиком, с учётом ранее перечисленных средств подрядчику в течение 30-ти (тридцати) календарных дней.
Действия должностного лица АМС Павлодольского сельского поселения выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Однако, в нарушение требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 2.14.6 Проекта контракта установлено, что Заказчик не более чем в течение 30-ти (тридцати) дней с даты исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом возвращает подрядчику сумму обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется подрядчиком), в том числе части денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица АМС Павлодольского сельского поселения выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом Документация содержит требования к товарам с описанием их характеристик, среди которых такие товары, как: щебень, асфальтобетонная смесь, то есть к товарам, не поставляемым Заказчику, а фактически предполагаемым к использованию при выполнении закупаемых работ.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При этом частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Из извещения о проведении Аукциона следует, что объектом рассматриваемой закупки являются работы по ремонту площади в ст. Павлодольская.
Вместе с тем, в нарушение требований части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, в подпункте 6 пункта 6.1 Документации Заказчиком установлено требование к содержанию, составу первой части заявки на участие в Аукционе, которая должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Кроме того, Аукционная документация не содержит порядка приемки товаров, указанного в Техническом задании Аукционной документации (описание объекта закупки) (далее - ТЗ).
То есть Заказчиком в Документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе наименования страны происхождения, конкретных показателей товаров и указание на товарный знак (при наличии) товаров.
Действия должностного лица АМС Павлодольского сельского поселения выразившиеся в установлении требования о представлении участниками электронного аукциона в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Стигматранс" на действия - АМС Павлодольского сельского поселения при проведении электронного аукциона N0110300003421000001 на выполнение работ по ремонту площади в ст. Павлодольская, переулок Уварова в Моздокском районе.
2. Признать АМС Павлодольского сельского поселения нарушившим часть 6.2 статьи 96, часть 8 статьи 30, часть 3 статьи 96, часть 7 статьи 34, часть 27 статьи 34, части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА175-04/21 муниципальному заказчику - АМС Павлодольского сельского поселения уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Аукциона N0110300003421000001, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Стигматранс" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 7 апреля 2021 г. N А183-04/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2021