Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ПрофЭнерго" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии по проведению закупок для нужд муниципального заказчика - ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания (Республика Северная Осетия - Алания, г.Алагир, ул.Кодоева, д.45, далее - Единая комиссия ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310300038521000004 на выполнение работ по ремонту наружного освещения в селах Алагирского района РСО-Алания (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
02 апреля 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ПрофЭнерго" на действия Единой комиссии ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя Единая комиссия ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания нарушила порядок определения победителя Конкурса.
В своей жалобе Заявитель указал, что им была подана заявка на участие в Конкурсе. По итогам проведения конкурса решением Единой комиссии ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания победителем Конкурса был признано ООО "Лана".
Вместе с тем Заявитель считает, что оценка заявки на участие в Конкурсе ООО "Лана" осуществлена Единой комиссией ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания с нарушением требований Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- по сведениям ФНС ООО "Лана" имеет среднесписочную численность работников - 1 человек, что по мнению Заявителя не позволяет выполнить объем работ, предусмотренный конкурсной документацией;
- по состоянию финансовой (бухгалтерской) отчетности по данным ФНС и Росстата на 02.04.2021 за период с 2016-2019 (по данным проверки контрагентов) имеет следующие показатели:
Код |
Показатель |
|
2019 |
2018 |
2017 |
2016 |
Ф2.2110 |
Выручка |
Тыс. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ф2.2120 |
Себестоимость продаж |
Тыс. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ф2.2100 |
Валовая прибыль (убыток) |
Тыс. |
0 |
0 |
0 |
0 |
что по мнению Заявителя свидетельствует о несостоятельности данного предприятия в части добросовестного исполнения условий рассматриваемой закупки и полном отсутствии финансовых ресурсов.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указал, что за последние три года данной компанией (ООО "Лана") выполнены всего шесть государственных контрактов, на общую сумму 5 249 433 рубля, в которых нет ни одного исполненного контракта (договора) на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта Конкурса, а также работ сопоставимого характера и объема, при этом в Протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 29.03.2021 N0310300038521000004-3-1 (далее - Протокол от 29.03.2021 N0310300038521000004-3-1) Заказчиком оценены исполненные контракты на сумму 55 682 837,00 рублей, что не соответствует общей финансовой деятельности организации и ставит под сомнение объективность оценки предоставленных в составе второй части заявки ООО "Лана" на участие в Конкурсе, их действительность в части заключения и исполнения, а так же сопоставимость характера.
В объяснении по существу жалобы ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания указало, что оценка заявок была произведена Единой комиссией ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания в соответствии с порядком оценки заявок на участие в Конкурсе, установленным в Приложении N5 к Конкурсной документации и соответствующим Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила оценки заявок). К оценке заявки на участие в Конкурсе ООО "Лана" по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" были приняты успешно выполненные участником закупки работы сопоставимого характера и объема, соответствующие условиям, установленным в Приложении N5 к Конкурсной документации и подтвержденные копиями контрактов (договоров) и актов выполненных работ по данным контрактам (договорам). Общая стоимость успешно выполненных работ ООО "Лана", принятых к оценке составила 55 682 837,00 рублей. Сопоставлять представленную в составе заявки участника закупки информацию с какими-либо источниками о финансовой (бухгалтерской) отчётности и среднесписочной численности, и на этом основании делать вывод о несоответствии действительности и не принимать их к оценке, комиссия Заказчика не вправе. Комиссия Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок вправе не принять к оценке только опыт участника Конкурса, не соответствующий условиям, определенным в Приложении N5 к Конкурсной документации.
В случае, если по мнению комиссии Заказчика, представленный опыт соответствует установленному порядку, то она обязана принять его к оценке. Действительность же и подлинность представленных участником закупки документов, а также результаты оценки заявок по пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе могут быть обжалованы только в судебном порядке.
На основании изложенного ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 26 февраля 2021 года на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310300038521000004 на выполнение работ по ремонту наружного освещения в селах Алагирского района РСО-Алания с начальной (максимальной) ценой контракта 23 909 594,00 рублей (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная начальником ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания (далее - Конкурсная документация).
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе установлено, что рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В связи с вышеизложенным, жалоба Заявителя не рассматривается в части, касающейся оценки заявок на участие в Конкурсе по таким критериям, как качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также по критерию квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
2. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не обязывает комиссию по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме сопоставлять информацию и документы, представленные в составе заявки на участие в таком конкурсе в качестве подтверждения опыта по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" с различными источниками (реестрами, базами данных и так далее).
3. Согласно Извещению о проведении Конкурса и Конкурсной документации, объектом рассматриваемой закупки являются работы по ремонту наружного освещения в селах Алагирского района РСО-Алания.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085.
Пунктом 4 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил оценки заявок;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пунктам 10 и 11 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил оценки заявок):
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
- деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки заявок.
При этом согласно пункту 13 Правил оценки заявок не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами оценки заявок критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
Так, в Приложении N5 к Конкурсной документации (Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе) Заказчиком установлен такой показатель критерия "Квалификация участника закупки", как опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, при этом указано, что по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" под успешно выполненными участником закупки работами сопоставимого характера и объема в настоящей Конкурсной документации понимаются успешно выполненные участником закупки в качестве генподрядчика работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего Конкурса, подтвержденные копиями государственных и (или) муниципальных контрактов и (или) иных гражданско-правовых договоров, заключенных и надлежаще исполненных участником на выполнение указанных работ, за период с 2016 г. по 2021 г., предшествующий дате окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, со всеми приложениями и дополнениями к ним и копиями Актов выполненных работ по данным контрактам (договорам).
Показатель квалификации участника определяется исходя из заявленных участником в форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 1 к конкурсной документации) сведений об исполненных контрактах (договорах) на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса каждый, с приложением к указанной форме копий ранее исполненных контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнениями к ним и копий Актов выполненных работ по данным контрактам (договорам).
Количество предоставленных участником контрактов (договоров) не ограничивается.
При рассмотрении жалобы Комиссия пришла к выводу о том, что работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства не являются работами сопоставимого характера по отношению к работам, закупаемым в рамках рассматриваемого Конкурса.
Кроме того, ни Законом о контрактной системе, ни Правилами оценки заявок, не установлено ограничение на то, что для оценки заявок (предложений) по показателям критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", учитываются исполненные участником закупки контракты (договоры) в качестве именно генподрядчика, предметом которых является выполнение работ сопоставимого характера и объема.
То есть, в нарушение требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и пунктов 13 и 27 Правил оценки заявок, Заказчиком в Приложении N5 к Конкурсной документации установлено, что в качестве подтверждения опыта по критерию "Квалификация участника закупки" оцениваются контракты (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства, то есть на выполнение работ несопоставимого характера, исполненные в качестве генподрядчика.
Действия должностного лица ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания, выразившиеся в установлении порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
4. Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно Протоколу от 29.03.2021 N0310300038521000004-3-1 при оценке заявки на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N6, то есть заявки ООО "Велес", по нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (показатель критерия - опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема) Единой комиссией ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания были учтены контракты (договоры), представленные ООО "Велес" в составе второй части заявки на участие в Конкурсе на сумму 32 601 800,00 рублей.
Вместе с тем, при рассмотрении дела Комиссией установлено, что в составе заявки на участие в Конкурсе ООО "Велес" были представлены следующие контракты (договоры) в количестве шести штук:
- N12-05/18 от 12.05.2018 на выполнение работ по реконструкции сетей уличного освещения в г.Ломоносов: "Реконструкция сетей уличного освещения от ТП-40", "Реконструкция сетей уличного освещения от ТП-72", "Реконструкция сетей уличного освещения от ТП-8" на сумму 12 003 135,00 рублей;
- N01-ЭО/19 от 15.01.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту и содержанию сетей энергосбережения, наружного освещения на территории СНТ "Треугольник" в 2019 году на сумму 18 451 800,00 рублей;
- N0145300014818000341 от 05.03.2019 на выполнение работ по замене светильников наружного освещения в Санкт-Петербурге согласно адресной программе на сумму 14 150 000,00 рублей;
- N19-ТП/20 от 25.03.2020 на выполнение работ по реконструкции питающей трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ (ТП-17) расположенной по адресу: СНТ "Треугольник", Ленинградская область, Кировский район, массив "Восход" на сумму 13 607 730,00 рублей;
- N39-ЭН/2020 от 30.03.2020 на выполнение работ по ремонту сетей уличного освещения по адресу: Ленинградская область, г.Подпорожье на сумму 13 289 763,73 рублей;
- N348-СПб-1 от 29.05.2020 на выполнение работ по ремонту освещения в 3 районе Морского порта по адресу: 198096 СПБ Дорога на Турухтанные Острова на сумму 18 454 452,75 рублей,
которые фактически являются подтверждением опыта работы, связанного с предметом контракта (опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера) и в сумме составляют 89 956 881,48 рублей.
То есть, в нарушение требований части 6 статьи 54.7, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и подпункта "б" пункта 27 Правил оценки заявок, Единая комиссия ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания при оценке заявки на участие в Конкурсе с идентификационным номером N6 по нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (показатель критерия - опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема) не учла контракты, представленные в составе данной заявки, на сумму 57 355 081,48 рублей.
Таким образом, действия членов Единой комиссии ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания, выразившиеся в нарушении порядка рассмотрения и оценки заявки на участие в Конкурсе с идентификационным номером N6, то есть заявки ООО "Велес", содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "ПрофЭнерго" на действия ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310300038521000004 на выполнение работ по ремонту наружного освещения в селах Алагирского района РСО-Алания.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания нарушение требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и пунктов 13 и 27 Правил оценки заявок.
3. Признать в действиях Единой комиссии ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания нарушение требований части 6 статьи 54.7, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и пунктов 13 и 27 Правил оценки заявок.
4. Выдать муниципальному заказчику - ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела NА190-04/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц ОКС АМС Алагирского района РСО-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 9 апреля 2021 г. N А190-04/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2021