Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
___... - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
___... - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
___... - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДМ "Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "ДМ Сервис") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик) при осуществлении закупки "Поставка медицинского расходного материала (стенты)" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0852500000121000761) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
________..
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3430 от 05.04.2021), а также из ФАС России (вх. N 3494 от 07.04.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 30.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 9990000 рублей.
Согласно извещению дата окончания подачи заявок на участие в аукционе 09.04.2021.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик предусмотрено, что при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки по спорным позициям раздела II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе является "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство".
3.1. В жалобе заявителя указано:
"В разделе II. Наименование и описание объекта закупки, Документации об электронном аукционе на поставку медицинского расходного материала (стенты) в позициях N 1-17 "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" присутствует следующая характеристика:
Минимальный размер внутреннего диаметра совместимого проводникового катетера |
миллиметр (French) |
Не более 1.69 (6)* |
Характеристика определяет совместимость с сопутствующим инструментом, требуемым для доставки изделия к поражению в сосуде |
В столбце Единица измерения, Заказчик использовал "миллиметр", дублируя его единицей измерения "French" (Французская шкала диаметра катетеров). Таким образом в столбце Значение показателей, первое значение "Не более 1.69" указано в миллиметрах, а значение "(6)" указано в French.
1 French = 0.33 мм.
Eсли перевести указанное значение "Не более 1.69" из миллиметров в French, по формуле French = Диаметр (мм) х 3 = 1,69 х 3 = 5,07.
Полученное значение 5,07 French не соответствует указанному в описании объекта закупки значению "(6)" French. Таким образом присутствует разночтение в установлении значения показателя, что не позволяет однозначно понять требования Заказчика к товару и подготовить заявку на участие в электронном аукционе. В данной ситуации присутствует прямое нарушение Части 2 Статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ)".
Комиссия признала довод жалобы необоснованным, учитывая следующее.
Представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что значения показателей "минимальный размер внутреннего диаметра совместимого проводникового катетера" по каждой позиции указаны в двух единицах измерения "миллиметр и (French)" исходя из указания данного размера производителями соответствующих медицинских изделий в каталогах и на упаковках.
Французская шкала диаметра катетеров или Шкала Шаррьера (обозначается F или Fr) предназначена для измерения диаметра цилиндрических медицинских инструментов включая катетеры, и выражается в целых числах (например, 5Fr, 6Fr, 7Fr и т.д.). Таким образом, в пунктах 1.12- 17.12 технического задания аукционной документации значение "не более 1,69* мм" относится к минимальному размеру внутреннего диаметра совместимого проводникового катетера, а значение "6Fr" обозначает наружный диаметр катетера.
Кроме того, указание в заявке точного значения "5,07" Fr не будет противоречить требованиям документации, поскольку не превысит значение "6".
3.2. Также заявитель указывает:
"В разделе II. Наименование и описание объекта закупки, Документации об электронном аукционе на поставку медицинского расходного материала (стенты) в позициях N 1-17 "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" присутствует следующие характеристики: "Размер дистальной части системы доставки" и "Размер проксимальной части системы доставки". Под характеристику "Размер", подпадают такие термины: длина, ширина, высота, диаметр и т.д. Характеристика выраженная словом "Размер" вводит в заблуждение, что Заказчик подразумевает под этим и в каких документах, прилагающихся к требуемому изделию/упаковке содержится данная характеристика? В данной ситуации усматривается намеренное запутывание заказчиком потенциальных участников".
Комиссия признала довод жалобы необоснованным с учетом следующего.
Система доставки может характеризоваться следующими показателями: длиной и диаметрами проксимальной и дистальной части. Длина системы доставки указана в пунктах 1.5-17.5. технического задания аукционной и составляет "Не менее 135* см", соответственно пункты 1.9-17.9 "Размер дистальной части", пункты 1.10-17.10 "Размер проксимальной части" отражают диаметры указанных частей. Таким образом, указанные характеристики являются общепринятыми среди производителей медицинского расходного материала (стенты) без конкретизации требуемой характеристики размера, так как размер проксимальной и дистальной частей подразумевает исключительно диаметр.
Из пункта 4.2 "Размер" ГОСТ 25539-2-2012 "Сердечно-сосудистые имплантаты. Внутрисосудистые имплантаты. Часть 2. Сосудистые стенты" также следует, что при определении размера используется величина "диаметр":
"4.2 Размер
При описании размера должны быть использованы следующие характеристики:
a) внешний диаметр;
1) саморасширяющиеся стенты:
- свободный внешний диаметр устройства, в миллиметрах;
- диапазон предполагаемых диаметров просвета сосуда, в миллиметрах".
Доказательств обратного заявителем не представлено.
3.3. По мнению, заявителя совокупности характеристик:
а) Размеры длин стентов 18, 21, 24, 29, 36 мм.
б) Размеры диаметров стентов 2,5; 2,75; 3,0; 3,5; 4,0 мм
в) Лекарственное покрытие: Сиролимус
г) Материал стента: нержавеющая сталь
д) Толщина балки стента: 0,09 мм
соответствует товар единственного производителя - компания "Лепу Медикал Текнолоджи (Бейдзин) Ко., Лтд.", Китайская Народная Республика - Стент коронарный, сиролимус-элюирующий Раrtner c баллонным катетером (ФСЗ 2010/07460).
Заявителем представлены скриншоты с официального сайта производителя подтверждающие данные характеристики.
Вместе с тем в возражениях на жалобу заявителя заказчиком указано следующее:
"Заказчиком при подготовке технического задания и обоснования начальной (максимальной) цены контракта проанализированы характеристики (информация с официальных сайтов производителей и регистрационных удостоверений) цены на медицинский расходный материал (стенты) нескольких производителей.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Приказ N 567) были направлены запросы на предоставление ценовой информации с усредненным техническим заданием разным производителям, в том числе компании "Латрек", являющейся официальным представителем российского производителя ООО "Ангиолайн". В соответствии с п. 3.7.2. Приказа N 567 Заказчиком размещен запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Заказчиком в ответ на вышеуказанные запросы получены ценовые предложения с подтверждением наличия медицинского расходного материала (стенты), с требуемыми для Заказчика характеристиками".
Кроме того, в запросе на разъяснения положений документации об аукционе от 05.04.2021 участник закупки утверждает, что "В аукционной документации, под позиции 1-17 "Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство" в совокупности со всеми указанными параметрами подходит Коронарная стентовая система Orsiro. Производитель: "БИОТРОНИК АГ", прикладывая сканы из каталога производителя.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности довода жалобы о том, что требованиям к товару, установленные в документации об электронном аукционе по спорным позициям, соответствует товар только одного производителя.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика при описании объекта закупки нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ДМ Сервис" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" при осуществлении закупки "Поставка медицинского расходного материала (стенты)" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0852500000121000761).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 апреля 2021 г. N 055/06/33-371/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2021