Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Члена Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЦАО",ООО "Ценный Контракт",
а также в отсутствие представителей ГБУ "Жилищник Пресненского района", о времени, порядке рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NЕИ/19256/21 от 07.04.2021),
рассмотрев жалобу ООО "Ценный Контракт" (далее - Заявитель) на действия
ГБУ "Жилищник Пресненского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей для автомобилей, тракторов и самоходной техники ГБУ "Жилищник Пресненского района" (Закупка N 0373200081221000238) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/19256/21 от 07.04.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, в частности:
- по п.2 "Гидроцилиндр тип 1": "Толкающее усилие 3900 кг", поскольку установленные Заказчиком единицы измерения "кг" являются единицами измерения массы, а не усилия. При этом, по мнению Заявителя, корректными единицами измерения в отношении оспариваемой характеристики являются "кг/см2".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанная характеристика установлена в соответствии со сведениями, опубликованными в сети "Интернет", в частности https://www.vseinstrumenti.ru/avtogarazhnoe_oborudovanie/gidravlicheskiy_ instrument/gidrotsilindry/jtc/gidrotsilindr_usilie_10t_shtok_10_diametr_4 5_mm_jtc_rc1010/.
Кроме того на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно открытым сведениям из сети "Интернет" единицами измерения характеристики "толкающее усилие" являются как "кг", так и "Н".
- по п.9 "Турбокомпрессор тип 1": "Адиабатический компрессора от 0,7* КПД", поскольку единиц измерения, поименованных как "КПД", по мнению Заявителя, не существует.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что под единицей измерения "КПД" (коэффициент полезного действия турбины) - понимается отношение полезной работы к затраченной (располагаемой) в предположении отсутствия теплообмена потока с внешней средой. При этом конкретно в рассматриваемом случае КПД используется не в понятии единицы измерения как таковой, а как часть наименования общего параметра.
- по п.14 "Пневмоцилиндр тип 1": "Статическое толкающее усилие на штоке 7,2 кН", "Статическое тянущее усилие на штоке
6,8 кН", поскольку значения вышеуказанных характеристик представляется возможным определить только по результатам проведения испытаний определенной партии товара. Аналогичным образом установлены требования к товарам по п.2 "Гидроцилиндр тип 1".
- по п.17 "Подшипник (Внутренний диаметр 40 мм, Наружный диаметр 80 мм, Ширина 18 мм)": "Грузоподъемность статическая 8800 Н", "Грузоподъемность динамическая
19300 Н", "Тип двухрядный; однорядный с уплотнением", поскольку указанные требования являются взаимозависимыми в соответствии с государственными стандартами и техническими регламентами, тем самым увеличен объем требований к товарам. Так согласно ГОСТ 8882-75 "Подшипники шариковые радиальные однорядные с уплотнениями", ГОСТ 28428-90 "Подшипники радиальные шариковые сферические двухрядные", такие характеристики как "Грузоподъемность статическая", "Грузоподъемность динамическая" установлены определенным значением в зависимости от типа подшипника. Таким образом, при указании значения параметра "Тип", а также с учетом выраженного согласия участника закупки на поставку товаров на условиях аукционной документации с использованием товаров, соответствующих требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известны показатели характеристик "Грузоподъемность статическая", "Грузоподъемность динамическая".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данных доводов жалобы, в частности указывающие на конкретные стандарты, регламенты или иные нормативные документы, согласно которым конкретные значения характеристик товаров по п.14, п.2 становятся известны после проведения испытаний товара.
Также на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, из каких положений ГОСТ 8882-75, ГОСТ 28428-90 однозначно следует тот факт, что характеристики "Грузоподъемность статическая", "Грузоподъемность динамическая" установлены определенным значением в зависимости от типа подшипника.
Кроме того на заседании Комиссии Управления установлено, что в адрес Заказчика Заявителем не направлялись разъяснения положений аукционной документации в отношении характеристик оспариваемых товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. В составе жалобы Заявитель также указывает, что в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, в частности:
- по п.13 "АКБ прямая полярность тип 1": "Тип EU;AS мм", поскольку, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены некорректные единицы измерения, выраженные в миллиметрах.
Кроме того Заявитель также указывает, что установленные в отношении указанного товара характеристики "Длина от 503* до 513* мм", "Тип EU;AS мм", "Ширина дна батареи 176 мм", "Высота до верха крышки от 192* до 213* мм", "Длина дна батареи от 472* до 505* мм", "Ширина батареи
224 мм" являются взаимозависимыми в соответствии с государственными стандартами и техническими регламентами, тем самым увеличен объем требований к товарам.
Так согласно ГОСТ Р МЭК 60095-4-2010 "Батареи стартерные свинцово-кислотные. Часть 4. Размеры батарей для тяжелых грузовиков" такие характеристики как "Ширина дна батареи", "Высота до верха крышки", "Длина дна батареи", "Ширина батареи" установлены определенным значением в зависимости от длины и типа АКБ. Таким образом, при указании значения параметров "Тип", "Длина", а также с учетом выраженного согласия участника закупки на поставку товаров на условиях аукционной документации с использованием товаров, соответствующих требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известны показатели характеристик "Ширина дна батареи", "Высота до верха крышки", "Длина дна батареи", "Ширина батареи".
- по п.20 "Лампа номинальное напряжение 24 В цоколь BA9s": "Световой поток 11,9 лм", поскольку значение вышеуказанной характеристики представляется возможным определить только по результатам проведения испытаний определенной партии товара.
- по п.22 "Стартер тип 1": "Емкость АКБ 190 а/ч", поскольку вышеуказанный параметр не является характеристикой стартера.
- по п.50 "Сальник вала коленчатого передний однокромочный с формованной кромкой": "Исполнение однокромочный с формованной кромкой или однокромочный с пыльником с формованной кромкой", поскольку из наименования товара однозначно следует, что Заказчику необходим сальник однокромочный с формованной кромкой, при этом по параметру "Исполнение" участникам закупки представляется возможным указать в заявке значение "однокромочный с пыльником с формованной кромкой". Таким образом, аукционная документация позволяет представить в составе заявки значения параметров характеристик, соответствующие требованиям Заказчика, но одновременно составляющие недостоверные сведения исходя из совокупности характеристик товара.
- по п.61 "Шайба": "Исполнение без фаски; с фаской", поскольку требования, установленные в аукционной документации к вышеуказанному товару, не определяют потребность Заказчика, описывая весь спектр возможных значений, что свидетельствует о том, что для Заказчика не имеют значения конкретные значения параметров.
- по п.69 "Подшипник в квадратном корпусе (Внутренний диаметр 40 мм, Наружный диаметр 80 мм,Ширина 49,2 мм)": "Ширина корпуса 130_2 мм", "Длина корпуса 128 мм", поскольку из наименования товара однозначно следует, что Заказчику необходим подшипник в квадратном корпусе, при этом по параметрам "Ширина корпуса" и "Длина корпуса" участникам закупки представляется возможным указать в заявке значения, например 130 мм и 128 мм соответственно, присущие прямоугольному корпусу. Таким образом, аукционная документация позволяет представить в составе заявки значения параметров характеристик, соответствующие требованиям Заказчика, но одновременно составляющие недостоверные сведения исходя из совокупности характеристик товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, а также пояснил, что вышеуказанные требования установлены подобным образом в результате технических ошибок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.64, п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Ценный Контракт" на действия ГБУ "Жилищник Пресненского района" обоснованной в части установления неправомерных требования к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.64, п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Заместитель председателя Комиссии А.С. Спирякова
Член Комиссии А.З. Касимова
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 апреля 2021 г. N 077/06/106-5938/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2021