Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГКУ "РМР": Д.А. Максимова, Т.В. Смирновой,
ООО "ТРАНСТРЕЙД": А.К. Осипова,
рассмотрев жалобу ООО "ТРАНСТРЕЙД" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "РМР" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика на период выполнения подрядных работ по объекту: "Строительство подъездной автомобильной дороги от деревни Хоругвино до ассоциации садоводческих некоммерческих организаций "Кочергино" в
Солнечногорском районе Московской области" (Закупка N 0373200013221000007) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.04.2021 ЕИ/18660/21, Комиссия Управления установила следующее.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неисполнении обязательного для исполнения Предписания Комиссии Управления об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок по делу N077/06/106-4143/2021 от 15.03.2021.
Согласно ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
15.03.2021 Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве рассмотрена жалоба ООО "ТРАНСТРЕЙД" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика на период выполнения подрядных работ по объекту: "Строительство подъездной автомобильной дороги от деревни Хоругвино до ассоциации садоводческих некоммерческих организаций "Кочергино" в Солнечногорском районе Московской области" (Закупка N 0373200013221000007), в результате рассмотрения которой Заказчику выдано обязательное для исполнения Предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок по делу N 077/06/106-4143/2021 от 15.03.2021 (далее - Предписание).
Согласно Предписанию Заказчику, в частности, надлежит привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 22.03.2021 по делу N077/06/106-4416/2021 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком 30.03.2021 опубликованы изменения конкурсной документации, в том числе в части порядка оценки заявок, так по показателю "Качество работ, услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлены следующие положения:
"Предметом оценки являются предложения участника по осуществлению функций технического заказчика при выполнении каждой работы из всего состава работ (услуг), предусмотренных техническим заданием, по следующим показателям в соответствии с рекомендуемой формой заявки (Приложение N1 к критериям оценки):
1. Предложение по методике строительного контроля при выполнении строительно-монтажных работ (В соответствии с приложением N5 к техническому заданию)- 40 баллов; (
2. Предложения по оказанию услуг технического заказчика по строительству объекта закупки (В соответствии с п.13 технического задания и расчетом начальной максимальной цены контракта) - 30 баллов;
3. Предложение по охране труда и технике безопасности при выполнении строительно - монтажных работ (В соответствии с приложением N5 к техническому заданию) - 30 баллов;
Предложению по показателю 1 присваиваются указанные выше баллы в случае, если оно соответствует следующим требованиям:
а) предложение представлено по методикам осуществления строительного контроля при выполнении всех видов работ строительно-монтажных работ, предусмотренных в Техническом задании, а также предложение по ведению и регистрации Общего журнала работ в строительстве с указанием ссылок на действующие нормативно-правовые акты с учетом специфики объекта закупки* - 30 баллов
б) предложение содержит сведения о порядке взаимодействия с представителями заказчика, подрядной организации и иными заинтересованными структурами города Москвы, ответственными за контроль по выполнению строительно-монтажных работ на объект строительства - 10 баллов;
Если предложения не представлены, представлены не по всем видам работ, указанным в Техническом задании/ не соответствуют Техническому заданию, не соответствуют виду работ указанному в техническом задании, представлены не в соответствии с проектно-сметной документацией, представлены без учета специфики объекта закупки*, указаны недействующие нормативные документы либо представлено скопированное техническое задание - 0 баллов.
Предложению по показателю 2 присваиваются указанные выше баллы в случае, если они соответствует следующим требованиям:
а) предложение представлено по оказанию услуг по всем видам работ, предусмотренным в Техническом задании с указанием ссылок на действующие нормативно-правовые акты с учетом специфики объекта закупки* - 10 баллов;
б) предложение содержит сведения о приёмах/способах/методах оказания услуг по всем видам работ, предусмотренных в Техническом задании, а также порядок получения всех справок (актов) о выполнении Технических условий, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию, в соответствии с проектно-сметной документацией - 20 баллов;
Если предложения не представлены, представлены не по всем видам работ, указанным в Техническом задании, расчетом начальной максимальной цены контракта/ не соответствуют Техническому заданию, расчету начальной максимальной цены контракта, представлены не в соответствии с проектно-сметной документацией, не соответствуют виду работ, указанному в техническом задании, представлены без учета специфики объекта закупки*, указаны недействующие нормативные документы либо представлено скопированное техническое задание - 0 баллов.
Предложению по показателю 3 присваиваются указанные выше баллы в случае, если оно соответствует следующим требованиям:
а) предложение представлено по всем видам строительно-монтажных работ - 10 баллов;
б) предложение содержит сведения о способах (Методах) обеспечения охраны труда и техники безопасности при производстве всех видов строительно-монтажных работ, предусмотренных в Техническом задании - 20 баллов;
Если предложения не представлены, представлены не по всем видам работ, указанным в Техническом задании/ не соответствуют Техническому заданию, не соответствуют виду работ, указанному в техническом задании, представлены без учета специфики объекта закупки*, указаны недействующие нормативные документы либо представлено скопированное техническое задание - 0 баллов.
Количество баллов, присуждаемое заявке по показателю "Качество работ, услуг", рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям и как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам.
Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
*Специфика объекта закупки - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов.
Предложение по показателю - описательная часть, представленная участником по каждому виду работ/услуг, содержащая информацию в соответствии с показателем, соответствующую виду работ/услуг.
Предметом оценки является наличие предложения или его отсутствие не зависимо от его объема. Заказчик будет оценивать предложение, содержащее всю необходимую информацию в соответствии с порядком оценки по показателю не противоречащую нормативно-правовым актам РФ".
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления отмечает, что п.9 Технического задания установлено требование о соответствии качества оказываемых услуг проектной документацией, требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующими нормами, правилами и государственными стандартами. Таким образом, как, например, предложение участников закупки по ведению и регистрации Общего журнала работ в строительстве должно соответствовать Приказу Ростехнадзора от 26.12.2006 года N1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов 5 капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. РД-11-02-2006"; предложение о порядке взаимодействия с представителями заказчика, подрядной организации и иными заинтересованными структурами города Москвы должно отвечать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. N468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" и т. д.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем представители Заказчика затруднились пояснить, каким образом должна быть описана и что конкретно может содержать предложение по спорному показателю. При этом представителем Заказчика также пояснено, что конкурсной комиссией будет оцениваться исключительно наличие самого предложения в заявках, а не его существо и качество.
Для Комиссии Управления очевидно, что требования к проведению работ и оказанию услуг, составляющих предмет закупки, а также методика их выполнения регламентированы нормативными документами, на что также указано в решении по делу от 22.03.2021 по делу N077/06/106-4416/2021. В соответствии с п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, "оценка" является процессом выявления лучшего предложения в соответствии с установленным порядком оценки, тогда как в случае подхода к оценке таким образом, как Заказчик, в части оценки самого факта наличия предложения, спорный показатель нестоимостного критерия не несет цели выявления лучшего предложения, ввиду отсутствия намерения Заказчика сопоставлять данные предложения.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и нарушении Заказчиком п.8 ч.1 ст.54.3, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что, как следует из положений п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при проведении закупок заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом соответствующей закупки.
Следовательно, в случаях, предусмотренных законом, участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (далее - cпециальная правоспособность).
В силу ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Комиссией Управления установлено, что п.18.1 информационной карты аукционной документации установлено требование, что участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при соблюдении в совокупности условий, предусмотренных ч.3 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данное требование не применяется к участникам закупки, указанным в ч.2.1. и ч.2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.2.1 ст.52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
При этом, в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.09.2018 N37059-ТБ/02 указано, что согласно пункту 22 статьи 1 и части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное частью 2.1 статьей 52 ГрК РФ, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает трех миллионов рублей.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика на период выполнения подрядных работ по объекту: "Строительство подъездной автомобильной дороги от деревни Хоругвино до ассоциации садоводческих некоммерческих организаций "Кочергино" в Солнечногорском районе Московской области" по закупочной процедуре N0173200001421000110. При этом Комиссия Управления отмечает, что государственный контракт по вышеуказанной процедуре заключен на сумму 439 579 687,71 руб.
Комиссией Управления также установлено, что ООО "ТРАНСТРЕЙД" не имеет членства в саморегулируемой организации и, таким образом, не имеет права исполнять обязательства по государственному контракту, ввиду чего права и законные интересы общества как потенциального участника закупки не могут быть затронуты.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТРАНСТРЕЙД" на действия ГКУ "РМР" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.8 ч.1 ст.54.3, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии: Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Н.А. Узкий
Д.А. Аносов
Исп. Н.А. Узкий 495-784-75-05 (доб. 121)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 апреля 2021 г. N 077/06/106-6083/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2021