Резолютивная часть объявлена 07.04.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 12.04.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Сафонов С.И. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Кузьмин Р.М. по доверенности NЭВН/10-20 от 21.05.2020 г.,
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Баева В.В. по доверенности Nб/н от 01.09.2020 г.,
рассмотрев жалобу от ООО "ЭНЗОВИН НУТРИШН" (ИНН 9715322330 ОГРН: 1187746814793) от 01.04.2021 N610-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Геронтологический центр", при проведении электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса (извещение N 0387200015621000024) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "ЭНЗОВИН НУТРИШН" (ИНН 9715322330 ОГРН: 1187746814793) от 01.04.2021 N610-ж (далее - Заявитель) на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона (извещение N 0387200015621000024).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению Заявителя, заявке участника (ООО "ЭНЗОВИН НУТРИШН") было неправомерно отказано в допуске к участию в закупке.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчик в техническом задании установил недостоверные, необоснованные и противоречивые требования, которые нарушают принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация о проведении электронного аукциона не соответствуют требованиям действующего законодательства и ограничивает права Заявителя.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Техническим заданием Заказчика установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Описание (характеристики) объекта закупки* |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование страны происхождения товара |
|||
N N п/п |
Наименование показателя (неизменяемо) |
Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое) |
Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1
|
Витаминно-минеральный комплекс
|
1 |
Описание |
Специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания витаминно-минеральный комплекс (ВМК) |
Х |
кг |
50,0 |
|
2 |
Внешний вид |
Порошкообразные продукты, состоящие из единичных и/или агломерированных частиц. Допускается наличие незначительного количества комочков, рассыпающихся при легком механическом воздействии |
Х |
|||||
3 |
Цвет |
От светлого до кремого с вкраплениями частиц темно-красного цвета (бета-каротин) |
Х |
|||||
4 |
Запах |
Свойственный набору компонентов без других посторонних запахов |
Х |
|||||
5 |
Состав: |
|
|
|||||
5.1 |
Витамины, шт. |
. |
Не менее 11 |
|||||
5.2 |
Минеральные вещества(макроэлементы, микроэлементы), шт. |
. |
Не менее 4 |
|||||
6 |
ГОСТ |
Р 57106-2016 |
|
|
|
|
||
7 |
Вес единичной упаковки, гр. |
Х |
не менее 10 не более 50 |
|||||
8 |
Вторичная упаковка герметичная, кг |
Х |
не менее 1 не более 2 |
|
|
|
Упаковка: Герметичная обеспечивает сохранность товара при его транспортировании и хранении
Согласно частям 1-4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено следующее:
1. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
2. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
3. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.03.2021 N0387200015621000024-1, заявке участника (ООО "ЭНЗОВИН НУТРИШН") отказали в допуске по следующему основанию:
"2 ч. 4 ст. 67 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п. 23, п.24 Документации об электронном аукционе:
п. 6 - соответствие нормативным документам - указаны показатели не соответствующие установленным в Техническом задании Заказчиком.
Если характеристики товара содержатся в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком" - участник не вправе изменять указанные характеристики.
При несоблюдении указанных требований заявка участника подлежит отклонению)".
Пунктом 24 документации Заказчика также установлено:
"<_>
Если характеристики товара содержатся в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком" - участник не вправе изменять указанные характеристики.
<_>
При несоблюдении указанных требований заявка участника подлежит отклонению."
Комиссия Управления, изучив материалы дела установила, что несмотря на требование закона и инструкции участник закупки установил показатели, которые не соответствуют техническому заданию и документации и внес в значения, которые не могут изменяться - другие данные.
Таким образом, Единой комиссией правомерно было принято решение об отклонении заявки участника (ООО "ЭНЗОВИН НУТРИШН").
Касаемо утверждения Заявителя о том, что документация о проведении электронного аукциона не соответствуют требованиям действующего законодательства и ограничивает права Заявителя, Комиссия Управления поясняет следующее:
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частями 1-2 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги
Согласно пунктам 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Во исполнение Постановления Правительства ХМАО-Югры N 306-п от 22.08.2014 года "О нормах питания получателей социальных услуг в стационарной и полустационарной формах в организациях социального обслуживания ХМАО-Югры" для закупки витаминно- минерального комплекса было разработано Техническое задание.
Согласно приказу Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" установлено следующее:
Наименования продуктов лечебного питания |
Нормы лечебного питания при соблюдении стандартной диеты |
Нормы лечебного питания при соблюдении диеты с механическим и химическим |
Нормы лечебного питания при соблюдении диеты с повышенным количеством белка (высокобелковая |
Нормы лечебного питания при соблюдении диеты с пониженным количеством белка (низкобелковая |
Нормы лечебного питания при соблюдении диеты |
Нормы лечебного питания при соблюдении диеты с повышенной калорийностью (высококалорийная |
||||||
Количество продуктов в граммах (на одного человека в сутки) | ||||||||||||
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
Брутто |
Нетто |
|
Витаминно- минеральные комплексы (% от физиологической нормы) |
|
50 - 100 |
|
50 - 100 |
|
50 - 100 |
|
50 - 100 |
|
75 - 100 |
|
75 - 100 |
Комиссия Управления, изучив материалы дела установила, что Заказчиком при составлении описания объекта закупки был использован Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57106-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия" (далее - "ГОСТ Р 57106-2016"), который введен в действие 01 января 2018 г., в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - "Закон N162-ФЗ") и распространяется на витаминно-минеральные комплексы (премиксы) (далее - ВМК), предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в составе диет лечебного питания.
Кроме того, в таблице 2 пункта 4.2.2 ГОСТ Р 57106-2016 указано конкретное содержание витаминов и минеральных веществ в ВМК.
Пунктом 5 статьи 2 Закона N162-ФЗ установлено, что национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.protect.gost.ru) ГОСТ Р 57106-2016 имеет статус "Действует", следовательно, установление требования о соответствии показателей предполагаемого к поставке товара, положениям действующего документа технического регулирования не противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, аукционная документация не содержит каких-либо ограничений для участия в аукционе.
Указание в техническом задании требований к количеству витаминов и минеральных веществ в составе ВМК является потребностью Заказчика исходя из цели его деятельности.
Дополнительно, Комиссия Управления сообщает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того, согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На участие в закупке подано 4 заявки потенциальных исполнителей, следовательно, ограничения участия в аукционе не установлено.
Дополнительно Комиссия Управления, на довод Заявителя в части требования к содержанию минералов и витаминов по ГОСТу 57106-2016 на уровне менее 50%, поясняет, что потенциальные поставщики могут предложить товар с содержанием витаминов и минералов более 50 % от суточной нормы.
Также, Комиссия Управления поясняет, что БУ "Геронтологический центр" не является медицинским учреждением, а является социальным учреждением, где получают социальные услуги лица пожилого возраста. Получатели социальных услуг проживают круглосуточно, в районе приравненному к Крайнему Северу.
Таким образом, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 г. N 395 по организации питания для лечебно-профилактических организаций в учреждении Заказчика не применяется.
Для получателей социальных услуг применяется Постановление Правительства ХМАО - Югры от 22.08.2014 N 306-п "О нормах питания получателей социальных услуг в стационарной и полустационарной формах в организациях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Таким образом, Комиссия Управления изучив материалы дела, пришла к выводу, что со стороны Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, а, следовательно, довод Заявителя является необоснованным. Иное Заявителем не доказано.
Жалоба ООО "ЭНЗОВИН НУТРИШН" (ИНН 9715322330 ОГРН: 1187746814793) от 01.04.2021 N610-ж рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЗОВИН НУТРИШН" (ИНН 9715322330 ОГРН: 1187746814793) от 01.04.2021 N610-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Геронтологический центр", при проведении электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса (извещение N 0387200015621000024) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Сафонов С.И.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 апреля 2021 г. N 086/06/33-569/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2021