Резолютивная часть решения оглашена 08 апреля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Джули" на положение документации об аукционе на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа по адресу: Псковская область, Дновский район, г. Дно, мкр. Заводской, 182670, Псковская область, Дновский район, г. Дно, мкр. Заводской, ул. Заводская (идентификационный номер: 284-А-ГЗ (3)) (номер извещения: 0157200000321000271), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
25.03.2021 Уполномоченным органом - Комитетом по закупкам Псковской области по заданию Заказчика - ГКУ Псковской области "Управления капитального строительства" объявлен электронный аукцион на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа по адресу: Псковская область, Дновский район, г. Дно, мкр. Заводской, 182670, Псковская область, Дновский район, г. Дно, мкр. Заводской, ул. Заводская (идентификационный номер: 284-А-ГЗ (3)) (номер извещения: 0157200000321000271).
Извещение N 0157200000321000271 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru - 25.03.2021 15:16.
Начальная (максимальная) цена контракта - 36 350 580,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 02.04.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
01.04.2021 (вх.N287-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 08.04.2021 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела).
1. В составе закупки объедены строительные работы и поставка товара, что является нарушением статьи 8 и статьи 64 Закона о контрактной системе и статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. В документации отсутствует требование о наличии взносов в фонд
возмещения вреда, как то требуется в ч.12 ст.55.16 ГрК РФ.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх.NКЗ-21-58 от 07.04.2021 и исх.N222 от 11.03.2021, в материалах дела):
1. Все товары технологически и функционально связаны с закупаемыми работами по строительству и являются используемыми при выполнении работ, а не поставляемыми.
2. Внесение взноса в компенсационный фонд возмещения вреда является обязательным условием членства в СРО. Предоставление выписки из реестра членов СРО уже является подтверждением внесения взноса в фонд возмещения вреда.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующие нарушения:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность лица, выполняющего работы по строительству осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Согласно техническому заданию все работы необходимо производить в строгом соответствии с проектной документацией, выполненной в 2020 г. ООО "Балтистрой партнерство", имеющим положительное заключение: N 60-1-1-2-056816-2020 "Госэкспертиза Псковской области" от 11.11.2020 года.
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) и при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключение предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 64 документов и информации не допускается.
Изучив аукционную документацию Комиссия установила, что документацией о закупке и проектом контракта не предусмотрена поставка товара, все указанные в проектной документации товары (материалы, оборудования) используются для выполнения работ по строительству и технологически и функционально связаны с выполнение работ в соответствии с объектом закупки, а первая часть заявки на участие в аукционе содержит требование о предоставлении только согласия.
Таким образом довод Заявителя о том, что документация содержит в своем составе требования по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с пункта 1 статьи 55.4 ГрК РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих соответствующую деятельность, при условии соответствия некоммерческой организации перечисленным требованиям, в том числе наличия у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 ГрК РФ.
Положениями статьи 55.16 ГрК РФ предусмотрено, что саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 ГрК РФ (часть 1). Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 ГрК РФ (часть 2).
В силу пункта 1 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Согласно пункта 2 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к составу второй части заявки на участие в аукционе, а именно обязательное предоставление документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 10 раздела 1 Инструкции для участников закупки документации об аукционе участники закупки должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
а) участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, должен соответствовать цене контракта на выполнение работ, составляющих объект закупки, в части положений ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (указанное требование не распространяется на участников закупки, которые указаны в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, а также в отношении участников закупки, ценовые предложения которых по результатам проведения аукциона соответствуют положениям ч.2.1 ст.52 ГрК РФ).
П.п. 4 пункта 2.4. раздела 2 Инструкции для участников закупки документации об аукционе содержит требование к содержанию второй части заявки на участие в аукционе, а именно требование о предоставлении документа, подтверждающего соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона и указанным в подпункте 10 пункта 1.1 раздела 1 настоящей Инструкции, или копии этих документов: действующая, в соответствии п.4 ст.55.17 Градостроительного Кодекса РФ, выписка из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", и содержащая сведения:
- о наличии права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- об уровне ответственности по совокупному размеру обязательств по договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышающему предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Таким образом, уполномоченным органом в нарушении положений пункта 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлены требования о предоставление документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, что содержит признаки нарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Тот факт, что в аукционной документации уполномоченный орган указал, что участник закупки должен предоставить выписку СРО которая соответствует уровню ответственности, предусмотренному только частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ, не свидетельствует о том, что участник аукциона не должен соответствовать уровню ответственности, предусмотренному частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Более того, из системного толкования статей 55.8, 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.04.2021 N0157200000321000271-1 заявка ООО "СТР-Норд" признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
Согласно сведениям из единого реестра участников СРО (https://reestr.nopriz.ru/) ООО "СТР-Норд" зарегистрировано в качестве члена СРО 17.02.2020 года (рег.N2123), размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда составляет 50 000,00 рублей (первый уровень ответственности, не превышает 25 млн.рублей).
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" частично обоснованной,
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Комитета по закупкам Псковской области нарушение пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика), обязательное для исполнение предписание не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 апреля 2021 г. N 060/06/31-164/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2021