Резолютивная часть решения оглашена "09" апреля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "14" апреля 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
управления образования и науки Тамбовской области - _.,
комитета государственного заказа Тамбовской области - _,
общества с ограниченной ответственностью "Здравко" - _,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Здравко" на действия управления образования и науки Тамбовской области при проведении электронного аукциона на поставку оборудования в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (извещение N 0164200003021000892) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 26.03.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовал извещение N 0164200003021000893 о проведении электронного аукциона на поставку цифровых лабораторий для оснащения образовательных организаций в рамках реализации мероприятия "Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - Аукцион).
Заказчик - управление образования и науки Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 44 088 448,47 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Здравко" обратилось с жалобой (вх. от 02.04.2021 N 2466) в Тамбовское УФАС России на положения документации Аукциона.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Рассмотрение жалобы было назначено на 08.04.2021. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 09.04.2021.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Заявитель в своей жалобе указывает, что согласно техническому заданию, являющемуся приложением N2 к аукционной документации, Заказчику к поставке требуются различные по названию, предмету и назначению цифровые лаборатории ученические:
- цифровая лаборатория по биологии (ученическая);
- цифровая лаборатория по химии (ученическая);
- цифровая лаборатория по физике (ученическая);
- цифровая лаборатория по физиологии (профильный уровень);
- цифровая лаборатория по экологии;
- учебная лаборатория по нейротехнологии;
- цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология).
При этом в извещении по всем лабораториям указан код ОКПД 2 "32.99.53.130" (Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные).
В КТРУ по указанным позициям, за исключением учебной лаборатории по нейротехнологии, указаны следующие коды:
- цифровая лаборатория по биологии (ученическая) - N26.20.40.190-00000019, N26.20.40.190-00000009;
- цифровая лаборатория по химии (ученическая) - N26.20.40.190-00000016, N26.20.40.190-00000006;
- цифровая лаборатория по физике (ученическая) - N26.20.40.190-00000017, N26.20.40.190-00000001;
- цифровая лаборатория по физиологии (профильный уровень) - N26.20.40.190-00000018, N26.20.40.190-00000008;
- цифровая лаборатория по экологии - N26.20.40.190-00000012, N26.20.40.190-00000002;
- цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология) - N26.20.40.190-00000011, N26.20.40.190-00000001.
Заявитель считает, что Заказчик в нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки не применил обязательные для применения характеристики, указанные в КТРУ, и указал не верный код товаров.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы, после объявленного перерыва, представитель ООО "Здравко" заявил, что под совокупность требований, установленных Заказчиком в документации Аукциона, попадает товар только одного производителя, что также нарушает требования законодательства о контрактной системе.
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик в письменных пояснениях на жалобу Заявителя указал, в том числе, следующее: "В КТРУ отсутствуют позиции с характеристиками, необходимыми Заказчику для удовлетворения своих потребностей, а именно в КТРУ отсутствуют цифровые лаборатории с мультидатчиками, что с учетом целей реализации мероприятия "Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах" федерального проекта "Современная школа" национального проекта" не позволяет использовать данные позиции КТРУ".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик вправе осуществлять закупку товара по ОКПД2 в случае отсутствия соответствующей позиции в КТРУ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя или они ограничивают количество участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
После объявленного перерыва Заказчик представил письменные пояснения о том, что под совокупность требований, установленных заказчиком в документации Аукциона, подпадают товары нескольких производителей.
В качестве доказательств наличия конкурентных товаров, соответствующих предмету закупки, Заказчик привел ссылки на сайты.
Однако, анализ размещенной информации на указанных сайтах не позволяет сделать вывод о том, что под совокупность требований, установленным Заказчиком в документации Аукциона, подпадают товары нескольких производителей. Например, цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология) на указанном Заказчиком интернет-сайте https://школьная-лига.рф/catalog/shkola/tochka_rosta/32535/) не соответствует требованию Зказчика о наличии мультидатчика (регистратора со встроенными датчиками).
Кроме того, указанные сайты содержат неполную информацию о характеристиках (свойствах, показателях) предлагаемых цифровых лабораторий, что не позволяет достоверно проверить их соответствие условиям рассматриваемого Аукциона.
Доказательств и сведений, подтверждающих возможность поставки товаров нескольких производителей согласно описанию объекта закупки Заказчик при рассмотрении жалобы не представил.
Также Заказчик не представил подтверждения тому, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта им изучались товары различных производителей, а также не указал, каких конкретно.
Таким образом, действия Заказчика по описанию объекта закупки противоречат требованиям ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Здравко" обоснованной.
2. Признать управление образования и науки Тамбовской области нарушившим часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать управлению образования и науки Тамбовской области, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп. Иванов В.В., 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 14 апреля 2021 г. N 068/06/64-303/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2021