Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России, Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: "_"- начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии: "_" - старший государственный инспектор отдела контроля закупок; "_" - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Можгинского МОВО-филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Удмуртской Республике (вх.N 1998 от 30.03.2021) на положения документации при проведении аукциона N зз-10483-2021 "Пультовая охрана зданий отдела ЗАГС и архивного хранилища N 3 архивного отдела Администрации Алнашского района с выездом (реагированием ) группы быстрого реагирования" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121003009, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
на заседаниях Комиссий 05.04.2021 и 06.04.2021 посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика - Администрации МО "Алнашский район" (далее - Заказчик): Малковой К.В. (доверенность от 02.04.2021);
представителя ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): Вохминой Т.В. (доверенность N8-юр от 25.12.2020), Красноперовой Г.И. (доверенность N3-юр от 25.12.2020);
в отсутствие представителя заявителя - Можгинского МОВО-филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Удмуртской Республике: о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом (уведомление от 01.04.2021 NОП 01-1705/1791э),
УСТАНОВИЛА:
30.03.2021 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации (вх. N1998э).
По мнению Заявителя, в техническом задании при описании объекта закупки допущено объединение двух видов деятельности, осуществление которых не связано между собой. Так, описании объекта закупки, в графе "значения показателей объекта закупки, которые не могут изменяться" указано "Охрана объектов с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию". Заявитель отмечает, что проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны может предоставляться как отдельная услуга, к которой не применяются требования, установленные постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" и требуется наличие лицензии.
Представители Уполномоченного учреждения направил в материалы дела письменные возражения (вх. N2110э от 05.04.2021), из которых следует, что с доводами жалобы они не согласны, считают жалобу необоснованной.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил в материалы дела письменные пояснения (вх.N2105э от 05.04.2021). На заседании Комиссии пояснил, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ). Объектом закупки являются услуги охраны объекта с группой реагирования. В связи с тем, что из представленного в каталоге перечня по позиции - 80.10.12.000-00000010, единственным возможным вариантом являлась услуга по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, Заказчиком установлено данное описание объекта закупки. Также указал, что технические средства охраны на объектах Заказчика установлены, монтаж не требуется.
Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, информацию, находящуюся в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок, осуществив в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
23.03.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и Аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 56 902,23 рублей.
Дата окончания подачи заявок 31.03.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме 01.04.2021.
Согласно протоколу рассмотрения единственное заявки на участие в электронном аукционе от 31.03.2021, заявка участника признана советующей требования аукционной документации.
Рассмотрев довод Заявителя Комиссия Удмуртского УФАС России признает его обоснованным в следующей части.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Аналогичное требование закреплено в части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе (документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией должна содержить требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона).
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг пультовой охрана зданий отдела ЗАГС и архивного хранилища N 3 архивного отдела Администрации Алнашского района с выездом (реагированием) группы быстрого реагирования.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в целях охраны разрешается охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Для оказания вышеуказанных услуг организации должны соответствовать специальным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление N 498).
При этом проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны может предоставляться как отдельная услуга, к которой не применяются требования, установленные Постановлением N 498, и оказание которой в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться без наличия какого-либо разрешения. Хозяйствующие субъекты, оказывающие данную услугу, не имеют лицензий в сфере частной охранной деятельности и, соответственно, не осуществляют непосредственно охрану объектов и (или) имущества.
Таким образом, включение в состав одного предмета закупки рассматриваемых услуг может привести к необоснованному ограничению количества хозяйствующих субъектов, имеющих возможность участвовать в такой закупке (указанная позиция изложена в письме ФАС России от 29 июля 2020 г. N МЕ/64555/20).
Соответственно, антимонопольный орган согласен с Заявителем в части неправомерности объединения в рамках одной закупки лицензируемого (услуги охраны) и не лицензируемого вида деятельности (услуги по проектированию и монтажу технических средств охраны).
Однако при проведении внеплановой проверки в отношении рассматриваемой закупки установлено следующее.
Согласно извещению об осуществлении закупки, размещенному в ЕИС наименование объекта закупки звучит следующим образом: "Пультовая охрана зданий отдела ЗАГС и архивного хранилища N 3 архивного отдела Администрации Алнашского района с выездом (реагированием) группы быстрого реагирования".
В описании объекта закупки (техническое задание) в качестве неизменяемого показателя объекта закупки - вид охраны указано: "Охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию".
В пункте 1.1 проекта контракта указано, что исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации и Техническому заданию.
Согласно устным и письменным пояснениям Заказчика (вх. N 2137э, 2105э от 05.04.2021) выполнение работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны не требуется. Указанное также следует из существа проекта контракт, спецификации и технического задания.
Кроме того Заказчиком при формировании НМЦК в расчет были приняты коммерческие предложения, из которых однозначно следует, что хозяйствующие субъекты указывали стоимость услуги охраны, а не стоимость услуг охраны и монтажа тех.оборудования.
Фактически, противоречия содержания извещения, технического задания и существа предмета контракта относительно перечня оказываемых услуг ввели в заблуждение Заявителя и неопределенный круг лиц, которые полагали, что в рамках закупки объединены два вида деятельности (лицензируемый и не лицензируемый).
Указанные противоречия вызваны содержанием позиции Каталога товаров, работ, услуг номер - 80.10.12.000-00000010., которую Заказчик в силу приведенных ниже норм обязан применять.
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно пункту 4 правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В рассматриваемом случае Заказчик использует позиции КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует информацию, включенную в вышеуказанную позицию каталога.
В КТРУ позиция сформулирована с учетом объединения работ как по охране имущества на объектах, так и работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.
В то время как, фактически Заказчику не требуется выполнение работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, в силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из совокупного толкования принципов Закона о контрактной системе, статьи 7, положений статьи 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно отражать фактическую потребность заказчика, документация и извещение не должны двояко толковаться участниками закупки и вводить их в заблуждение.
В связи с чем, в описании объекта закупки должна содержаться информация о том, что выполнение работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, не требуется.
Также Заказчиком и Уполномоченным учреждением не применены положения пунктов 5 и 6 Правил использования каталога, в силу которых Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В силу пункта 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Учитывая изложенное, действия Заказчика и Уполномоченного учреждения, допустивших размещение в ЕИС противоречивой и не отражающей реальной потребности Заказчика информации об объекте закупки, нарушают часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи признанием указанных нарушений выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению предписание о внесении изменений в Аукционную документацию, в части дополнения ее информацией о том, что работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, не требуются.
Учитывая, что Заказчик и Уполномоченное упреждение при описании объекта закупки использовали позиции КТРУ, материалы дела уполномоченному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения административного производства не передавать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Можгинского МОВО-филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Удмуртской Республике на положения документации при проведении аукциона N зз-10483-2021 "Пультовая охрана зданий отдела ЗАГС и архивного хранилища N 3 архивного отдела Администрации Алнашского района с выездом (реагированием ) группы быстрого реагирования" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000121003009) обоснованной в части.
2. Признать Заказчика, Уполномоченное учреждение нарушившими часть 3 статьи 7, пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесении изменений в Аукционную документацию, в части указания информации об отсутствии необходимости выполнения работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.
4. Материалы дела уполномоченному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения административного производства не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 6 апреля 2021 г. N 018/06/106-281/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2021
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 4 февраля 2022 г. по делу N А71-8996/2021 настоящее решение признано незаконным в части признания Уполномоченного учреждения нарушившим ч.3 ст. 7, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе и предписание по указанному делу в части возложения на Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" обязанности внести соответствующие изменения в аукционную документацию