На основании части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), приказа Иркутского УФАС России.,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
участники Инспекции: Ворошилов В.С. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Дударко Ю.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении КОМИТЕТА ГОРОДСКОГО ОБУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (далее - Заказчик) ИНН: 3808219423., АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (далее - уполномоченный орган) ИНН: 3808131271 на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию элементов обустройства автомобильных дорог города Иркутска в 2020 году (далее - Объект) и сдача их результата Заказчику", извещение N 0134300090019000770.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Извещения о проведении электронного аукциона;
- документация о проведении электронного аукциона;
- заявки на участие в данном электронном аукционе;
- копии иных документов, связанных с осуществлением закупки.
Описательная часть
23 марта 2021 в Иркутское УФАС России из УФСБ России по Иркутской области поступило обращение о возможных признаках нарушения Федерального закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона извещение N 0134300090019000770 .
26 ноября 2019 года уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0134300090019000770 на Выполнение работ по содержанию элементов обустройства автомобильных дорог города Иркутска в 2020 году (далее - Объект) и сдача их результата Заказчику.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 173 914 551 рублей 87 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в данном электронном аукционе было подано и допущено 3 заявки.
Согласно протоколу подведения итогов данного электронного аукциона победителем признано МУП г. Иркутска "Иркутскавтодор" с ценовым предложением 172 175 406 рублей 35 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗСтатья 31. Требования к участникам закупки
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 2.3 Постановления Правительства N 99 при выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей Заказчик устанавливает дополнительные требования о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно информационной карты данного электронного аукциона Заказчиком, Уполномоченным органом установлены Требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 44-ФЗ:
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены дополнительные требования:
наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Часть 1, 2 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Таким образом, положениями Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, направляются заказчику оператором электронной площадки. При этом в силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе проверку относительно опыта выполнения работ, в целях принятия решения о соответствии либо несоответствии участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства N 99, осуществляет комиссия заказчика в рамках конкретной закупки.
Установлено, что в качестве подтверждения опыта выполненных работ победителем электронного аукциона был представлен муниципальный контракт N 010-64-256/18 от 03 апреля 2018 года.
Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Иркутске (1 этап) согласно Приложениям NN 1 - 5 к настоящему Контракту (далее - работы), и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить его в порядке и на условиях, определённых настоящим Контрактом.
Пункт 5.1 контракта устанавливает, что Сдача-приемка результатов выполненных работ по настоящему Контракту осуществляется представителями Заказчика и Подрядчика, оформляется актами о приемке выполненных работ за выполненные в полном объеме работы по каждому объекту, указанному в Приложении N2, справкой о стоимости выполненных работ и затрат и гарантийными паспортами, согласно Приложению N 5 к настоящему Контракту.
Приложением N 1, 2 к контракту N 010-64-256/18 от 03 апреля 2018 года установлен Перечень объектов (адресов) по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Иркутске (1 этап)
1. ул. Рабочего Штаба на участке от ул. Мельничная до ул. Качугская;
2. ул. Рабочего Штаба на участке от ул. Марии Цукановой до рынка "Качугский";
3. ул. Советская на участке от ул. Байкальская до ул. Седова;
4. развязка "Маратовская" (развязка "Маратовская" - ул. Рабочего Штаба);
5. ул. Седова на участке от ул. Кожова до ул. Тимирязева;
6. ул. 6-я Советская на участке от ул. Коммунистическая до ул. Сибирская;
7. ул. Ушаковская на участке от ул. Карбышева до ул. Баррикад;
8. ул. Карла Маркса на участке от ул. Сухэ-Батора до ул. Ленина;
9. ул. Октябрьской Революции на участке от ул. Карла Маркса до ул. Фридриха Энгельса;
10. ул. Декабрьских Событий на участке от ул. Карла Маркса до ул. Декабрьских Событий,112;
11. ул. Карпинская на участке от ул. Ушаковская до Плишкинского тракта;
12. ул. Петрова на участке от ул. Петрова, д. 30 до ул. Рабочего Штаба;
13. ул. Первомайская на участке от ул. Петрова до ул. Чапаева;
14. ул. Партизанская на участке от ул. Тимирязева до ул. Подгорная;
15. ул. Уткина на участке от ул. Карла Либкнехта до ул. Подаптечная.
В ходе анализа представленных в составе второй части заявки МУП г. Иркутска "Иркутскавтодор" документов и сведений Инспекцией Иркутского УФАС России было установлено, что победитель данного электронного аукциона в составе второй части заявки, в нарушение пункта 2.3 Постановления Правительства N 99, части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, не представил в полном объеме копии актов подтверждающие выполненные работы, а именно:
ул. Рабочего Штаба на участке от ул. Мельничная до ул. Качугская
ул. Рабочего Штаба на участке от ул. Марии Цукановой до рынка "Качугский".
Таким образом, представленные копии актов приемки выполненных работ не подтверждают стоимость и исполнение договора в полном объеме.
Вместе с тем, Аукционной комиссией уполномоченного органа данного электронного аукциона в нарушении пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ заявка МУП г. Иркутска "Иркутскавтодор" признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, а также документации данного электронного аукциона.
Установлено, что протокол подведения итогов данного электронного аукциона размещен 11 декабря 2019 года.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, 11 декабря 2020 года истек срок привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России принято решение:
- признать аукционную комиссию уполномоченного органа нарушившим пункт 2 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с неправомерных признанием заявки МУП г. Иркутска "Иркутскавтодор" соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, положениям документации данного электронного аукциона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 апреля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2021