резолютивная часть решения объявлена 13.04.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
, в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Здравко" (далее - заявитель, ООО "Здравко"), надлежащим образом извещенного уведомлением N05/1475 от 07.04.2021 г., в том числе публично путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Здравко",
при участии и.о. директора Государственного казённого учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Безопасная Республика" (далее - заказчик), действующего на основании приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N46-л от 16 июля 2020 года, а также представителей заказчика, действующего на основании доверенности N001 от 01 апреля 2021 года, , действующего на основании доверенности N002 от 01 апреля 2021 года, , действующего на основании доверенности N003 от 01 апреля 2021 года; представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N36-04-06/198 от 26 января 2021 года,
рассмотрев жалобу ООО "Здравко" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104200003621000011 "Поставка специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения для нужд ГКУ КБР "Безопасная республика" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Здравко" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "Здравко" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об аукционе.
В связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО "Здравко", заказчика, уполномоченного органа, АО "Единая электронная торговая площадка" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "Здравко" Комиссией осуществлено 12 и 13 апреля 2021 дистанционно в отсутствии представителя ООО "Здравко", надлежащим образом извещенного уведомлением N05/1475 от 07.04.2021 г., в том числе публично путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Здравко", с участием заказчика в лице и.о. директора, действующего на основании приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N46-л от 16 июля 2020 года, а также представителей заказчика, действующего на основании доверенности N001 от 01 апреля 2021 года, , действующего на основании доверенности N002 от 01 апреля 2021 года, , действующего на основании доверенности N003 от 01 апреля 2021 года; представителя уполномоченного органа, действующего на основании доверенности N36-04-06/198 от 26 января 2021 года.
12 апреля 2021 года заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "Здравко", согласно которым документация об аукционе утверждена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом потребностей заказчика. На основании вышеизложенного, заказчик и уполномоченный орган просят признать жалобу ООО "Здравко" необоснованной.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Здравко", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, уполномоченным органом, выслушав пояснения представителей заказчика, уполномоченного органа, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам.
30.03.2021 г. 17:23 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликован электронный аукцион N0104200003621000011 "Поставка специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения для нужд ГКУ КБР "Безопасная республика" (извещение о проведении электронного аукциона - 30.03.2021 г. 17:23 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 60 000 000,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 30.03.2021 г. 17:23 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 07.04.2021 г. 06:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 08.04.2021 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 09.04.2021 г. в 10:04 ч.
На участие в электронном аукционе были поданы 4 заявки, в результате рассмотрения первых частей все заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе и допущены к участию в аукционе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 08 апреля 2021 года.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1.В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при поставке по государственному контракту, заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
На основании ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе).
В силу п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст.96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе).
Поскольку в силу ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского Кодекса Российской Федерации, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, необходимо руководствоваться нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
По договору поставки поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.506 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1.3 раздела II Технического задания документации об аукционе и п.3.1 проекта государственного контракта поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: КБР, г.Нальчик, ул. Мечникова, д. 130 А, в следующем порядке: в течение 5 календарных дней с момента заключения Государственного контракта - 1 штука; в течение 30 календарных дней с момента заключения Государственного контракта - 49 штук.
Срок поставки товара заказчик может устанавливать исходя из потребностей заказчика в силу прямого указания в ст.34 Закона о контрактной системе, ст.506 Гражданского кодекса Российской Федерации. В виду большого объема поставляемого товара и возможного отсутствия у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в наличии такого объема продукции заказчиком установлены соответствующие сроки поставки в два этапа. В стадии проверки 1 единицы товара на соответствие требованиям, указанным в техническом задании документации об аукционе и выявлении недостатков, у поставщика (подрядчиков, исполнителей) появиться возможность устранения указанных недостатков по остальным 49 комплексам заблаговременно, в случае, если они находятся на стадии производства. В соответствии с условиями технического задания документации об аукционе и проекта государственного контракта у поставщика есть возможность своевременно выполнить обязательства по поставке товаров, а у заказчика оперативно осуществить мероприятия, связанные с приемкой товара.
Согласно ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в ч.4 ст.30 Закона о контрактной систем. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе).
В п.4.1.8 проекта государственного контракта заказчиком предусмотрено, что в случае, если поставщик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 30 % от цены Контракта. Соответствующее условие заказчиком предусмотрено исходя из положений ч.5, 6 ст.30 Закона о контрактной системе.
2.В п.2.1. технического задания документации об аукционе предусмотрено, что в рамках формирования единой информационной среды на региональном уровне поставщик обязан провести интеграцию (если это необходимо) в существующее программное обеспечение, используемое ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Кабардино-Балкарской Республике для обработки полученных фотоматериалов с комплексов фото-видео фиксации нарушений ПДД. Формат взаимодействия описан в пункте N8 технического задания документации об аукционе. В программное обеспечение "ТРИС" интегрированы следующие комплексы фотовидеофиксации: "Вокорд - Трафик", КФН "Астра-Трафик", "СКАТ", "КРЕЧЕТ", "Автопатруль-Перекресток", "Оракул", "Паркон", "Автоураган ВСМ-2", "Коперник". В соответствии с ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" комплексы должны отвечать следующим требованиям:
-6.5.12 аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации должно обеспечивать передачу информации на внешний аппаратно-программный комплекс в форматах, совместимых с соответствующими системами обработки фотовидеоматериалов для подготовки постановлений об административных правонарушениях;
-6.5.13 аппаратно-программное обеспечение стационарных технических средств фотовидеофиксации должно обеспечивать передачу информации на внешний аппаратно-программный комплекс в режиме реального времени.
Таким образом, комплекс должен функционировать совместно с соответствующими системами обработки фотовидеоматериалов для подготовки постановлений об административных правонарушениях.
Поставляемое оборудование должно соответствовать требованиям технического задания документации об аукционе. Формат данных о фактах нарушения транспортными средствами правил дорожного движения должны быть интегрированы с используемым программным обеспечением ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Кабардино-Балкарской Республике "ТРИС" производства компании "Росби Информ Ко". Описание формата данных описан в Приложении N1 к техническому заданию документации об аукционе.
3.В п.6.9 ч.6 технического задания документации об аукционе заказчиком предусмотрено, что при обнаружении дефектов товара в период гарантийного срока, возникших по независящим от заказчика причинам, поставщик обязан за свой счет устранить дефекты либо заменить товар ненадлежащего качества новым, в срок 10 рабочих дней с момента получения письменного уведомления от заказчика (в том числе посредством факсимильной связи с последующим направлением оригинала), однако в п.5.11 ч.5 проекта государственного контракта предусмотрено, что срок замены ненадлежащего качества товара на новый составляет 3 рабочих дня с момента получения письменного уведомления от заказчика.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная в п.5.11 ч.5 проекта государственного контракта, не соответствует информации, содержащейся в п.6.9 ч.6 технического задания документации об аукционе, связи с чем, не является достоверной.
4.В п.6.12 ч.6 технического задания документации об аукционе заказчиком предусмотрено, что заказчик получает техническое сопровождение на поставляемый товар в период срока эксплуатации:
-приём обращений и консультирование по электронной почте с 9:00 до 18:00 (МСК, в рабочие дни) с указанием прямого адреса электронной почты ответственного подразделения (инженера);
-приём обращений и консультирование по телефону горячей линии с 9:00 до 18:00 (МСК, в рабочие дни) с указанием прямого номера телефона ответственного подразделения (инженера);
-обеспечение времени реакции на обращение пользователя:
-не более 2 часов для критичных инцидентов;
-не более 4 часов для инцидентов, имеющих средний и низкий уровень критичности. Инцидент уровня "Критический" - инцидент, при возникновении которого полностью останавливается выполнение основных сценариев эксплуатации товара заказчиком. Инцидент уровня "Средний" - инцидент, при возникновении которого в той или иной степени ухудшается выполнение основных сценариев эксплуатации товара заказчиком. Инцидент уровня "Низкий" - инцидент, при возникновении которого в той или иной степени ухудшается выполнение основных сценариев эксплуатации товара заказчиком.
С учетом того, что объект закупки является сложным техническим устройством и требует к себе специальных знаний, квалифицированного персонала для надлежащего функционирования товара, потребность заказчика заключается в бесплатной консультативной технической поддержки от поставщика (подрядчика, исполнителя) или производителя товара в период установленного срока эксплуатации.
5.Проектом государственного контракта в п.3.4 ч.3 предусмотрено, что в день поставки товара, поставщик представляет заказчику комплект отчетных документов в соответствии с техническим заданием, подписанный поставщиком в 2 (двух) экземплярах, сертификаты (декларации о соответствии), обязательные для данного вида товара и иные документы, подтверждающие качество товара, и акта сдачи-приемки товара.
Под формулировкой "иные документы" заказчик подразумевает предоставление документов и сертификатов, предусмотренных п.5.1. раздела 2 документации об аукционе, где сказано, что соответствие товара требованиям безопасности подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Соответствие качества и безопасности товара должно быть подтверждено следующими документами: сертификатом соответствия и/или декларацией о соответствии, действующими на территории Российской Федерации (в случае если в отношении данной группы товаров установлено требование об обязательном подтверждении); сертификатом пожарной безопасности (при необходимости); сертификатом электромагнитной совместимости (при необходимости).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Здравко" обоснованной в части.
2.Признать в действиях Государственного казённого учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Безопасная Республика", Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики нарушение ч.3 ст.7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Государственному казённому учреждению Кабардино-Балкарской Республики "Безопасная Республика", Министерству транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 апреля 2021 г. N 007/06/64-390/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021