резолютивная часть решения объявлена 13.04.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
, при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Горизонт" (далее - заявитель, ООО НПП "Горизонт"), действующего на основании доверенности N12; и.о. директора Государственного казённого учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Безопасная Республика" (далее - заказчик, ГКУ КБР "Безопасная Республика"), действующего на основании приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N46-л от 16 июля 2020 года, а также представителей заказчика, действующего на основании доверенности N001 от 01 апреля 2021 года, , действующего на основании доверенности N002 от 01 апреля 2021 года, , действующего на основании доверенности N003 от 01 апреля 2021 года; представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N36-04-06/198 от 26 января 2021 года,
рассмотрев жалобу ООО НПП "Горизонт" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104200003621000011 "Поставка специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения для нужд ГКУ КБР "Безопасная республика" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО НПП "Горизонт" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО НПП "Горизонт" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об аукционе.
В связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО НПП "Горизонт", заказчика, уполномоченного органа, АО "Единая электронная торговая площадка" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО НПП "Горизонт" Комиссией осуществлено 12 и 13 апреля 2021 дистанционно с участием представителей ООО НПП "Горизонт", действующего на основании доверенности N12; заказчика в лице и.о. директора, действующего на основании приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N46-л от 16 июля 2020 года, а также представителей заказчика, действующего на основании доверенности N001 от 01 апреля 2021 года, , действующего на основании доверенности N002 от 01 апреля 2021 года, , действующего на основании доверенности N003 от 01 апреля 2021 года; представителя уполномоченного органа, действующего на основании доверенности N36-04-06/198 от 26 января 2021 года.
12 апреля 2021 года заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО НПП "Горизонт", согласно которым документация об аукционе утверждена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом потребностей заказчика. На основании вышеизложенного, заказчик и уполномоченный орган просят признать жалобу ООО НПП "Горизонт" необоснованной.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО НПП "Горизонт", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, уполномоченным органом, выслушав пояснения представителей ООО НПП "Горизонт", заказчика, уполномоченного органа, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам.
30.03.2021 г. 17:23 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликован электронный аукцион N0104200003621000011 "Поставка специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения для нужд ГКУ КБР "Безопасная республика" (извещение о проведении электронного аукциона - 30.03.2021 г. 17:23 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 60 000 000,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 30.03.2021 г. 17:23 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 07.04.2021 г. 06:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 08.04.2021 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 09.04.2021 г. в 10:04 ч.
На участие в электронном аукционе были поданы 4 заявки, в результате рассмотрения первых частей все заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе и допущены к участию в аукционе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 08 апреля 2021 года.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1.В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при поставке по государственному контракту, заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В качестве документов и сведений, подтверждающих наличие эквивалента на товарном рынке, относительно характеристики товаров, предусмотренных в разделе II Технического задания документации об аукционе, заказчиком представлены коммерческие предложения от общества с ограниченной ответственностью "Грин", общества с ограниченной ответственностью "Софит" Технология безопасности, общества с ограниченной ответственностью "Техно-сервис".
Как разъяснено в п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08 апреля 2021 года, на участие в электронном аукционе были поданы 4 заявки, в результате рассмотрения первых частей все заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе и допущены к участию в аукционе. В 4 заявках предложены к поставке товары от разных производителей, что обуславливает отсутствие признаков ограничения конкуренции на товарном рынке.
2.На основании ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ N1236 от 16.11.2015 г. установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ПП РФ N1236 от 16.11.2015 г.).
ПП РФ N1236 от 16.11.2015 г. определены Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п.2 ПП РФ N1236 от 16.11.2015 г. устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Под программным обеспечением понимаются программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а)поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б)поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
ПП РФ N1236 от 16.11.2015 г. не применяется ввиду того, что программное обеспечение не подлежит установке в результате исполнения государственного контракта. В разделе II Технического задания документации об аукционе отсутствуют требования к программному обеспечению, предустановленному на специальных технических средствах, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения для нужд.
В целях защиты основ конституционного строя, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей заказчиком устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных только в том случае, если осуществляется поставка программного обеспечения.
3.Требования п.п.2 п.2.1.1 "Описания объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки" документации об аукционе относительно обеспечения защиты от несанкционированного доступа к его программному обеспечению согласуются с Федеральным законом от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Следовательно, требование предъявляется к товару, а не программному обеспечению, а именно, конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
4.Ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе).
Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами.
Постановлением Правительства РФ N145 от 08.02.2017 г. "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N145 от 08.02.2017 г.) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения в ЕИС каталога); Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (п.3 Правила формирования и ведения в ЕИС каталога).
В рамках п.4 Правила использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пунктами Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога.
На основании п.5 Правила использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а)осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б)если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.33 Закона о контрактной системе.
Объектом закупки является поставка специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения для нужд ГКУ КБР "Безопасная республика. Специальные технические средства, необходимые для поставки в рамках государственного контракта, подпадают под перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N878 от 10 июля 2019 г.
С учетом того, что объект закупки включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также в перечень товаров, указанных в приложении N2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N126н, то заказчиком в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе правомерно установлены ограничения для целей осуществления закупок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878, а также условия допуска на основании приказа Минфина России N126н от 04.06.2018 г.
Согласно п.10 Правила использования каталога в позицию каталога включается следующая информация: а)код позиции каталога, формируемый в соответствии с п.12 Правил; б)наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в)единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил; д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии); е) дата включения в каталог позиции; ж)дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога; з)дата окончания применения позиции каталога (при необходимости); и)дополнительная информация в соответствии с п.19 Правил.
Дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позиции каталога, указанной в как в извещении о проведении электронного аукциона, так и в документации об аукционе (позиция каталога 26.20.30.000-00000001 "Устройства автоматической обработки данных прочие"), является 01.01.2022 г.
Вместе с тем, датой опубликования извещения о проведении аукциона и документации об аукционе является 30.03.2021 в 17:23г.
В силу п.9 Правила использования каталога в случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться п.7 Правил.
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе (п.7 Правила использования каталога).
Воспользовавшись правом, предусмотренным п.7 Правил использования каталога, заказчиком осуществлено описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
5.В п.п.2 п.2.1.1 "Описания объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки" документации об аукционе предусмотрено, что измерительный модуль должен быть защищен кожухом, с классом защиты не хуже Бр1 и С1 классам с предотвращением выхода метаемых элементов приведенными в ГОСТ 34286-2017 и должен иметь соответствующий сертификат. Соответствующее требование обусловлено многочисленными фактами повреждений комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, принадлежащих ГКУ КБР "Безопасная Республика", установленных на территории Кабардино-Балкарской Республики, которые подтверждается 17 уголовными делами, что привело к причинению значительного ущерба ГКУ КБР "Безопасная Республика". На территории Российской Федерации отсутствует государственный стандарт, в отношении бронезащиты специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Измерительный модуль должен быть защищен кожухом, с классом защиты не менее Бр1 и С1 классам с предотвращением выхода метаемых элементов применительно приведенным в ГОСТ 34286-2017 требованиям, и требования данного ГОСТа установлены непосредственно касаемо защитного кожуха.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Горизонт" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 апреля 2021 г. N 007/06/64-392/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021