Резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 09 апреля 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку Комплекта оборудования для бронхоскопии (извещение N 0169200001021000579), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области (далее -Заказчик): Соловьева Г.А., действующего на основании доверенности б/н от 01.02.2021; Михайловой К.И., действующей на основании доверенности б/н от 11.01.2021;
- в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 30.03.2021 поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку Комплекта оборудования для бронхоскопии (извещение N 0169200001021000579) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.03.2021 в 10:27.
Начальная (максимальная) цена контракта на закупку передвижных аппаратов для ультразвуковых исследований с набором датчиков составляет 2 682 083,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 30.03.2021 09:00.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0169200001021000579 от 30.03.2021 на участие в закупке поступило три заявки, которые признаны соответствующими аукционной документации и участники допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу от 31.03.2021 подведения итогов аукциона в электронной форме N 0169200001021000579 победителем аукциона признано ООО "Уральская компания" с предложением о цене контракта 2 668 672,58 рублей.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" заключаются в следующем.
1. В описание объекта закупки Заказчик включены две позиции фибробронхоскоп (пункты 1.2 и 1.3 Технического задания) по 1 единице каждая.
Заявитель считает, что описание объекта закупки вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, поскольку в комплект оборудования для бронхоскопии входит одна единица товара фибробронхоскоп, и характеристики, по мнению Заявителя, соответствуют одной единице закупаемого оборудования.
2. По мнению Заявителя, расчет НМЦК осуществленный на позицию товара по коду КТРУ "бронхоскоп гибкий", не соответствует наименованию объекта закупки - Комплект оборудования для бронхоскопии.
3. Заявитель считает Необоснованным расчет НМЦК, осуществленный, по его мнению, без учета дополнительного оборудования, входящего в комплект оборудования для бронхоскопии - осветитель и тестер герметичности.
Заявитель считает, что Заказчиком допущено разночтение в описание объекта закупки, а также осуществлен неверный расчет НМЦК, либо неверно определена единица измерения, что повлекло за собой нарушение норм Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили следующее.
По мнению Заказчика описание объекта закупки представляет собой установление (фиксацию) заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков требующихся к поставке товаров, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
Наличие в документации о закупке полного и прозрачного описания объекта закупки, конкретных условий исполнения контракта, способствует выработке объективных, системно организованных знаний об объекте закупки и условиях исполнения контракта у участников закупки.
Так, в составе аукционной документации, а именно в Приложении N1 к информационной карте документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки" установлены требования к закупаемому товару.
Указанные требования к товару полностью соответствуют правилам описания объекта закупки указанным в статье 33 Закона о контрактной системе, отражают реальную потребность заказчика и не ограничивают количество участников закупки.
Получателем медицинского оборудования является ГБУЗ "Городская детская больница г. Златоуст", который находится в горнозаводской зоне на удалении более 100 км. от г. Челябинск.
Исходя из потребности получателя по оказанию. медицинских услуг в описании товара указан ряд требований, обуславливающих необходимость закупки оборудования, обладающего требуемыми показателями.
Так, Заказчику требуется Комплект оборудования для бронхоскопии включающий в себя два различных фибробронхоскопа, осветителя, тестера герметичности.
В документации Заказчиком два наименования товара, а именно: "Комплект оборудования для бронхоскопии" и "Бронхоскоп гибкий".
Вместе тем, поясняет Заказчик, исходя из положений документации указанные понятия являются тождественными и установлены исходя из особенностей действующего законодательства.
В Приложении N1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме "Наименование и описание объекта закупки" в частности указано:
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА: Комплект оборудования для бронхоскопии НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА СОГЛАСНО ПОЗИЦИИ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД**: Бронхоскоп гибкий.
При этом, наименование товара "Бронхоскоп гибкий" указано исходя из требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Аналогичным образом, наименование закупаемого товара указано и в приложении N 1 и N 2 к проекту контракта.
По сведения, имеющимся у Заказчика, требованиям документации соответствуют фибробронхоскопы всех ведущих производителей, зарегистрированных в Российской Федерации, а именно: "Olympus", "Fujinon", "Pentax".
Доводы, жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с частью 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
При этом, пункт 2 части 29 указанной нормы не определяет требования к формированию лота в сфере поставки изделий медицинского назначения, и заказчик наделен правом самостоятельного формирования лотов, в соответствии с имеющейся потребностью.
Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.
При этом формирование потребности заказчика не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным претендентам и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
В соответствии с Техническим заданием аукционной документации Заказчиком размещена потребность в товаре, в состав которого, в том числе, включены следующие позиции: 1.1. - эндоскоп; 1.2 - фибробронхоскоп; 1.3. фибробронхоскоп; 1.4 - осветитель; 1.5 - тестер герметичности.
Из содержания аукционной документации, пояснений Заказчика следует, что позиции 1.2 и 1.3 Технического задания не идентичны, отличаются по таким характеристикам, как наружный диаметр дистального конца, диаметр вводимой трубки, инструментальный канал, общая длина.
Из пояснений Заказчика следует, что закупка двух фибробронхоскопов различного диаметра обусловлена спецификой их применения в педиатрической практике, а именно фибробронхоскопы различных диаметров используются при диагностике и лечении заболеваний у детей разного возраста, имеющих различный диаметр дыхательных путей, осветитель необходим для эксплуатации эндоскопа: подача света, без которого ни один фибробронхоскоп работать не будет, тестер герметичности необходим для проверки эндоскопа на герметичность перед проведением обработки аппарата, что обеспечивает безопасную эксплуатацию.
Таким образом, из аукционной документации, пояснений Заказчика следует, что все медицинские изделия, указанные в Техническом задании, находятся в функциональной и технологической взаимосвязи, что позволяет объединить их в один объект закупки - комплекта оборудования для бронхоскопии.
Заявителем в составе жалобы не представлено нормативное правовое обоснование и документы, подтверждающие невозможность закупки оборудования с характеристиками, предусмотренными Техническим заданием, в комплекте.
Доводы жалобы в указанной части не находят своего подтверждения, не доказаны.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2020 N 523 внесены изменения в подпункт "б" пункта 2 Правил использования каталога, в части исключения применения каталога в плане-графике закупок.
Согласно подпункту "б" пункта 10 Правил формирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, в позицию каталога включается наименование товара, работы, услуги.
В свою очередь, при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчик обязан указывать согласно позиции каталога наименование товара, работы, услуги.
Учитывая, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) по общему правилу не содержит ограничений (за исключением случаев, приводящих к ограничению количества участников закупки, случаев, предусмотренных в соответствии с положениями статьи 14 Закона N 44-ФЗ) в отношении возможности включения в один объект закупки нескольких товаров, работ, услуг, содержание понятий "наименование объекта закупки" и "наименование товара, работы, услуги" не является тождественным.
На основании изложенного заказчик обязан указывать наименование товара, работы, услуги согласно информации, включенной в позиции каталога, при этом наименование объекта закупки формируется заказчиком самостоятельно.
В пункте 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил N 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания КТРУ, с учетом пояснений Зказчика о потребности, следует, что в Каталоге позиция "комплект для бронхоскопии" или "фибробронхоскоп" отсутствует, наиболее полно потребности Заказчика соответствует код КТРУ 26.60.12.119-00000772 "бронхоскоп гибкий".
В соответствии с пунктом 2.1 Информационной карты аукционной документации "Наименование объекта закупки: Закупка Комплекта оборудования для бронхоскопии. В соответствии с Приложением N1 к информационной карте документации "Наименование и описание объекта закупки". Код по КТРУ: 26.60.12.119-00000772".
В Приложении N 1 аукционной документации (Техническое задание) указано: "НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА: Комплект оборудования для бронхоскопии НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА СОГЛАСНО ПОЗИЦИИ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД**: Бронхоскоп гибкий".
При этом, Техническое задание содержит следующую информацию: "** Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Следовательно, из положений аукционной документации следует, что объектом закупки является комплект оборудования для бронхоскопии, соответствующий коду КТРУ
26.60.12.119-00000772 "Бронхоскоп гибкий".
Комиссия отмечает, что в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0169200001021000579 от 30.03.2021 на участие в закупке поступило три заявки, что подтверждает наличие конкурентной среды при проведении закупки, и опровергает позицию Заявителя об отсутствии возможности потенциальных участников закупки сформировать предложение о поставке товара, соответствующего требованиям аукционной документации.
Доводы жалобы Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения, не доказаны.
3. По вопросу формирования НМЦК Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за формированием начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с подпунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации относится к компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования.
В связи с отсутствием полномочий антимонопольного органа довод жалобы в указанной части является необоснованным.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку Комплекта оборудования для бронхоскопии (извещение N 0169200001021000579) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 апреля 2021 г. N 074/06/105-937/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2021