Резолютивная часть решения оглашена 08 апреля 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 09 апреля 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Монолит" (далее - ООО "Монолит", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона Строительство дома культуры по адресу: Челябинская область, Пластовский район, село Старый Кумляк, ул. Центральная, д. 21 (извещение N 0169300038021000081), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Муниципального казенного учреждения культуры "Межпоселенческая централизованная клубная система" (далее - Учреждение, Заказчик): заведующего Кругловой Г.А., действующей на основании приказа N 157 от 24.09.2019;
- в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, заявлений, ходатайств не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 01.04.2021 поступила жалоба ООО "Монолит" на действия заказчика при проведении электронного аукциона Строительство дома культуры по адресу: Челябинская область, Пластовский район, село Старый Кумляк, ул. Центральная, д. 21 (извещение N 0169300038021000081) (далее - аукцион, закупка).
Также в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на действия заказчика по данному аукциону, которая возвращена заявителю на основании пункта 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.03.2021 в 11:21.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству дома культуры по адресу: Челябинская область, Пластовский район, село Старый Кумляк, ул. Центральная, д. 21 - 16 743 240,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 02.04.2021 09:00.
В соответствии с протоколом проведения аукциона от 02.04.2021 на участие в закупке поступило пять заявок.
Согласно протоколу от 07.04.2021 подведения итогов аукциона в электронной форме N 0169300028221000029 в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
Доводы жалобы ООО "Монолит" заключаются в следующем.
1. По мнению Заявителя, НМЦК обжалуемой закупки превышает 15 миллионов рублей, что попадает под действие части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе. Следовательно, заказчик должен был предусмотреть в проекте контракта антидемпинговые меры в виде предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.
По мнению заказчик установил антидемпинговые меры в соответствии с частью 2 статьи 37, что не соответствует данной норме Закона о контрактной системе.
2. В нарушение Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденных Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Порядок) аукционная документация не содержит проект сметы контракта и протокол НМЦК.
3. По мнению Заявителя график выполнения строительно-монтажных работ размещенный Заказчиком в составе аукционной документации, не соответствует Методике составления график выполнения строительно-монтажных работ и график оплаты выполненных по договору, предметом которого является строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства работ, утвержденной приказом Минстроя 05.06.2018 N 336/пр (далее - Приказ N 336/пр, Методика), что является нарушением статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Представителями Заказчика предоставлены письменные пояснения, и указано следующее.
В аукционной документации Заказчиком правомерно установлены антидемпинговые меры в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе.
По мнению Заказчика, проект сметы размещен в ЕИС вместе со всеми сметами (в количестве 10-ти штук). Проект сметы составлен в соответствии с требованиями Порядка. В аукционной документации он имеет обозначение - сводный сметный расчет стоимости строительства.
Приложение N 4 к муниципальному контракту (график выполнения работ) и Приложение N 5 (график оплаты выполненных работ) соответствуют требованиям Методики, утвержденной приказом от 5 июня 2018 г. N 336/пр.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Из положений аукционной документации следует, что порядок применения статьи 37 Закона о контрактной системе аукционной документацией, проектом контракта предусмотрен в виде указания всех пунктов данной нормы.
Довод жалобы Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 6.1. статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок).
Согласно пункту 34 раздела 6 Порядка в проекте сметы контракта указывается наименование, единица измерения, количество (объем) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, цена каждого конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ на единицу измерения и с учетом объемов работ, определенные в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ, а также цена конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (на принятую единицу измерения и всего). Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в Приложении N 6 к Порядку.
С учетом указанной нормы Порядка, а также законодательства о контрактной системе следует, что проект сметы контракта является неотъемлемой частью контракта, проект которой должен быть размещен в документации о закупке.
В составе документации по аукциону размещены локальные сметы Заказчик в своих пояснениях указывает, что требование Порядка в части составления сметы контракта соблюдено посредством оформления локального сметного расчета, размещенного в составе аукционной документации.
Вместе с тем наличие в составе аукционной документации указанных локальных смет на работы, являющиеся объектом закупки по аукциону, не исключает необходимость формирования проекты сметы контракта с учетом сведений, которые должны быть указаны в соответствии с пунктом 34 раздела 4 Порядка, Приложением N 6 к Порядку.
Таким образом, утверждение аукционной документации, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта которой отсутствует проект сметы контракта, является нарушением части 7 статьи 110.2, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и раздела 6 Порядка, Приложения 6 к Порядку.
Довод жалобы Заявителя в указанной части является обоснованным.
3. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты работ, выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утверждена Приказом N 336/пр.
В соответствии с пунктом 2.9 Методики дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:
2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Из содержания графика выполнения работ (Приложение N 4 к проекту контракта) следует, что информация, указанная в пункте 2.9 Методики, отсутствует, что является нарушением части 2 статьи 33, части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пункта 2.9 Методики.
Довод жалобы Заявителя в указанной части является обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В силу части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение).
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
С учетом положений части 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ, и строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В этой связи, отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Из содержания аукционной документации следует, что в ее составе размещены только 1 и 5 разделы ПСД.
В соответствии с пунктом 1.3 проекта контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы, в том числе, в соответствии с проектной документацией по объекту: Строительство дома культуры по адресу: Челябинская область, Пластовский район, село Старый Кумляк, ул.Центральная, д.21 (Приложение 6 к проекту контракта).
В этой связи, заключение контракта на условиях аукционной документации, в составе которой размещены только разделы 1 и 5 ПСД, приведет к недостижению целей настоящей закупки и невозможности реализации потребности Заказчика.
Таким образом, утверждение аукционной документации, в составе которой размещена ПСД не в полном объеме, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Положения.
5. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ".
Согласно ч. 1 ст. 55.4 некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям: _ 2) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса
Согласно ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации)".
В соответствии с частью 13 указанной нормы минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации утверждена Приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 г. N 86.
Согласно п. 3.2. данного документа указанная выписка, в том числе, должна содержать сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
При этом, в аукционной документации Заказчик установил следующие требования:
- условие наличия у СРО, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда (Строительство, реконструкция, капитальный ремонт) не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из указанного следует, что Заказчик устанавливает требование только о наличии взносов в фонд обеспечения договорных обязательств, при этом не указаны требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда.
Таким образом, требования к участнику закупки в указанной части носит неоднозначный, противоречивый характер, что не соответствует требованиям части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта утверждены Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр (далее - Приказ N 9/пр, Типовые условия).
В соответствии с пунктом 2 Приложение N 2 к Приказу N 9/пр Типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства не применяются при выполнении работ по строительству и реконструкции:
- объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке, находящемся за пределами территории Российской Федерации, а также на территории посольств, консульств;
- объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия.
Поскольку объект строительства к указанным исключениям не относится, Типовые условия контракта, предусмотренные Приказом N 9/пр, подлежат обязательному применению при проведении данной закупки.
Из положений аукционной документации следует, что не находят отражение в проекте контракта, в том числе, следующие условия:
- приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 5.1 Типовых условий);
- при приемке выполненных работ для подтверждения объемов и качества фактически выполненных подрядных работ по конструктивным решениям (элементам) и (или) комплексам (видам) работ, включенным в смету контракта, подрядчик представляет комплект первичных учетных документов, который определяется контрактом, а также исполнительную документацию (пункт 5.2 Типовых условий);
- при приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ, технологиям, принятым при разработке сметных нормативов. Также при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций), и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика (пункт 5.3 Типовых условий);
- первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном контрактом порядке (пункт 5.4 Типовых условий);
- порядок определения стоимости выполненного, принятого заказчиком и подлежащего оплате объема работ по конструктивному решению (элементу) и (или) по комплексу (виду) работ (пункты 5.5 и 5.6 Типовых условий).
Отсутствие пунктов Типовых условий в проекте контракта является нарушением части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Из частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что размер штрафа в отношении заказчика и подрядчика устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Аналогичный порядок начисления штрафных санкций предусмотрен для подрядчика пунктом 11 Правил.
Проект контракта указанных положений в отношении ответственности подрядчика не содержит, что противоречит частям 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункту 11 Правил.
С учетом мнения Заказчика Комиссия считает необходимым выдать предписание об отмене аукциона.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" на действия заказчика при проведении электронного аукциона Строительство дома культуры по адресу: Челябинская область, Пластовский район, село Старый Кумляк, ул. Центральная, д. 21 (извещение N 0169300038021000081) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, раздела 6 Порядка, Приложения 6 к Порядку, утвержденному Приказом N 841/пр, пункта 2.9 Методики, утвержденной Приказом N 336/пр, Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, части 1 статьи 31, частей 5,8, 11 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 11 Правил, Типовых условий, утвержденных Приказом N 9/пр.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 апреля 2021 г. N 074/06/105-955/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2021