Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2021
В полном объеме решение изготовлено 15.04.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "ЦентрКиберБезопасности", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Министерства информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Половниковой А.Н., действующего на основании доверенности N 7 от 12.01.2021,
- представителя Министерства информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Коршуновой Н.В., действующего на основании доверенности N 22 от 08.04.2021,
- представителя Министерства информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Лукашиной Е.Ю., действующего на основании доверенности N 21 от 08.04.2021,
- представителя Министерства информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Перминовой Е.И., действующего на основании доверенности N 20 от 08.04.2021,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Паровик А.А., действующего на основании доверенности N 04 от 08.04.2021,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Зубовой Е.С., действующего на основании доверенности N 05 от 08.04.2021,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" Пичуговой Т.В., действующего на основании доверенности N 03 от 08.04.2021,
- представителя ООО "ЦентрКиберБезопасности" Цуканова А.С., действующего на основании доверенности от 08.04.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 05.04.2021 поступила жалоба ООО ЦентрКиберБезопасности" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по аттестации государственных информационных систем органов исполнительной власти Челябинской области (извещения N 0869200000221000442) (далее - конкурс).
Согласно представленным документам 26.02.2021 ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении конкурса.
Заказчиком выступило Министерство информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 625 000, 00 рублей.
Согласно сведениям, указанным в извещении и документации о закупке конкурс осуществляется в рамках национального проекта "Цифровая экономика" - федеральный проект "Информационная безопасность" (КБК 0350410602D460340242).
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 10.03.2021.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЦентрКиберБезопасности" контракт не заключен.
В жалобе указано, что конкурсная комиссия неправомерно отстранила от участия в конкурсе ООО "ЦентрКиберБезопасности", так как обществом представлена лицензия ФСБ России на монтаж, установку (инсталляцию), наладку защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, тогда как необходимость наличия лицензии на разработку защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем является необоснованным, так как выполнение указанных работ не требуется осуществлять в рамках обязательств, предусмотренных контрактом.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали, что конкурсная комиссия отстранила участника закупки при рассмотрении вторых частей заявок, так как в составе заявки заявителя отсутствует лицензия ФСБ России с видом деятельности: монтаж, установка (инсталляция), наладка защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, что противоречит требованиям конкурсной документации. При этом, наличие указанного разрешенного вида деятельности обусловлено тем, что в рамках оказания услуг по аттестации государственных информационных систем органов исполнительной власти Челябинской области требуется осуществлять дополнительные работы по разработке технического задания на систему защиты ГИС и разработке проектной и эксплуатационной документации на систему защиты ГИС, что в силу Приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 г. N 17 относится к мероприятиям по созданию информационной системы.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям.
Аналогичная информация должна содержаться в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме в силу пункта 4 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
Как следует из протокола рассмотрения вторых частей заявок от 29.03.2021, протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 30.03.2021 вторая часть заявки ООО "ЦентрКиберБезопасности" признана не соответствующей требованиям документации о закупке по причине не представления в составе заявки лицензии ФСБ России по виду деятельности: разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем по пункту 2 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 313 (далее - Положение) со ссылкой на требования к составу второй части заявки и пункт 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов.
Как следует из извещения, пунктов 19, 23 информационной карты участник закупки в составе второй части заявки должен предоставить действующую лицензию ФСБ России в соответствие с пунктами 2, 13 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, а именно:
- разработка защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
С учетом изложенного, при рассмотрении вторых частей заявок конкурсная комиссия должна руководствоваться положениями документации о закупке в части проверки наличия в заявках участников закупки указанной лицензии с перечнем видов деятельности, предусмотренных документацией о закупке.
В составе второй части заявки ООО "ЦентрКиберБезопасности" представлена лицензия, выданная УФСБ России по Челябинской области N 0002069 от 01.10.2020 на выполнение работ по пунктам 12 - 15, 20, 25 - 28 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 313,
Вместе с тем, вид деятельности, предусмотренный пунктом 2 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, в лицензии, представленной обществом, отсутствует, что не соответствует пунктам 19, 23 информационной карты документации о закупке.
Пунктом 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, действия конкурсной комиссии по признанию второй части заявки ООО "ЦентрКиберБезопасности" не соответствующей требованиям документации о закупке, являются правомерными, так как участником закупки не представлена лицензия с разрешенными видами деятельности в объеме, предусмотренном конкурсной документацией, что противоречит части 3, пункту 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
Так, на заседании Комиссии установлено, что одним из доводов жалобы является обжалование действий заказчика в части неправомерности установления требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о необходимости наличия лицензии ФСБ России на выполнение работ по разработке защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, что послужило основанием для отстранения участника закупки по итогам рассмотрения вторых частей заявок, вместе с тем, указанные доводы жалобы не подлежат рассмотрению в силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, так как жалоба на положения документации может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке (23.03.2021), тогда как жалоба заявителя подана 05.04.2021.
В ходе проведения внеплановой проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об закупке в силу части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
При этом, в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию на основании Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 313.
Пунктом 2 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, предусмотрена разработка защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
В техническом задании определен порядок оказания услуг по аттестации государственных информационных систем органов исполнительной власти Челябинской области, являющихся объектом закупки.
В разделе II технического задания указан перечень мероприятий, необходимых для аттестации государственной информационной системы по требованиям обеспечения безопасности информации, в том числе:
- разработка технического задания на систему защиты ГИС;
- разработка проектной и эксплуатационной документации на систему защиты ГИС.
Согласно пунктам 2, 3 раздела IV технического задания предусмотрено, что исполнитель в ходе оказания услуг предоставляет государственному заказчику техническое задание на создание системы защиты информации ГИС, а также технический проект.
При этом в письменных пояснениях заказчик указывает, что в силу пунктов 13-15 требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 г. N 17 исполнителю требуется осуществить разработку системы защиты информации информационной системы, включая проектирование системы защиты информации информационной системы.
Так, представители заказчика указали, что проектирование системы защиты информации информационной системы является неотъемлемым этапом создания информационной системы, в связи с чем заказчиком установлено требование о наличии лицензии ФСБ России на разработку защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем в соответствии с пунктом 2 Перечня, являющегося приложением к Положению.
Следует отметить, что при рассмотрении жалобы заявителем не представлены доказательства необоснованности установления заказчиком требования о наличии лицензии ФСБ России на выполнение работ по разработке защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
При этом указание заявителем на предыдущую закупку заказчика (электронный аукцион N 0169200003021000006 на оказание услуг по аттестации ИСПДн в органах исполнительной власти Челябинской области), в которой данное требование к участнику закупки не установлено, не может быть принято во вниманием, так как при проведении внеплановой проверки Комиссией исследуются конкретные обстоятельства, связанные с условиями конкурсной документации, являющейся предметом рассмотрения жалобы.
Более того, на заседании Комиссии установлено, что закупка, на которую ссылается заявитель, не содержит перечень работ и требований к их результатам в виде разработки технического задания на систему защиты ГИС и разработки проектной и эксплуатационной документации на систему защиты ГИС.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика с учетом отсутствия обстоятельств, свидетельствующих об неправомерности установления заказчиком лицензии ФСБ России на выполнение работ по разработке защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем для выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "ЦентрКиберБезопасности" на действия конкурсной комиссии необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 апреля 2021 г. N 074/06/105-966/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021