Резолютивная часть решения оглашена 13 апреля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 апреля 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Сарсенбаевой Е.Б. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПрофАудитКонсалт" (далее - ООО "ПрофАудитКонсалт", заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обучению (извещение N 0369300130121000034), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Миасс" (далее - заказчик) Голевой Е.С., действующего на основании доверенности N 15 от 05.04.2021,
- представителя ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Миасс" Дружкова А.Н., действующего на основании доверенности N 16 от 05.04.2021,
в отсутствие заявителя, уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы, заявлений, ходатайств не представлено.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.04.2021 поступила жалоба ООО "ПрофАудитКонсалт" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обучению (извещение N 0369300130121000034) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.03.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 43 983 рубля 03 копейки.
Протокол подведения итогов электронного аукциона N0369300130121000034-3 от 31.03.2021.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "ПрофАудитКонсалт", аукционная комиссия неправомерно признала заявку ИП Бондарева А.Ю., соответствующей требованиям документации о закупке, так как предприниматель не вправе оказывать образовательные услуги по дополнительным профессиональным программам, с учетом ограничений, предусмотренных часть 2 статьи 32 Закона об образовании. Кроме того, заявитель указывает, что ИП Бондарев А.Ю. не имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, так как осуществляет услуги на основании договора о совместном участии в сетевой форме реализации образовательных программ, таким образом, аукционная комиссия должна была отстранить участника закупки от аукциона.
Представители заказчика предоставили письменные пояснения и указали, что законодательство об образовательной деятельности дает право индивидуальному предпринимателю оказывать образовательные услуги непосредственно без наличия лицензии, в связи с чем, заявка ИП Бондарева А.Ю. признана соответствующей требованиям документации о закупке.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие такого участника единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования) регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Согласно статье 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (часть 1 статьи 91 Закона об образовании).
В силу части 2 статьи 91 Закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона об образовании индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
Частью 3 статьи 32 Закона об образовании индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Как следует из части 3 статьи 60 Закона об образовании лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В пункте 1 части 10 статьи 60 Закона об образовании предусмотрено, что повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Таким образом, результатом образовательной деятельности, в том числе при осуществлении повышения квалификации, является получение удостоверения о повышении квалификации.
Из указанных норм следует, что только организация, осуществляющая образовательную деятельность, по результатам итоговой аттестации может выдать документы об образовании и (или) о квалификации.
С учетом изложенного, индивидуальный предприниматель не вправе выдавать документы об образовании и (или) о квалификации в силу части 3 статьи 60 Закона об образовании.
Более того, в силу частей 1, 2 статьи 32, части 2 статьи 90 Закона об образовании индивидуальный предприниматель вправе осуществлять образовательную деятельность непосредственно без лицензии и только по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки N 0369300130121000034 объектом закупки является оказание услуг по обучению.
Из Технического задания и пояснений заказчика следует, что заказчику необходимы образовательные услуги по дополнительной программе повышения квалификации "Первая доврачебная помощь".
Пунктом 6 документации об аукционе установлены следующие единые требования к участникам закупки: "_2. Действующая лицензии на образовательную деятельность (требование устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности_".
Из пункта 9 документации об аукционе следует, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно: действующая лицензии на образовательную деятельность (требование устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В составе второй части заявки ИП Бондарева А.Ю. отсутствуют документы, подтверждающие его соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что противоречит пунктам 6, 9 информационной карты документации о закупке, в которых заказчиком предъявляются требования к участнику закупки о предоставлении документов, подтверждающих право на осуществление образовательной деятельности.
Как следует из пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, действия аукционной комиссии по признанию второй части заявки ИП Бондарева А.Ю., соответствующей требованиям документации о закупке, при условии, что требования к участнику закупки и к составу второй части заявки по пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены, не отвечают требованиям части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофАудитКонсалт" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обучению (извещение N 0369300130121000034) обоснованной.
2. Признать нарушение части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии.
3. Выдавать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 апреля 2021 г. N 074/06/105-992/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2021