Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Масленниковой С.Е. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Геленджикский психоневрологический диспансер" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка самоспасателей фильтрующих (газодымозащитных комплектов)" (извещение N 0318200036721000026) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Геленджикский психоневрологический диспансер" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка самоспасателей фильтрующих (газодымозащитных комплектов)" (извещение N 0318200036721000026).
Начальная (максимальная) цена контракта - 118 300,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки" и обоснование необходимости данного требования, где Заказчику требуется к поставке товар:
N, п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Количество, шт. |
Функциональные характеристики и потребительские свойства товара, требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
1 |
Самоспасатель фильтрующий (газодымозащитный комплект)
|
52 |
Предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара, а также от других опасных химических веществ (паров, газов и аэрозолей), в случае техногенных аварий и террористических актов. В комплект самоспасателя должны входить: - рабочая часть; - герметичная упаковка; - руководство по применению и паспорт (имеющий QR-код, для просмотра пользователем учебного фильма по применению самоспасателя, с использованием личного смартфона); - сумка. В рабочую часть самоспасателя должны входить: капюшон со смотровым окном, полумаской с клапана вдоха и выдоха, комбинированный фильтр (или фильтры). Функциональные характеристики: Время защитного действия самоспасателя должно быть не менее 30 минут при следующих концентрациях: Монооксид углерода 4375125 мг/м3 Водорода хлорид 1000100 мл/м3 Водорода цианид 40040 мл/м3 Акролеин 10010 мл/м3 Обоснование требования - время защитного действия (не менее 30 минут) установлено исходя из времени необходимого для эвакуации и выполнения персоналом, возложенных на него задач в случае чрезвычайной ситуации. Потребительские свойства: - Капюшон самоспасателя должен иметь внутреннюю систему самонатяжения оголовья. Обоснование требования - внутренняя система самонатяжения обеспечивает плотное прилегание полумаски к лицу независимо от степени натяжения пользователем внешнего оголовья, что позволяет использовать самоспасатель даже неподготовленным пользователям, для создания лучших условий безопасной эвакуации. - Капюшон и фильтр (фильтры) самоспасателя при использовании не должны ограничивать подвижность головы и шеи, для этого самоспасатель должен иметь боковое расположение фильтра (фильтров). Обоснование требования - боковое расположение фильтров не ограничивают подвижность головы (исключается сдвиг полумаски, что может привести к резкому снижению герметичности), тем самым создаются лучшие условия для безопасной эвакуации. Гарантийный срок хранения - не менее 5 лет. Год выпуска - не ранее 1 квартала 2021 года. Качество и безопасность самоспасателя должны подтверждаться сертификатом на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", с приложением к нему копиями протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих, заявленные производителем защитных свойств самоспасателя. Обоснование требований - для исключения поставок фальсифицированной и контрафактной продукции. |
Заявитель указывает, что заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации электронного аукциона установлено требование "руководство по применению и паспорт (имеющий QR-код, для просмотра пользователем учебного фильма по применению самоспасателя, с использованием личного смартфона)", что указывает на единственного производителя ООО "НПК Пожхимзащита".
В силу ст.6 Правил ПП РФ N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей (за исключением торговых, производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Ст.30 Правил ПП РФ N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" гласит, что на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Согласно ст.116 Правил ПП РФ N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" указано: Руководитель медицинской организации обеспечивает наличие в зданиях и сооружениях, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из расчета 1 носилки на 5 пациентов и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого работника дежурной смены медицинской организации.
В соответствии ст.37 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" Руководители организации обязаны: проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
П.4 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организации" к основным видам обучения работников организации мерам пожарной безопасности отнесены противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.
Согласно п.9 Правил противопожарного режима в РФ на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою детальность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей, покупателей и других лиц, находящихся в здании.
Заказчик в своих пояснениях поясняет, что закупка самоспасателей с QR-кодом позволят решить несколько задач, установленных действующим Законодательством перед руководителем организации в комплексе не требуя при этом дополнительных затрат.
QR-код является прямой ссылкой на учебный материал, который размещен на сайте большинства производителей. Сделать ссылку в виде QR-кода и нанести его на упаковку поставляемого изделия.
Ни один из действующих стандартов не содержит в себе запрета на использование в паспорте изделия QR-кода.
Заявитель указывает, что требование о наличии сертификата на соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" с приложением к нему копий протоколов сертификационных испытаний, подтверждающих заявленные производителем защитных свойств самоспасателя, что по мнению Заявителя, данное требование является избыточным.
Заказчик в своих пояснениях ссылается, что данное требование о качестве поставляемых самоспасаетелей должно подтверждаться сертификатом на соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", т.к. заявленные производителем защитные характеристики подтверждены в ходе сертификации, т.к. при чрезвычайной ситуации от защитных характеристик самоспасателя зависит жизнь и здоровье пациентов и работников, что подтверждается ответами Заказчика на запросы о разъяснении документации электронного аукциона.
Согласно п.5.14 ТР ТС 019/2011 при обязательной сертификации для выпускаемых серийно СИЗ, качество которых зависит от показателей безопасности, применяется схема 1С.
В п.5 Приложения N9 к договору о Евразийском экономическом союзе, установлено, что формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных Комиссией.
При этом под "безопасностью" понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба.
Для фильтрующих самоспасателей показателями безопасности являются такие показатели как: время защитного действия, сопротивление воздушному потоку, коэффициент подсоса, масса и др., что указано в пп.14, 15 ТР ТС 019/2011.
Схема сертификации 1С также предусматривает наличие протоколов сертификационных испытаний в аккредитованных лабораториях.
Таким образом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика. А значит перед Заказчиком не стоит задачи расширения спектра производителей и количества потенциальных поставщиков. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Все показатели товара сформированы исходя из потребностей Заказчика и целей обеспечения инвалидов, а именно учащихся детей- инвалидов, техническими средствами реабилитации, а также исходя из многолетнего опыта работы с инвалидами по зрению. Стоит отметить, что Заказчик является специализированным учреждением в стране в области культуры по обучению детей инвалидов по зрению основам музыкального искусства, имеет многочисленные наработки и методики, признанные педагогическим сообществом. Поэтому установленные в аукционной документации требования являются значимыми для Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций и в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств, а также содержат достаточно информации для оценки возможности и целесообразности участия в электронном аукционе.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
На участие в электронном аукционе подано 4 заявки.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Масленниковой С.Е. необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200036721000026).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 апреля 2021 г. N 489/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2021