Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "СвязьКомплектСтрой", в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница Ерахтиной М.Н. (доверенность от 17.03.2021 N29), Саввиной Н.В. (доверенность от 14.04.2021 N32), рассмотрев жалобу ООО "СвязьКомплектСтрой" (далее также Заявитель) на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница (далее также Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку энтерального питания (реестровый N0325200000621000104) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 09.04.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку энтерального питания (реестровый N0325200000621000104).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителей Заказчика, и оценив их доводы, Комиссия установила, что 31.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку энтерального питания (реестровый N0325200000621000104) и документация об этом аукционе.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 1 530 909,00 руб.
По мнению Заявителя Заказчик по поз.13,14,15 технического задания аукционной документации закупает конкретное энтеральное питание производителя Фрезениус Каби АГ Германия, и питание иных производителей не отвечают требованиях, включенным в описание объекта закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 2 "Технического задания" аукционной документации установлено следующее описание необходимых к поставке товаров:
N п/п |
Описание товара |
Характеристика, потребительские свойства, фасовка и форма выпуска товара |
Ед.изм. |
Количество |
1 |
Жидкие,готовые к применению сбалансированные стандартные смеси, для пациентов, с обычными потребностями в белке и энергии.
|
Изокалорическая, смесьс физиологически сбалансированным и модифицированным составом белков снижающим риск развития аспирационной асфиксии без пищевых волокон для детей от1 года и взрослых. Основные характеристики продукта в 100 мл: Энергетическая ценность не более 105 ккал Белок не менее 4 г, Состав белка : (казеин, сывороточный белок, соевый белок, изолят белка гороха) Жиров не менее 3,3 г, Углеводов не более 12,5г Соотношение азот/ небелковые калории=1:131 Пищевые волокна отсутствуют. Витамины, минералы, смесь каротиноидов - наличие. Осмолярность- не более 260 мосмоль/л Объем: 1000 мл (1000 ккал) Упаковка: пластиковая самоспадающаяся бутылка |
шт |
200 |
2 |
Жидкие, готовые к применению сбалансированные стандартные смеси, для пациентов, с повышенными потребностями в белке и энергии
|
Гиперкалорическая, высокобелковая смесь с физиологически сбалансированным и модифицированным составом белков и пищевых волокон снижающим риск развития аспирационной асфиксии при длительном зондовом питании и антибиотикотерапии для детей от 1 года и взрослых с повышенными потребностями в белке и энергии. Основные характеристики продукта в 100 мл: Энергетическая ценность не менее 153 ккал Белок не более 6,5 г Состав белка : (казеин, сывороточный белок, соевый белок, изолят белка гороха) Жиров не менее 5,3г. Углеводов не более 18,5г. Соотношение азот/ небелковые калории=1:131 Смесь пищевых волокон не более-1,5г, - растворимые и нерастворимые не менее 6 видов Витамины, минералы, смесь каротиноидов - наличие. Осмолярность не более 390 мосмоль/л Объем: 1000 мл (1530 ккал) Упаковка: пластиковая самоспадающаяся бутылка |
шт |
200 |
3 |
Жидкие, готовые к применению сбалансированные стандартные смеси, для пациентов, с повышенными потребностями в белке и энергии. |
Специализированная, гиперкалорическая, высокобелковая смесь для пациентов старше 12 лет с сахарным диабетом и/ или при стрессорной гипергликемии, а также с повышенными потребностями в белке и энергии, связанные с гиперметаболизмом и гиперкатаболизмом, содержит смесь пищевых волокон. Основные характеристики продукта в 100 мл: Энергетическая ценность не менее 150 ккал Белок не менее 7,61 г - соевый 40% - казеин 60%. Жиры не менее 7,0 г Углеводы не более 11,7 г Соотношение азот/ небелковые калории=1:97 Пищевые волокна не более 1,5 г -растворимые и нерастворимые не менее 6 видов Витамины, минералы, смесь каротиноидов - наличие. Осмолярность не более 395мосмоль/л Объем: 1000 мл (1500 ккал) Упаковка: пластиковая самоспадающаяся бутылка |
шт |
150 |
4 |
Средство энтерального питания |
Стерильное, жидкое, полноценное, гиперкалорическое, готовое к употреблению, энтеральное (зондовое) питание с высоким содержанием белка и энергии, обогащенное смесью пищевых волокон. Состав на 100 мл: энергетическая ценность - не менее 160 ккал, не менее 6,0 г белков, не менее 6,0 г жиров, не более 19,5 г углеводов. Содержит пищевые волокна (не менее 1,5 г на 100 мл). Упаковка: пакет/флакон, объем не более 1000 мл. |
шт |
200 |
5 |
Средство энтерального питания |
Готовое к применению энтеральное зондовое питание для больных с недостаточностью питания или с повышенным риском развития этого состояния при стандартных потребностях в энергии и белке. Состав на 100 мл: энергетическая ценность не менее 100 ккал; белок не более 3,8 г; углеводы не более 13,8 г; жиры не более 3,4 г. Упаковка: пакеты объемом не более 500 мл. |
шт |
200 |
6 |
Средство энтерального питания |
Готовое к применению энтеральное зондовое питание с пищевыми волокнами для больных с недостаточностью питания или с повышенным риском развития этого состояния при стандартных потребностях в энергии и белке. Состав на 100 мл: энергетическая ценность не более 150 ккал; белок не более 5,6 г; углеводы не более 18,0 г; жиры не более 5,8 г; пищевые волокна 1,5 г. Упаковка: пакеты объемом не более 1000 мл. |
шт |
200 |
7 |
Средство энтерального питания |
Готовое к применению энтеральное зондовое питание для пациентов с нарушениями обмена глюкозы (сахарный диабет, снижение толерантности к глюкозе, стрессовая гипергликемия при критических состояниях), у которых повышен риск развития недостаточности питания.. Состав на 100 мл: энергетическая ценность не более 440 кДж; белок не более 4,5 г; углеводы не более 9,25 г; крахмал не более 6,5 г; хлебные единицы 0,8; жиры не более 5,0 г; пищевые волокна не более 2,4 г. Не содержит лактозы. Упаковка: пакеты объемом не более 500 мл. |
шт |
200 |
8 |
Средство энтерального питания |
Готовая к применению специализированная высококалорийная (1,5 ккал/мл) полностью сбалансированная по всем нутриентам жидкая смесь с улучшенными вкусовыми качествами. Состав на 100 мл: белок не менее 10,0 г, соотношением белки::жиры:углеводы 27:40:31, обогащена пищевыми волокнами не менее 1,5 г Упаковка: флаконы объемом не более 200 мл. |
шт |
50 |
9 |
Средство энтерального питания |
Готовая к применению изокалорическая (1 ккал/мл) жидкая стерильная смесь. Состав на 100 мл: белок не менее 3,8 г (в виде молочного (60%) и соевого (40%) протеинов); осмолярность не выше 210 мосм/л. Упаковка: контейнеры объемом не менее 500 мл. |
шт |
300 |
10 |
Средство энтерального питания |
Готовая к применению изокалорическая (1 ккал/мл) жидкая стерильная смесь. Состав в 100 мл: белок не менее 3,8 г (в виде молочного (60%) и соевого (40%) протеинов), пищевые волокона не менее 1,5г (соотношение растворимых волокон к нерастворимым 3/2), осмолярность не выше 270 мосм/л. Упаковка: контейнеры объемом не менее 500 мл. |
шт |
300 |
11 |
Средство энтерального питания |
Готовая к применению специальная гиперкалорическая (1,3 ккал/мл) жидкая стерильная смесь с повышенным содержанием разветвлённых и пониженным содержанием ароматических аминокислот для пациентов с острой и хронической печеночной недостаточностью. Состав на 100 мл: пищевые волокна не менее 0,6 г. Упаковка: контейнеры объмом не более 500 мл. |
шт |
200 |
12 |
Средство энтерального питания |
Готовая к применению специализированная высококалорийная (1,5 ккал/мл) полностью сбалансированная по всем нутриентам жидкая смесь с высоким содержанием белка. Состав на 100 мл: белок не менее 6,0 г, соотношением белки:жиры:углеводы 16:30:54, соотношением |
шт |
150 |
13 |
Средство энтерального питания |
Питательная смесь повышенной вязкости (консистенция сиропа) с высоким содержанием белка и энергии (1,5 ккал/мл). Состав: калорийность 150 ккал, жиры не менее 6,7 г, углеводы не менее 12,0 г, пищевые волокна не менее 0,83 г, белок не менее 10 г, минералы и микроэлементы, витамины. Два вкуса (в зависимости от ароматизаторов): ваниль, земляника |
шт |
25 |
14 |
Средство энтерального питания |
Питательная смесь повышенной вязкости (консистенция жидкого заварного крема) с высоким содержанием белка и энергии (1,5 ккал/мл). Состав: калорийность 150 ккал, жиры не менее 6,7 г, углеводы не менее 12,0 г, пищевые волокна не менее 0,83 г, белок не менее 10 г, минералы и микроэлементы, витамины. Два вкуса (в зависимости от ароматизаторов): ваниль, земляника |
шт |
25 |
15 |
Средство энтерального питания |
Полноценная питательная смесь повышенной вязкости (консистенция йогурта) с высоким содержанием белка, энергии (1,5 ккал/г) и кальция. Состав: калорийность 150 ккал, жиры не менее 4,7 г, углеводы не менее 19,3 г, пищевые волокна не менее 0,4 г, белок не менее 7,5 г, минералы и микроэлементы, витамины. Три варианта вкуса (в зависимости от ароматизаторов): лимон, бисквит и абрикос-персик. Упаковка: специальный стаканчик не более 125 гN4 |
шт |
25 |
16 |
Средство энтерального питания |
Готовое к применению внутрь питание с улучшенными вкусовыми качествами без жиров. Состав 3: калорийность150 ккал, белок не менее 4 г, углеводы не менее 33,5 г, жиры 0 г, волокна 0 г, минералы и микроэлементы, витамины. Соотношение энергии: жиры 0%, углеводы 89%, белок 11%. Упаковка: флакон объемом не менее 200 мл.N4 |
шт |
25 |
17 |
Средство энтерального питания |
Готовое к применению внутрь питание с улучшенными вкусовыми качествами. Состав: калорийность200 ккал, белок не менее 10 г, углеводы не менее 21,8 г, жиры не менее 7,8 г, волокна не менее 1,5 г, минералы и микроэлементы, витамины.Соотношение энергии: жиры 35%, углеводы 45%, белок 20% |
шт |
25 |
Вместе с тем Заказчик не представили на заседание Комиссии доказательства, подтверждающие, что установленные Заказчиком технические характеристики товара по поз.13,14,15 технического задания аукционной документации соответствуют продукции иных производителей, за исключением продукции единственного производителя - Фрезениус Каби АГ Германия.
При таких обстоятельствах требования к товару, установленные в документации об аукционе (в их совокупности), Комиссия признает ограничивающими количество участников закупки, в связи с чем не соответствующими пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и, как следствие, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 64 данного закона, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Более того, при рассмотрении дела представители Заказчика подтвердили, что по поз.13,14,15 технического задания аукционной документации Заказчику требуется питание именно производителя Фрезениус Каби АГ Германия, и питание иных производителей не отвечают требованиях, включенным в описание объекта закупки.
В такой ситуации включение в один лот рассматриваемых товаров может привести к ограничению конкуренции при проведении аукциона и сокращению количества участников закупки.
В конкретном случае Заказчиком в опровержение доводов Заявителя не доказана потребность заказчика в поставке в рамках одного контракта продукции различных производителей, относящихся к разным товарным группам, функциональным, потребительским назначениям и характеристикам.
Объединение в один лот вышеуказанного питания исключает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в части. При этом многие поставщики не могут поставить весь требуемый согласно описанию объекта закупки ассортимент (в том числе поз.13,14,15 технического задания аукционной документации), а имеют возможность поставить часть требуемого ассортимента.
Таким образом, в случае разделения крупного лота на несколько, количество потенциальных участников закупки увеличится. Разделение закупаемого в рамках рассматриваемой закупки питания на лоты при проведении закупки способствует развитию конкуренции.
При размещении закупки заказчик наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в закупке, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Размещение закупки укрупненным лотом нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества в закупке за право заключения контракта и поставку товаров по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Таким образом, укрупнение лота влечет за собой ограничение конкуренции при проведении закупки ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в закупке, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия Заказчика по объединению в один лот (закупку) различного по функциональным свойствам энтерального питания не соответствуют требованиям статей п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СвязьКомплектСтрой" на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку энтерального питания (реестровый N0325200000621000104) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница нарушившим ч.2 ст.8,п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку энтерального питания (реестровый N0325200000621000104).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ Астраханской области Александро-Мариинская областная клиническая больница предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку энтерального питания (реестровый N0325200000621000104).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 апреля 2021 г. N 030/06/64-533/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2021