Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, при участии представителей заказчика - ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области", заявителя - ООО СК "36-ГРУПП", рассмотрев материалы дела N 031/06/66-213/2021 по жалобе ООО СК "36-ГРУПП" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство универсального физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Белгороде" (N закупки 0326200000321000078), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО СК "36-ГРУПП" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство универсального физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Белгороде" (N закупки 0326200000321000078) (далее - Электронный аукцион).
Заявитель считает неправомерным решение аукционной комиссии об отстранении ООО СК "36-ГРУПП" от участия в Электронном аукционе в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, подтверждающих опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловой репутации.
Из жалобы следует, что ООО СК "36-ГРУПП" представлены документы, подтверждающие надлежащий опыт и соответствующие указанным в документации об Электронном аукционе требованиям. Заявитель указывает, что приведенные аукционной комиссией замечания учитывают исполнение обязательств по договору третьим лицом - ООО "Тисайд" (генеральный подрядчик), не являющимся участником Электронного аукциона, и как следствие анализ его деятельности аукционной комиссией является неправомерным. Также ООО СК "36-ГРУПП" считает неправомерным ссылку в протоколе отстранения общества от участия в Электронном аукционе на отклонение заявки ООО СК "36-ГРУПП" от участия в ранее проведенных закупках за представление недостоверной информации, пояснило, что указанный факт не может являться фактом, подтверждающим представление ООО СК "36-ГРУПП" недостоверной информации в рамках Электронного аукциона.
Заказчик - ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" представил возражение на жалобу ООО СК "36-ГРУПП", с доводами жалобы не согласно, считает действия аукционной комиссии законными и обоснованными.
На заседании Комиссии представитель ООО СК "36-ГРУПП" поддержала позицию, изложенную в жалобе общества, просит признать жалобу обоснованной. Представители заказчика с доводами жалобы ООО СК "36-ГРУПП" не согласились по основаниям, изложенным в представленном возражении на жалобу, считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО СК "36-ГРУПП", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.03.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство универсального физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Белгороде".
Начальная (максимальная) цена контракта - 195 152 132,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО СК "36-ГРУПП" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
ООО СК "36-ГРУПП" подало заявку на участие в Электронном аукционе, которой присвоен номер 109383048.
В соответствии с протоколом подведения итогов Электронного аукциона от 22.03.2021 ООО СК "36-ГРУПП" признано победителем указанного аукциона.
Согласно протоколу отстранения участника Электронного аукциона от участия в Электронном аукционе от 29.03.2021 аукционной комиссией принято решение отстранить от участия в Электронном аукционе ООО СК "36-ГРУПП" по основаниям, предусмотренным частью 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных ООО СК "36-ГРУПП" в части документов, подтверждающих опыт работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а именно:
- в представленном договоре субподряда N15/С-2019 от 13.12.2019 года, согласно п. 1.1.1 субподрядчик (ООО СК "36-ГРУПП") является соисполнителем генерального подрядчика (ООО "Тисайд") по государственному контракту N 012620000041900549800001 от 13.12.2019. Однако, в соответствии с требованиями вышеуказанного контракта установлена обязанность генерального подрядчика выполнить работы по объекту собственными силами, в совокупном стоимостном выражении не менее 25% от контракта. Вместе с тем, представленные ООО СК "36-ГРУПП" акты выполненных работ составляют 82% от стоимости работ, указанных в государственном контракте. Кроме того, за несоблюдение условий по самостоятельному выполнению работ генеральным подрядчиком установлена ответственность, однако информация о начислении неустоек, штрафов и пеней в отношении генерального подрядчика на сайте ЕИС отсутствует.
В представленных справках о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 указано, что оплата за выполненные работы производится за счет средств бюджета Белгородской области, тогда как договор заключен между коммерческими организациями.
Согласно п. 8.4 договора, представленного ООО СК "36-ГРУПП", по результатам работы приемочной комиссией в установленном законом порядке оформляется акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14). Однако, представленный ООО СК "36-ГРУПП" акт КС-14 составлен и подписан между заказчиком (ГУП "Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства") и ООО "Тисайд". Кроме того, в п. 3 вышеуказанного акта в строительстве принимало участие только ООО "Тисайд", информация об ООО СК "36-ГРУПП", как о субподрядчике отсутствует.
Также при анализе ЕИС установлено, что заявка ООО СК "36-ГРУПП" уже отклонялась за предоставление недостоверной информации.
На заседании Комиссии представитель ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" пояснил, что указанные в вышеназванном протоколе сведения ставят под сомнение факт заключения ООО СК "36-ГРУПП" договора субподряда N15/С-2019 от 13.12.2019 года, представленного обществом в подтверждение наличия требуемого опыта работ. Данное обстоятельство свидетельствует о представлении ООО СК "36-ГРУПП" недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных в соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В силу части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Из пункта 2 Приложения N1 к Постановлению N 99 следует, что к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.
Соответствие участников закупки вышеуказанному дополнительному требованию подтверждается следующими документами:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 23 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе к участникам закупки установлено дополнительное требование, предусмотренное частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 2 Приложения N1 к Постановлению N 99.
Из материалов дела следует, что на рассмотрение аукционной комиссии в подтверждение соответствия ООО СК "36-ГРУПП" требованиям Постановления N 99 и документации об Электронном аукционе представлены следующие документы:
- копия договора субподряда от 13.12.2019 N 15/С-2019, заключенного между ООО "Тисайд" и ООО СК "36-ГРУПП" на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Строительство автомобильного парка на 600 мест в п. Северный Белгородского района" на сумму 266 527 022, 00 рублей;
Согласно пункту 1.1.1 указанного договора субподрядчик является соисполнителем генерального подрядчика по государственному контракту N 01262000004190054980001 от 13.12.2019 г.
- копия государственного контракта от 13.12.2019 N 01262000004190054980001, заключенного между ГУП "Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" и ООО "Тисайд" на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту: "Строительство автомобильного парка на 600 мест в п. Северный Белгородского района" на сумму 324 772 108, 00 рублей;
- копии актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2, копии справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 по договору от 13.12.2019 N15/С-2019;
- копии актов приемки законченного строительством объекта по форме N КС -11 и по форме N КС-14 по государственному контракту от 13.12.2019 N 01262000004190054980001.
Заказчик указывает, что документы, представленные в подтверждение наличия у ООО СК "36-ГРУПП" требуемого опыта выполнения работ, носят недостоверный характер. Указанное обстоятельство послужило основанием для отстранения общества от участия в Электронном аукционе.
Между тем, доказательств, подтверждающих недостоверность вышеназванных документов ООО СК "36-ГРУПП", заказчиком при рассмотрении дела не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что при принятии спорного решения об отстранении ООО СК "36-ГРУПП" от участия в аукционе аукционной комиссией либо заказчиком предпринимались меры для выяснения факта недостоверности, Комиссией при рассмотрении дела также не установлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии не имелось оснований для отстранения заявителя от участия в Электронном аукционе по основаниям, изложенным в протоколе отстранения участника Электронного аукциона от участия в Электронном аукционе от 29.03.2021.
При таких обстоятельствах, аукционной комиссией при принятии спорного решения в отношении ООО СК "36-ГРУПП" нарушены положения части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом вышеизложенного, жалоба заявителя является обоснованной.
В то же время при рассмотрении дела Комиссией приняты во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с письмом ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 даны разъяснения применения положений Закона о контрактной системе, а также Постановления N 99.
Согласно данным разъяснениям, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд). При этом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления N 99.
Как следует из материалов дела, в представленных ООО СК "36-ГРУПП" документах отсутствует контракт (договор) на выполнение требуемых видов работ, где стороной (генеральным подрядчиком) выступает общество.
При таких обстоятельствах, ООО СК "36-ГРУПП" не может быть признано соответствующим требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, выявленное Комиссией обстоятельство препятствует заключению с ООО СК "36-ГРУПП" контракта по результатам Электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает возможным не выдавать предписание об устранении выявленного нарушения части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты проведения Электронного аукциона.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК "36-ГРУПП" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" нарушение части 6.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 апреля 2021 г. N 031/06/66-213/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2021