Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу АНО ДПО "Высшая школа закупок" на действия заказчика: Администрации городского округа города Тюмени при проведении открытого конкурса в электронной форме N КО-023/21 на оказание услуг в области дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации муниципальных служащих Администрации города Тюмени: "Информационные технологии в муниципальном управлении" и "Современный эффективный руководитель" (реестровый номер закупки: 0167300000521000238) (далее - открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 02.12.2019 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 07.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении указанного открытого конкурса в электронной форме.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного учреждения и заявителя. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Из содержания жалобы следует, что положения конкурсной документации установлены с нарушением законодательства о контрактной системы, Постановления Правительства N 1085, заявитель приводит следующие доводы.
1. Стаж деятельности организации на рынке образовательных услуг, подтверждается информацией о дате государственной регистрации для юридического лица. При расчете баллов учитывается только срок, подтвержденный информацией из выписки ЕГРЮЛ.
Заявитель полагает, что указанный критерий необоснованно предоставляет преимущества организациям, созданным ранее 2013 года (108 месяцев назад).
По мнению заявителя, стаж деятельности организации на рынке образовательных услуг, подтверждается соответствующей лицензией на дополнительное профессиональное образование;
2. Условие о том, что публикации в изданиях, рецензируемых ВАК, можно подтвердить только справками издательств о публикации противоречит требованиям ст. 32 Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства N 1085. У издательства отсутствует обязанность, предоставлять справки, что затрудняет получение справки.
3. Конкурсной документацией установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 91 ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", при этом документацией не конкретизировано какие именно требования установлены.
4. В нарушение п. 6 ч.6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе в требованиях к составу заявки не указано, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса, не является основанием для признания заявки не соответствующей требования конкурса.
Представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 12.04.2021) пояснил, что заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов и объем информации, используемых при оценке заявки участника закупки; опыт по оказанию услуг (стаж деятельности) в области образования подтверждается количеством месяцев со дня регистрации юридического лица согласно сведениям из выписки ЕГРЮЛ, что соотносится со спецификой закупки.
Справки об изданиях, рецензируемых ВАК подтверждают наличие в штате участника закупки не только кандидатов и докторов наук, но и соискателей ученых степеней. Согласно проведенному заказчиком опросу среди изданий, включенных в перечень ВАК, справки возможно получить в течение 1 рабочего дня с момента обращения в издательство. Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется более 20 календарных дней.
Присутствующий в заседании Комиссии представитель уполномоченного учреждения не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым конкурсная документация не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе, указал, что п. 40 Технического задания конкурсной документации (Раздел 1 Часть 1 документации) содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в конкурсе и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в том числе необходимость предоставления в составе заявки соответствующей лицензии.
Требования п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе (отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса не является основанием для признания заявки не соответствующей требования конкурса) применяются в силу закона, при этом из закона не следует о необходимости указания положения статьи в конкурсной документации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного учреждения, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг в области дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации муниципальных служащих Администрации города Тюмени: "Информационные технологии в муниципальном управлении" и "Современный эффективный руководитель" в интересах заказчика - Администрации городского округа города Тюмени.
Информация о конкурсе 17.03.2021 была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000521000238.
Комиссией установлено, что п.41 Технического задания (Раздел 2 Техзадания), Приложение N 3 конкурсной документации содержат критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 40%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации- значимость критерия оценки 60%, включая показатели:
- Опыт по успешному оказанию услуг, в области образования (количество месяцев).
Стаж деятельности организации на рынке образовательных услуг, подтверждается информацией о дате государственной регистрации для юридического лица - указанной в выписке из ЕГРЮЛ, свидетельстве о внесении записи в ЕГРЮЛ (для юридических лиц, зарегистрированных до 01.07.2006 г.), в случае правопреемственности, данный факт подтверждается копиями соответствующих документов, заверенными руководителем участника закупки.
При расчете баллов учитывается только срок, подтвержденный информацией из выписки из ЕГРЮЛ, свидетельстве о внесении записи в ЕГРЮЛ (для юридических лиц, зарегистрированных до 01.07.2006 г.), документов о правопреемственности (в случае необходимости).
1. от 0 до 12 месяцев - 0 баллов.
2. более 12 месяцев до 36 месяцев - 25 баллов.
3. более 36 месяцев до 72 месяцев - 50 баллов.
4. более 72 месяцев до 108 месяцев - 75 баллов.
5. более 108 месяцев - 100 баллов.
- Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг:
Публикация статьи относящейся к отрасли юридических наук (12.00.00) и/или экономических наук (08.00.00) и/или психологических наук (19.00.00) с 2015-2020 гг. в изданиях, включенных Высшей аттестационной комиссией в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук.
Научная деятельность должна осуществляться сотрудниками(ом), находящимися в штате, либо работающими на основании гражданско-правового договора Исполнителя. Подтверждается справками издания о публикации.
1. В случае отсутствия статей в изданиях, рецензируемых ВАК - 0 баллов.
2. В случае публикации 1 статьи в изданиях, рецензируемых ВАК - 35 баллов.
3. В случае публикации 2 статей в изданиях, рецензируемых ВАК - 70 баллов.
4. В случае публикации 3 статей и более в изданиях, рецензируемых ВАК - 100 баллов.
В случае отсутствия подтверждающих документов или несоответствия указанным требованиям такие сведения не учитываются при расчете баллов.
Согласно части 1,2 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В силу пп.8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в конкурсной документации должны быть указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан четкий порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Комиссия, исследовав конкурсную документацию, приходит к выводу, что установленные в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в частности "Опыт по успешному оказанию услуг, в области образования", "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг" не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Согласно пояснений заказчика установление данных критериев обусловлено спецификой закупки, является достаточными для определения лучшего участника закупки.
Комиссия указывает, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев, что заказчиком и было сделано.
В свою очередь предоставление в составе конкурсной заявки документов, в соответствии с критерием оценки заявок "квалификация участников закупки" - это право участника конкурса предоставить данные документы, при этом не предоставление указанных документов не является основанием отказа в допуске в закупке.
Комиссия отмечает, что заявитель, полагая, что дата государственной регистрации для юридического лица не соотносится со спецификой закупки, не обосновал данный довод, при этом факт получения лицензии на оказание соответствующих образовательных услуг не подтверждает наличия соответствующего опыта, поскольку не обязывает осуществлять образовательную деятельность с момента получения такой лицензии.
Заявителем также не доказана невозможность получения справки о публикации статьи в изданиях, рецензируемых ВАК. Как пояснил представитель заказчика заявки на конкурс принимаются более 20 календарных дней, при этом справку о публикации статьи, возможно получить в течение 1 рабочего дня, обратного заявителем не доказано.
Материалами дела установлено, что на участие в закупке поступило более 10 заявок участников закупки (протокол рассмотрения заявок от 09.04.2021), что в свою очередь опровергает довод об ограничении количества участников.
Заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом спорное положение конкурсной документации в части критерия оценки заявок могло повлиять на его права и обязанности относительно участия в указанной закупке (в части невозможности подачи заявки на участие в конкурсе).
Установленные Заказчиком квалификационные критерии сами по себе не ограничивает возможность общества реализовать свое право на участие в конкурсе.
В связи с чем, Комиссия признает необоснованным довод заявителя о том, что критерии оценки заявок участников закупки установлены с нарушением законодательства о контрактной системе, Постановления Правительства N 1085.
Довод заявителя относительно не указания в конкурсной документации документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным конкурсной документации, Комиссия признает несостоятельным, поскольку п. 40 Раздела 2 Техзадания конкурсной документации содержит указание на данный документ - действующая лицензия на осуществление образовательной деятельности (вид образования: дополнительное образование, подвид образования: дополнительное профессиональное образование) или наличие выписки из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности ( вид образования: дополнительное образование, подвид образования: дополнительное профессиональное образование).
Довод заявителя относительно отсутствия в аукционной документации положений п. 6 ч.6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе о том, что не предоставление документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса не является основанием для признания заявки не соответствующей требования конкурса, Комиссия признает несостоятельным, поскольку данные положения применяются в силу закона.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация открытого конкурса в электронной форме N КО-023/21 на оказание услуг в области дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации муниципальных служащих Администрации города Тюмени: "Информационные технологии в муниципальном управлении" и "Современный эффективный руководитель" противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванной закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО ДПО "Высшая школа закупок" на действия заказчика: Администрации городского округа города Тюмени при проведении открытого конкурса в электронной форме N КО-023/21 на оказание услуг в области дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации муниципальных служащих Администрации города Тюмени: "Информационные технологии в муниципальном управлении" и "Современный эффективный руководитель" (реестровый номер закупки: 0167300000521000238) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 апреля 2021 г. N 072/06/44/53/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021