Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
<...> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Акционерного общества "Росгеология" (далее также - АО "Росгеология"): Бубенов С.Н., Ковалевский В.В., Ширшов С.А. (представители по доверенности);
от заказчика Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (далее также - Якутнедра, заказчик): Войтенко С.М., Сарычев Д.С. (представители по доверенности);
рассмотрев жалобы АО "Росгеология" на действия заказчика Якутнедра при проведении открытых конкурсов в электронной форме:
- "Поисковые работы на рудное золото в пределах Мурунского рудного узла (Республика Саха (Якутия)" (N изв. 0316100014821000001);
- "Поисковые работы на рудное золото в пределах Шилгонского рудного поля Дулгалахской минерагенической зоны (Республика Саха (Якутия) (N изв. 0316100014821000002),
проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы АО "Росгеология" на действия заказчика Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) при проведении открытых конкурсов в электронной форме:
- "Поисковые работы на рудное золото в пределах Мурунского рудного узла (Республика Саха (Якутия)" (N изв. 0316100014821000001);
- "Поисковые работы на рудное золото в пределах Шилгонского рудного поля Дулгалахской минерагенической зоны (Республика Саха (Якутия)" (N изв. 0316100014821000002).
Из текста жалоб АО "Росгеология" следует, что:
1) заказчиком не даны разъяснения по запросу разъяснений положений конкурсной документации от АО "Росгеология";
2) пунктом 3.7.1 Проекта контракта обоих закупок установлено:
"В случае, когда фактические расходы Подрядчика по отдельной статье расходов оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (экономия подрядчика), оплата по соответствующей статье расходов производится в соответствии с фактическими расходами Подрядчика. При этом цена Контракта может быть уменьшена на размер экономии подрядчика без изменения объемов и качества работ в порядке, установленном Законом о контрактной системе", что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе;
3) пунктом 3.7 Проекта контракта обоих закупок установлено:
"Заказчик подписывает Акты выполненных работ и Акт сдачи-приемки работ за весь срок действия Контракта при положительном решении по результатам проведенной экспертизы представленных Подрядчиком документов.
В случае выявления недостатков по результатам проведенной экспертизы Заказчик подписывает Акты выполненных работ и Акт сдачи-приемки работ за весь срок действия Контракта после их устранения Подрядчиком.
Необоснованные затраты исключаются Заказчиком из Акта выполненных работ и Акта сдачи-приемки работ за весь срок действия государственного контракта, при этом Заказчик информирует Подрядчика о причинах исключения затрат в письменной форме.
При этом необоснованными считаются затраты, которые не были документально подтверждены со стороны Подрядчика", что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе;
4) пунктом 2.12 Проекта контракта обоих закупок установлено:
"Предельная стоимость одного информационного геологического отчета о результатах и объемах выполненных работ за отчетный период составляет 100 000 (Сто тысяч) рублей, в том числе НДС, а предельная стоимость одного информационного геологического отчета о результатах и объемах выполненных работ за отчетный год - 400 000 (Четыреста тысяч) рублей, в том числе НДС", что не соответствует действительным ценам на такие отчеты.
5) условия оценки участников по критерию "квалификация трудовых ресурсов" противоречат условиям выполнения государственного контракта, а именно:
- при отсутствии в заявке участника закупки сведений о количестве сотрудников и (или) сведений и копий документов, подтверждающих квалификацию сотрудников и наличие их в штате участника закупки (привлечение их по гражданско - правовым договорам с участником закупки), участник закупки получает 0 баллов по данному показателю;
- если в отношении какого-либо сотрудника, приведенного в заявке участника закупки, отсутствует перечень отчетов по геологическому изучению недр, сведения о таком сотруднике не учитываются при оценке;
- оценке не подлежат данные о сотрудниках организации соисполнителя(ей) работ, находящихся в штате организации-соисполнителя или привлекаемых к выполнению работ указанным соисполнителем.
Просят признать жалобы обоснованными.
В ходе рассмотрения дел представители заказчика с жалобами не согласились.
Просят признать жалобы необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в делах документы, считает жалобы АО "Росгеология" частично обоснованными на основании следующего.
1. Довод жалобы о том, что заказчиком не даны разъяснения по запросу разъяснений положений конкурсной документации от АО "Росгеология", признан необоснованным на основании следующего.
Согласно частям 7,8 статьи статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Извещениями конкурсных документаций по обоим рассматриваемым закупка установлено, что последний день запроса разъяснений положений конкурсной документации - 30.03.2021 г.
Пунктами 31 Информационных карт открытых конкурсов в электронной форме определены порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления:
31 |
Порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления |
Любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки государственному заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос. Дата начала предоставления разъяснений положений конкурсной документации - с "04" марта 2021 года. Дата окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации - "24" марта 2021 года. |
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что запросы на разъяснения положений конкурсной документации от заявителя по закупке с номером извещения N0316100014821000001 получены на электронной площадке 27.03.2021 5:26 (МСК+6), на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.03.2021 23:27 (МСК+6), по закупке с номером извещения N0316100014821000002 получены на электронной площадке 27.03.2021 5:32 (МСК+6), на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.03.2021 23:33 (МСК+6), то есть по окончании срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации.
Таким образом, у заказчика отсутствовала обязанность рассматривать и размещать ответ на запрос, поступивший позже срока, определенного Законом о контрактной системе и конкурсной документацией.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы о том, что пункты 3.7.1 Проекта контракта обоих закупок не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно частям 1, 2 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.
В договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта
Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между тем, пунктом 3.7.1 проекта контракта рассматриваемых закупок установлено следующее положение:
"В случае, когда фактические расходы Подрядчика по отдельной статье расходов оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (экономия подрядчика), оплата по соответствующей статье расходов производится в соответствии с фактическими расходами Подрядчика. При этом цена Контракта может быть уменьшена на размер экономии подрядчика без изменения объемов и качества работ в порядке, установленном Законом о контрактной системе".
Пунктом 3.7.2 проекта контракта установлено следующее:
"По решению Заказчика экономия подрядчика по отдельной статье расходов может быть перераспределена на другую статью расходов при условии, что фактические расходы Подрядчика (субподрядчика) по данной статье затрат превысили стоимость, указанную в Проектной документации".
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика даны пояснения только о праве заказчика перераспределять экономию подрядчика на другие статьи расходов, что не противоречит части 2 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако не озвучены возражения относительно противоречия пункта 3.7.1 проекта контракта части 1 статьи 710 Гражданского кодекса, части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что в случае экономии подрядчика, сохраняющейся после ее перераспределения на другие статьи расходов, оплата будет производится в соответствии с фактическими расходами подрядчика, а не по цене контракта.
Таким образом, пункт 3.7.1 проекта контракта противоречит требованиям части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку не допускается изменение существенных условий, в том числе цены контракта в одностороннем порядке, за исключением случаев, которые не относятся к доводу жалобы.
Таким образом, довод жалобы признан обоснованным, заказчиком нарушены часть 2 статьи 34, часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Довод о том, что пункт 3.7 Проекта контракта обоих закупок не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно статье 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.
Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.
Мероприятия по государственному геологическому изучению недр (включая региональное геологическое изучение недр, создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, научно-техническое обеспечение геолого-разведочных работ, тематические и опытно-методические работы, связанные с геологическим изучением недр, сбор, обработку, хранение, использование и предоставление в пользование геологической информации о недрах) осуществляются государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания.
Работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
Требования к составу и содержанию проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр. Порядок проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размер платы за ее проведение устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр.
Пунктом 1.2 проекта контракта рассматриваемых закупок установлено, что работы по Контракту выполняются в соответствии с Техническим (Геологическим) заданием (приложение 1 к настоящему Контракту), Календарным планом выполнения работ (приложение 2 к настоящему Контракту) и утвержденной Заказчиком проектной документацией.
Подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с Правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденными Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 352 (далее - Правила N 352).
Подпунктом "в" пункта 5 Правил N 352 установлено, что при подготовке проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в ее состав в числе прочего включается укрупненный расчет стоимости работ по проекту (для проектной документации на проведение работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования).
В силу подпункта "е" пункта 31 и пункта 66.1 Правил N 352, при подготовке проектной документации в укрупненный расчет стоимости работ по проекту помимо затрат на непосредственно геологоразведочные работы включаются также затраты на выполнение сопутствующих работ и компенсируемые затраты.
Из письменных пояснений заказчика по этому доводу следует, что к указанным затратам относятся расходы на временное строительство на участке полевых работ, транспортировку грузов и персонала, командировки персонала, полевое довольствие, различные возмещения, рекультивация, экспертиза, аренда, лизинг, налоги и т.д. Вместе с тем, особенность геологического изучения недр заключается в сезонном характере полевых работ и отсутствии доскональных сведений о географических, погодных и геологических условиях на территории проведения работ. В связи с чем, на этапе подготовки проектной документации на геологическое изучение недр не всегда имеется возможность точно определить объемы и стоимость сопутствующих работ и компенсируемых затрат. В этой связи в целях недопущения злоупотреблений со стороны исполнителя по контракту а также в целях рационального и экономного использования средств федерального бюджета заказчиком в проект государственного контракта включен пункт 3.7.
В соответствии с подпунктами 1,2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Из смысла указанной статьи следует, что заказчик не вправе осуществлять приемку:
- поставленных товаров, выполненных работ (их результатов) не соответствующих условиям контрактов по комплектности, объему, характеристикам;
- не предусмотренных контрактом;
- фактически не поставленных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг.
Согласно части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, условия о порядке и сроках приемки товара, работы, услуги формируются заказчиком при осуществлении каждой конкретной закупки индивидуально, заказчик вправе установить порядок приемки товара самостоятельно в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.7 Проекта контракта установлено следующее положение:
"Заказчик подписывает Акты выполненных работ и Акт сдачи-приемки работ за весь срок действия Контракта при положительном решении по результатам проведенной экспертизы представленных Подрядчиком документов.
В случае выявления недостатков по результатам проведенной экспертизы Заказчик подписывает Акты выполненных работ и Акт сдачи-приемки работ за весь срок действия Контракта после их устранения Подрядчиком.
Необоснованные затраты исключаются Заказчиком из Акта выполненных работ и Акта сдачи-приемки работ за весь срок действия государственного контракта, при этом Заказчик информирует Подрядчика о причинах исключения затрат в письменной форме.
При этом необоснованными считаются затраты, которые не были документально подтверждены со стороны Подрядчика".
В материалах дела имеется письмо Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) N ЕК-05-30/6782 от 21.06.2016, пунктами 2, 5 которых определено следующее:
"2. Осуществлять приемку и оплату выполненных работ по государственным контрактам при документальном подтверждении фактических расходов первичными бухгалтерскими документами в случае, если проектно-сметная документация подготовлена не на основе утвержденных норм. В случае наличия субподрядчиков у исполнителя работ по государственному контракту (договору) все работы, выполненные субподрядчиком, должны быть подтверждены актом выполненных работ, подписанным исполнителем, с приложением документов, подтверждающих объемы выполненных работ, указанных в акте.
5. Принять к исполнению замечание Счетной палаты Российской Федерации о недопустимости включения в конкурсную и проектно-сметную документации на выполнение работ налогов, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также указания затрат на "прочие полевые работы", "сопутствующие работы" и "компенсируемые затраты" без их обоснования и детализации".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что обжалуемый пункт 3.7 Проекта контракта относится к процедуре приемки и оплаты результатов работ по контракту, тем самым не предусматривает внесение изменений в условия контракта в части цены контракта, тем самым не нарушает Закон о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
4. Довод о том, что цены, установленные в пункте 2.12 Проекта контракта рассматриваемых закупок не соответствуют действительности, признан необоснованным на основании следующего.
Пунктом 2.12 Проекта контракта установлено следующее:
"2.12. Предельная стоимость одного информационного геологического отчета о результатах и объемах выполненных работ за отчетный период составляет 100 000 (Сто тысяч) рублей, в том числе НДС, а предельная стоимость одного информационного геологического отчета о результатах и объемах выполненных работ за отчетный год - 400 000 (Четыреста тысяч) рублей, в том числе НДС".
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, жалобы АО "Росгеология" не содержат документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
5. Довод о том, что условия оценки участников по критерию "квалификация трудовых ресурсов" противоречат условиям выполнения государственного контракта, признан необоснованным на основании следующего.
В силу части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N1085).
Приложением N 4 к конкурсной документации рассматриваемых конкурсов установлен следующий порядок оценки заявок на участие в конкурсе:
"Для оценки заявок (предложений) Заказчик устанавливает следующие критерии оценки и величины их значимости:
N |
Наименование критерия оценки |
Величина значимости критерия оценки (%) |
Коэффициент значимости критерия |
Максималь-ный рейтинг по критерию |
Максималь-ный итоговый рейтинг |
1. |
Цена контракта (max 100 баллов) |
60% |
0,6 |
60 баллов |
100 баллов |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (max 100 баллов) |
40% |
0,4 |
40 баллов |
Оценка заявок на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующих показателей:
Показатели критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Скв) |
Максималь-ная оценка в баллах по показателю |
Значимость показателя (%) |
Коэффици-ент значимости показателя |
Максималь-ная оценка с учетом значимости показателя, баллов |
|
1 |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ |
100 |
30 |
0,3 |
30 |
2 |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
100 |
40 |
0,4 |
40 |
3 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ |
100 |
30 |
0,3 |
30 |
Показатель 1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (Скв1).
Предметом оценки по данному показателю является количество и уровень квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) в части наличия у сотрудников, находящихся в штате Участника закупки или имеющих гражданско-правовые договора с Участником закупки, опыта подготовки отчетов по геологическому изучению недр по видам полезных ископаемых, являющихся предметом геологического изучения недр в рамках настоящего Конкурса, по завершенным работам по геологическому изучению недр, подготовленных сотрудниками за период с 2016 г. до даты объявления настоящего Конкурса.
По данному показателю оценке подлежит количество сотрудников требуемой квалификации, находящихся в штате Участника закупки или имеющих гражданско-правовые договора с Участником закупки, сведения о которых представлены Участником закупки. В случае привлечения Участником закупки субподрядных организаций, оценке подлежит количество сотрудников требуемой квалификации, находящихся в штате субподрядной организации или имеющих с ней гражданско-правовые договора.
Участник закупки направляет сведения по указанному показателю (рекомендуется направлять сведения в соответствии с Таблицей 1 Формы "Квалификация участника закупки") и в их подтверждение Участник закупки в составе заявки представляет:
- копии документов, подтверждающих наличие у Участника закупки в штате или привлечение на основании гражданско-правовых договоров (например, выписка из штатного расписания, копии трудовых книжек, копии трудовых или гражданско-правовых договоров) сотрудников, имеющих опыт подготовки отчетов по геологическому изучению недр, подготовленных за период с 2016 г. до даты объявления настоящего Конкурса, по виду полезных ископаемых, являющихся предметом геологического изучения недр в рамках настоящего Конкурса;
- перечень отчетов о геологическом изучении недр по видам полезных ископаемых, являющихся предметом геологического изучения недр в рамках настоящего Конкурса, по завершенным работам по геологическому изучению недр, подготовленных сотрудниками за период с 2016 г. до даты объявления настоящего Конкурса".
Правила N 1085 не устанавливают перечень документов, представляемых участниками закупок для оценки по установленным показателям, в связи с чем заказчик устанавливает перечень требуемых документов, необходимых для оценки по установленным в соответствии с Правилами N 1085 показателям, самостоятельно.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что оценке по критерию "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" оценке подлежит также количество сотрудников требуемой квалификации, находящихся в штате субподрядной организации или имеющих с ней гражданско-правовые договора.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
решила:
1. АО "Росгеология" на действия заказчика Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) при проведении открытых конкурсов в электронной форме:
- "Поисковые работы на рудное золото в пределах Мурунского рудного узла (Республика Саха (Якутия)" (N изв. 0316100014821000001);
- "Поисковые работы на рудное золото в пределах Шилгонского рудного поля Дулгалахской минерагенической зоны (Республика Саха (Якутия)" (N изв. 0316100014821000002) частично обоснованной.
2. Довод АО "Росгеология" о том, что пунктом 3.7.1 Проекта контракта о том, что в случае, когда фактические расходы Подрядчика по отдельной статье расходов оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (экономия подрядчика), оплата по соответствующей статье расходов производится в соответствии с фактическими расходами Подрядчика. При этом цена Контракта может быть уменьшена на размер экономии подрядчика без изменения объемов и качества работ в порядке, установленном Законом о контрактной системе, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, признать обоснованным. Заказчик признается нарушившим часть 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 апреля 2021 г. N 014/06/54.1-552/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2021