Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка по соблюдению Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением Высшего образования "Уфимский государственный авиационный технический университет" (далее - Заказчик) требований, установленных Законом о контрактной системе, при заключении прямых договоров N 198/0304-20 от 28.04.2020, N 251/0304-20 от 13.05.2020 и N 237/0304-20 от 28.05.2020.
Информация о проведении внеплановой проверки в соответствии с ч. 21 ст. 99 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
Комиссия, изучив и рассмотрев материалы дела, установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе данным федеральным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).
Заказчиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключены:
1. Договор N 198/0304-20 от 28.04.2020 с ООО "Фермо Мобайл". Предметом договора является поставка серверного и сетевого оборудования в количестве и ассортименте, указанных в приложении N 1 договора. Цена договора составляет 12 850 300,00 руб. Источник финансирования: средства федерального бюджета.
2. Договор N 251/0304-20 от 13.05.2020 с АО "Уфанет". Предмет договора - поставка коммутаторов в количестве и ассортименте указанных в приложении N 1 договора. Цена договора - 1 608 500,00 руб. Источник финансирования: средства федерального бюджета.
3. Договор N 237/0304-20 от 28.05.2020 с АО "Уфанет". Предмет договора - оказание услуг программно-технического обслуживания компьютерной техники. Цена договора - 792 000,00 руб.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Из анализа указанных договоров и объяснений Заказчика (вх. 5805 от 09.04.2021) следует, что закупка указанного оборудования и услуг направлена для повышения производительности качества дистанционного формата обучения, переход на который вызван Covid-2019.
Вместе с тем, из п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе следует, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможна в следующих случаях:
- в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы;
- в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме.
Также, п. 29 Указа Главы Республики Башкортостан N УГ-111 от 18.03.2020 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" предусматривает осуществление закупок на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, только лекарственных препаратов, медицинского оборудования, расходных материалов медицинского назначения, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты.
Следовательно, у Заказчика отсутствовали основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) такого оборудования и услуг, которые указанны в рассматриваемых договорах.
Кроме того, Комиссией установлено, что совокупный объем закупаемых товаров по указанным договорам (N 198/0304-20 от 28.04.2020 и N 251/0304-20 от 13.05.2020) соответствует электронному аукциону (извещение N 0301100003720000018), которое также размещено Заказчиком (Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Уфимский государственный авиационный технический университет").
Согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru), по результатам рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан жалобы на положения документации указанной закупки (решение N ТО002/06/105-890/2020 от 26.03.2020), в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, а также выдано предписание об аннулировании закупки.
07.04.2020 во исполнение указанного предписания в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика исполнителя), т.е. указанная закупка была отменена.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что Заказчик планировал произвести закупку указанного товара конкурентным способом, что доказывает о наличии такой возможности и изначального отсутствия оснований для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, с учетом того, что:
- изначальным способом закупки указанного товара являлся электронный аукцион - конкурентный способ (указанное свидетельствует, что Заказчик обладал возможностью по соблюдению конкурентных процедур);
- в содержании документации указанного электронного аукциона Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан выявлено несоответствие требованиям, установленным в законодательстве о контрактной системе, однако вместо приведения в порядок содержания документации закупки с нормами законодательства о контрактной системе, с которыми она не соответствовала - Заказчик принимает решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - неконкурентный способ,
делает вывод, что указанные действия Заказчика свидетельствуют о целенаправленном уходе от конкурентных процедур с такими положениям документации, которые бы соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не ограничивали бы количество участников при закупке указанных товаров.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
На основании рассмотренного, Комиссия квалифицирует действиях Заказчика, как нарушающие ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Следовательно, выявленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уфимский государственный авиационный технический университет", как нарушающие ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 апреля 2021 г. N ТО002/06/99-687/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2021