Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
в присутствие представителей ООО "Детские площадки" рассмотрев жалобу в дистанционном формате на действия (бездействие) Заказчика в лице администрации сельского поселения Иглинский район Иглинского района РБ (далее -Заказчик) (к дистанционному рассмотрению не подключились), организации осуществляющей размещение закупки Муниципальное казенное учреждение муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан "Центр Бухгалтерского учета и отчетности" (далее-Организатор) (к дистанционному рассмотрению не подключились) при осуществлении закупки (номер извещения N0801300014921000012 "Приобретение детского игрового оборудования на детскую площадку, расположенную по адресу: ул. Целинная с Иглино сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан" (далее - Аукцион)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба на действия (бездействие) Заказчика и Организатора при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком и Организатором нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в части установления требований аукционной документации ограничивающие участие в аукционе.
Заказчик и Организатор с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и пояснили, что при проведении закупки, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по Аукциону.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru - 30.03.2021 г. (АО "Сбербанк-АСТ");
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта 3 332 912,67 рублей;
4) дата и время начала срока подачи заявок 30.03.2021 г. 12:18;
5) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 13.04.2021 14:00;
6) дата проведения аукциона в электронной форме 14.04.2021;
7) на участие в Аукционе подано 2 заявки;
8) жалоба подана (вх. N5412 от 05.04.2021 г.) в соответствии с требованиями, установленными Главой 6 Закона о контрактной системе;
9) информация о поступлении жалоб в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
10) в соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением N7/4128 от 06.04.2021 г. процедура определения поставщика была приостановлена до рассмотрения жалобы по существу, также была запрошена информация необходимая для рассмотрения жалобы по существу, на основании ч.5, 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 Технического задания требуется Игровой комплекс с характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед. изм. Показателя |
|
1 |
Игровой комплекс Примерный эскиз |
Конструктивно игровой комплекс должна быть выполнена в виде металлических стоек с присоединенными с помощью хомутов площадками и встраиваемым оборудованием: горки, лазы, ограждения, крыши. Металлические детали окрашены полимерной порошковой эмалью методом запекания. Порошковая эмаль имеет высокую стойкость к климатическим условиям и эстетичный внешний вид. Детали из фанеры окрашены краской "НОРДИКА" или эквивалент на основе акрилата и покрыты лаком "ТЕКНОКОАТ" или эквивалент. Покрытие создает сильную износостойкую поверхность. Выступающие крепежные элементы закрыты декоративными заглушками из полиэтилена. Торцы труб закрыты пластиковыми заглушками. Все крепежные элементы должны быть оцинкованы. Монтаж производится путем бетонирования стоек, грунтозацепов или анкеров. |
|
Внешние размеры | |||
Длина, _20 мм |
17000 |
||
Ширина, _20 мм |
9530 |
||
Высота, _20 мм |
4300 |
||
Комплектация | |||
Счеты, шт. |
2 |
||
Флаг, шт. |
5 |
||
Песочница, шт. |
1 |
||
Штурвал, шт. |
1 |
||
Скамья, шт. |
2 |
||
Лестница входная (h=950 мм), шт. |
4 |
||
Горка прямая (h=950 мм), шт. |
2 |
||
Горка прямая (h=1250 мм), шт. |
2 |
||
Горка прямая (h=1550 мм), шт. |
2 |
||
Горка спиральная (h=1550 мм), шт. |
1 |
||
Крыша, шт. |
3 |
||
Переход подвесной, шт. |
2 |
||
Лаз змейка, шт. |
1 |
||
Лаз выгнутый с канатом (h=950 мм), шт. |
2 |
||
Лаз круговой наклонный, шт. |
1 |
||
Лаз круговой вертикальный, шт. |
1 |
||
Лаз-лестница, шт. |
1 |
||
Рукоход прямой, шт. |
1 |
||
Площадка 900 мм, шт. |
21 |
||
Стойка, шт. |
50 |
||
Арка, шт. |
1 |
||
Скалолаз, шт. |
2 |
||
Ограждение лаза, шт. |
3 |
||
Ограждение защитное 900, шт. |
9 |
||
Ограждение защитное 900 с овалом, шт. |
14 |
||
Ограждение перекладина, шт. |
2 |
||
Ограждение с канатом, шт. |
2 |
||
Ограждение горки, шт. |
6 |
||
Ограждение волна, шт |
16 |
||
Ограждение борт, шт |
2 |
||
Счеты | |||
Счеты должны состоять из боковин правой и левой, тридцати колец, нижнего и верхнего наличников. Боковина правая должна состоять из стойки и трех перекладин. Стойка длиной не более 840 мм должна быть изготовлена из металлической профильной трубы 40*25*2 мм и иметь три несквозные отверстия на расстоянии 250 мм друг от друга. Перекладины длиной не более 660 мм должны быть изготовлены из металлической трубы размерами не менее 18*1,5 мм. Торцы перекладины с одной стороны должны быть вставлены в три несквозные отверстия в стойке и приварены по периметру прилегания. С другой стороны перекладины должны быть присоединены резьбовыми соединениями к боковине левой. Боковина левая длиной не более 840 мм должна быть изготовлена из металлической профильной трубы 40*25*2 мм и иметь три сквозные отверстия на расстоянии 250 мм друг от друга. Между стойками, должны быть закреплены нижний и верхний наличники, изготовленные из влагостойкой фанеры толщиной не менее 15 мм. Размеры наличников не менее 815*150 мм. Наличники должны быть украшены разноцветными узорами. На каждой из боковин должны быть приварены по периметру прилегания по две вставки на расстоянии не более 600 мм друг от друга, длиной 55 мм, изготовленные из металлической трубы диаметром не более 32 мм. Во вставки вставляются и закрепляются в трубе посредством резьбового соединения уникальные полуотводы, изготовленные из металлического листа толщиной не менее 2,5 мм. С помощью второго полуотвода происходит фиксация стоек счет к стойкам комплекса. Уникальная обойма в виде двух стальных полуобойм, стягивается между собой болтами на необходимой высоте, чему способствуют канавки на стойке. На каждой перекладине счет должны быть расположены не менее десяти колец. Габариты по фанере ДхВ, мм - 815х980. |
Вместе с тем, в п. 2 Технического задания установлено, что металлические детали должны быть окрашены полимерной порошковой эмалью методом запекания. Порошковая эмаль имеет высокую стойкость к климатическим условиям и эстетичный внешний вид. Детали из фанеры окрашены краской "НОРДИКА" на основе акрилата и покрыты лаком "ТЕКНОКОАТ".
Заказчик пояснил, что руководствовался ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р ЕН 1177-2013, ГОСТ Р 52301-2013.
Согласно п. 5.5.3.1 Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52168-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования" (далее- ГОСТ Р 52168-2012 ) Открытая прямая горка ширина участка скольжения W плоской или открытой прямой горки с участком скольжения длиной более 1500 мм должна быть:- менее 700 мм;- более 950 мм.
Заказчиком указано: горка прямая (h=1250 мм), шт.
Пунктом 5.2 ГОСТ Р 52168-2012 Для свободно стоящих горок максимальная высота первой секции лестницы до изменения направления движения при подъеме с минимальной шириной лестницы должна быть не более 2500 мм.
Заказчиком указано:- лестница входная (h=950 мм), шт.
В соответствии с п. 5.5.2 ГОСТ Р 52168-2012 Угол наклона участка скольжения. Средний угол наклона участка скольжения не должен превышать 40°. Максимальный угол наклона отдельного элемента участка скольжения не должен превышать 60°.Наклон участка скольжения измеряют по осевой линии.
Заказчиком указано:- угол наклона участка скольжения должен составлять тридцать семь градусов.
Согласно п. 5.3.2 ГОСТ Р 52168-2012 Для открытых спиральных горок зона безопасности должна быть высотой не менее 1000 мм.
Заказчиком указано: -горка спиральная (h=1550 мм), шт.
В п. 1 Технического задания прописано, наличники должны быть украшены разноцветными узорами. На каждой из боковин должны быть приварены по периметру прилегания по две вставки на расстоянии не более 600 мм друг от друга, длиной 55 мм, изготовленные из металлической трубы диаметром не более 32 мм. Во вставки вставляются и закрепляются в трубе посредством резьбового соединения уникальные полуотводы, изготовленные из металлического листа толщиной не менее 2,5 мм.
Термины установленные в техническом задании "уникальная обойма", "уникальные полуотводы" Заказчик затруднился обосновать.
Пунктом 9 технического задания прописаны конкретные габариты урны, что так же противоречит требования Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что ГОСТами предусмотрены параметры сопровождающие словами "более" или "менее", при этом, Заказчиком установлены конкретные параметры без обоснования безусловных требований закупаемого товара.
Между тем, Заявителем представлены информационные письма от четырех производителей детского игрового оборудования, согласно которым, несущие (опорные) столбы изготавливаются из клееного бруса, между тем, в техническом задании Заказчиком требовались металлические столбы указывающие на одного производителя.
Учитывая вышеуказанные нормы, Заказчиком установлены требования влекущие ограничение количества участников закупки.
Согласно содержанию Технического задания, требуется оборудование, которое соответствует требованиям современного дизайна, отвечают требованиям безопасности пользователя, заложенным в Европейских нормах и ГОСТах РФ. Производится в соответствии со стандартом ISO 9001-2015.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Национальный стандарт РФ "Системы менеджмента качества", требования к системам менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.
В соответствии с Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" введены в действие с 1 января 2013 года для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования", идентичный международному стандарту ИСО 9001:2008 "Системы менеджмента качества. Требования" (ISO 9001:2008 "Quality management systems - Requirements").
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, применение стандартов является добровольным, действия Заказчика, установившего в аукционной документации излишнее требование к техническим характеристикам о наличии у производителя сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001 нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенные нормы, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Техническое задание" противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как в техническое задание включены требования товарного знака, требования влекущие ограничение количества участников, а также документация содержит излишние требования.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения п. 1 ч.1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения п. 1 ч.1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 , ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Обязать Заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившего аукционную документацию с документами, удостоверяющими личность, а так же документами, подтверждающими полномочия на указанные действия, с письменными объяснениями по обстоятельствам дела от указанного должностного лица на составление протокола об административном правонарушении по адресу: Уфа, Пушкина, 95, каб.527 с объяснением по факту выявленного нарушения ___.___.2020 года в ___:___ (рассмотрение осуществляется дистанционно, по ходатайству должностного лица возможно проведение видео-конференц-связи (необходимо сообщить адрес электронной почты для направления ссылки на ВКС и протокола), все документы направляются предварительно по электронной почте). Заказчику необходимо ознакомить под роспись указанных должностных лиц с данным решением (доказательства ознакомления направить в пятидневный срок по электронной почте).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12 апреля 2021 г. N ТО002/06/105-689/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021