Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2021 г.
Изготовлено в полном объеме 14.04.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Бадмаев Б.Ю. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мукабенов Б.А. - член Комиссии, специалист первого разряда Калмыцкого УФАС России,
рассмотрение жалобы происходило с применением видео-конференц-связи, при участии:
в присутствии представителя Уполномоченного органа Администрации города Элисты - Бутаев С.Д. (доверенность Nб/н от 05.02.2021 г.);
в отсутствии Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление строительства города Элисты", заявителя ООО "Джули", надлежаще уведомлены о дате и времени рассмотрения.
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Джули",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 07.04.2021 г. поступила жалоба от ООО "Джули" (далее - Заявитель) на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Строительство инженерных сетей (электроснабжение) для малоэтажной застройки на земельном участке по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, южнее ГРС". Заказчик - Муниципальное казенное учреждение "Управление строительства г.Элисты", Уполномоченный орган - Администрация г. Элисты, реестровый номер извещения N 0105300000721000038.
Заявитель указывает, что отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме не дает обоснованно сформировать свое предложение, ограничивает число участников закупки и нарушает действующий Закон о контрактной системе.
Уведомлением от 08.04.2021 г. рассмотрение жалобы ООО "Джули" назначено на 13 апреля 2021 года в 14 часов 00 минут, для изучения материалов дела Комиссия Калмыцкого УФАС России решила отложить рассмотрение на 14 апреля 2021 г. в 16 часов 30 минут, а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Джули".
Представитель по доверенности от Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
12.03.2021 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105300000721000038 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта, объект закупки: "Строительство инженерных сетей (электроснабжение) для малоэтажной застройки на земельном участке по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южнее ГРС". Начальная (максимальная) цена контракта - 18 152 120 (восемнадцать миллионов сто пятьдесят две тысячи сто двадцать) рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 72 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе, в соответствии проектной документацией.
При этом, частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснил, что в Разделе 9 "Сметная документация" содержатся все затраты по данному объекту. Так же имеется положительное заключение государственной экспертизы N08-1-1-3-067659-2020 от 25.12.2020 г.
В силу части 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N 44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Таким образом, жалоба Заявителя не нашла своего подтверждения.
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно Конкурсной документации раздела 6 Критерии оценки заявки п. 2.1. Показатель критерия оценки - Общее количество исполненных контрактов (договоров), содержит следующее:
Значимость показателя критерия оценки заявок - 100%.
Коэффициент значимости показателя - 1,00.
Оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров).
Для оценки заявок по показателю, учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснабжения для жилой застройки на земельном участке.
При этом представленные контракты должны быть на сумму не менее 50 % от НМЦК настоящей закупки. Контракты, не соответствующие условиям настоящего раздела, не принимаются к оценке комиссией.
Документами, подтверждающими квалификацию участников закупки по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)", являются копии:
- контракта, включая все приложения к нему;
- все дополнительные соглашения к контракту (при наличии);
- акты (акт) о приемке выполненных работ, подтверждающие стоимость выполненных работ по договору (контракту). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 1 год до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В случае отсутствия документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, по показателю критерия оценки "общее количество исполненных контрактов (договоров)", присуждается 0 баллов.
Рекомендуемая форма для заполнения участниками конкурса - таблица 1 формы 1 "Перечень исполненных контрактов (договоров)" Приложения N 1 раздела III "Приложения к конкурсной документации".
Проанализировав материалы дела, Комиссия Калмыцкого УФАС приходит к выводу, что критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ по "строительство инженерных сетей (электроснабжение) для малоэтажной застройки на земельном участке по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южнее ГРС", требование о контрактах, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснаюжение для жилой застройки на земельном участке нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, а это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона о контрактной системе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 303-КГ16-12778).
Так же, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает, что порядок оценки по вышеуказанному критерию ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, но ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по рассматриваемому критерию.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя обоснован, а действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления в конкурсной документации требования о предоставлении в качестве подтверждения опыта работы, связанного с предметом контракта, контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснабжения для жилой застройки на земельном участке, что противоречит требования Постановления N 1085 и Закона о контрактной системе.
Данные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" - не обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика МКУ "Управление строительства города Элисты" Уполномоченного органа Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Бадмаев Б.Ю.
Мукабенов Б.А.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 14 апреля 2021 г. N 008/06/64-113/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021