Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2021 г.
Изготовлено в полном объеме 15.04.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Бадмаев Б.Ю. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мукабенов Б.А. - член Комиссии, специалист первого разряда Калмыцкого УФАС России,
рассмотрение жалобы происходило с применением видео-конференц-связи, при участии:
в присутствии представителя Уполномоченного органа Администрации города Элисты - Бутаев С.Д. (доверенность Nб/н от 05.02.2021 г.);
в отсутствии Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление строительства города Элисты", заявителя ООО "Аквент", надлежаще уведомлены о дате и времени рассмотрения.
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Аквент",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 07.04.2021 г. поступила жалоба от ООО "Аквент" (далее - Заявитель) на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Строительство инженерных сетей (электроснабжение) для малоэтажной застройки на земельном участке по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южнее ГРС". Заказчик - МКУ "Управление строительства города Элисты", Уполномоченный орган - Администрация города Элисты, реестровый номер извещения N 0105300000721000038.
Заявитель указывает, что конкурсная документация нарушает законодательство о контрактной системе.
Уведомлением от 07.04.2021 г. рассмотрение жалобы ООО "Аквент" назначено на 13 апреля 2021 года в 15 часов 00 минут, для изучения материалов дела Комиссия Калмыцкого УФАС России решила отложить рассмотрение на 14 апреля 2021 г. в 16 часов 32 минут, а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Аквент".
Представитель по доверенности от Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
12.03.2021 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105300000721000038 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта, объект закупки: "Строительство инженерных сетей (электроснабжение) для малоэтажной застройки на земельном участке по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южнее ГРС". Начальная (максимальная) цена контракта - 18 152 120 (восемнадцать миллионов сто пятьдесят две тысячи сто двадцать) рублей 00 копеек.
В жалобе Заявителя ООО "Аквент" указано следующее.
1. В разделе 6 "Критерии оценки заявки" Заказчик устанавливает требования к критериям оценки заявок. Для оценки заявок по показателю, учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
Для оценки заявок по показателю, учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснабжения для жилой застройки на земельном участке.
При этом представленные контракты должны быть на сумму не менее 50 % от НМЦК настоящей закупки. Контракты, не соответствующие условиям настоящего раздела, не принимаются к оценке комиссией.
Формулировка "для жилой застройки на земельном участке" не носит официального определения. Градостроительный Кодекс Российской Федерации и другие законные акты и официальные документы не содержат определения "линейного объекта инженерных сетей для жилой застройки на земельном участке". Поэтому понять что конкретно имеет ввиду Заказчик (какие контракты (договоры) подходят, а какие нет) не представляется возможным. Но при этом, если Заказчик сочтёт, что предоставленные контракты не соответствует данным условиям, то принимать к оценке комиссией их не будут.
Из-за нечёткой формулировки требований к контрактам (договорам) Заказчик оставляет за собой право субъективного отбора контрактов (договоров) для оценки заявок, что является нарушением конкуренции. А следовательно, нарушением ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия Калмыцкого УФАС России, исследовав материалы дела, довод заявителя, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно Конкурсной документации раздела 6 Критерии оценки заявки п. 2.1. Показатель критерия оценки - Общее количество исполненных контрактов (договоров), содержит следующее:
Значимость показателя критерия оценки заявок - 100%.
Коэффициент значимости показателя - 1,00.
Оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров).
Для оценки заявок по показателю, учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснабжения для жилой застройки на земельном участке.
При этом представленные контракты должны быть на сумму не менее 50 % от НМЦК настоящей закупки. Контракты, не соответствующие условиям настоящего раздела, не принимаются к оценке комиссией.
Документами, подтверждающими квалификацию участников закупки по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)", являются копии:
- контракта, включая все приложения к нему;
- все дополнительные соглашения к контракту (при наличии);
- акты (акт) о приемке выполненных работ, подтверждающие стоимость выполненных работ по договору (контракту). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 1 год до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В случае отсутствия документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, по показателю критерия оценки "общее количество исполненных контрактов (договоров)", присуждается 0 баллов.
Рекомендуемая форма для заполнения участниками конкурса - таблица 1 формы 1 "Перечень исполненных контрактов (договоров)" Приложения N 1 раздела III "Приложения к конкурсной документации".
Проанализировав материалы дела, Комиссия Калмыцкого УФАС приходит к выводу, что критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ по "строительство инженерных сетей (электроснабжение) для малоэтажной застройки на земельном участке по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южнее ГРС", требование о контрактах, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснаюжение для жилой застройки на земельном участке нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, а это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона о контрактной системе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 303-КГ16-12778).
Так же, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает, что порядок оценки по вышеуказанному критерию ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, но ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по рассматриваемому критерию.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя обоснован, а действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления в конкурсной документации требования о предоставлении в качестве подтверждения опыта работы, связанного с предметом контракта, контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснабжения для жилой застройки на земельном участке, что противоречит требования Постановления N 1085 и Закона о контрактной системе.
Данные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аквент" - обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика МКУ "Управление строительства города Элисты" Уполномоченного органа Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Бадмаев Б.Ю.
Мукабенов Б.А.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 14 апреля 2021 г. N 008/06/50-103/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021