Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2021 г.
Изготовлено в полном объеме 15.04.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Бадмаев Б.Ю. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мукабенов Б.А. - член Комиссии, специалист первого разряда Калмыцкого УФАС России,
рассмотрение жалобы происходило с применением видео-конференц-связи, при участии:
в присутствии представителя Уполномоченного органа Администрации города Элисты - Бутаев С.Д. (доверенность Nб/н от 05.02.2021 г.);
в отсутствии Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Управление строительства города Элисты", заявителя ООО "РегионСпецСтрой", надлежаще уведомлены о дате и времени рассмотрения.
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "РегионСпецСтрой",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 07.04.2021 г. поступила жалоба от ООО "РегионСпецСтрой" (далее - Заявитель) на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Строительство инженерных сетей (электроснабжение) для малоэтажной застройки на земельном участке по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южнее ГРС". Заказчик - МКУ "Управление строительства города Элисты", Уполномоченный орган - Администрация города Элисты, реестровый номер извещения N 0105300000721000038.
Заявитель указывает, что конкурсная документация нарушает законодательство о контрактной системе.
Уведомлением от 07.04.2021 г. рассмотрение жалобы ООО "РегионСпецСтрой" назначено на 13 апреля 2021 года в 15 часов 30 минут, для изучения материалов дела Комиссия Калмыцкого УФАС России решила отложить рассмотрение на 14 апреля 2021 г. в 16 часов 31 минут, а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "РегионСпецСтрой".
Представитель по доверенности от Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
12.03.2021 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105300000721000038 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта, объект закупки: "Строительство инженерных сетей (электроснабжение) для малоэтажной застройки на земельном участке по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южнее ГРС". Начальная (максимальная) цена контракта - 18 152 120 (восемнадцать миллионов сто пятьдесят две тысячи сто двадцать) рублей 00 копеек.
В жалобе Заявителя ООО "РегионСпецСтрой" указано следующее.
1. В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. Состав проектно-сметной документации определен ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года No87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В силу ч.2 ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт(схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. В состав проектной документации линейных объектов капитального строительства включаются следующие разделы:1) раздел 1 "Пояснительная записка" (ПЗ);2) раздел 2 "Проект полосы отвода" (ППО);3) раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" (ТКР):4) раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта" (ИЛО);5) раздел 5 "Проект организации строительства" (ПОС);6) раздел 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта" (ПОД);7) раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды" (ООС);8) раздел 8 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" (ПБ);9) раздел 9 "Смета на строительство" (СМ);10) раздел 10 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами". Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года No87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", проектная документация состоит из текстовой части (которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения) и из графической части (которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме), иными словами, содержит требования к результату выполняемых работ.
В Письме ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16 "О рассмотрении обращения" указано, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации. Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение. При проведении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с Законом о закупках проектно-сметная документация должна быть размещена в полном объеме на Официальном сайте. Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме на Официальном сайте нарушает п.3 ч. 9, п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.7 ст.7.32.3 КоАП".
2. Согласно ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд":6. Объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.6.1 Оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, всоответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно- монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. Однако график выполнения строительно-монтажных работ отсутствует в составе конкурсной документации
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, приходит к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В силу части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской 12. В состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 указанной статьи, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и в случае проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до проведения экспертизы проектной документации с реквизитами положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
3) разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения:
а) требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, требований энергетической эффективности, требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов к зданиям, строениям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
б) санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов;
в) требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений;
г) требований технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
4) проект организации строительства объектов капитального строительства;
5) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
6) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого объекта, а также в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома сведения об объеме и составе указанных работ.
Комиссия, рассмотрев проектно-сметную документацию, размещенную в полном объеме в составе аукционной документации отмечает отсутствие нарушений требований Закона о контрактной системе в аукционной документации.
2. В соответствии с ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно ч. 6.1 ст. 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В силу ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Согласно пункту 1.2. Методики график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
В соответствии с пунктом 1.3 Методики предусмотрено, что график оплаты выполненных по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - график оплаты выполненных работ), должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ.
При этом, в соответствии с пунктом 1.4 Методики проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
В ходе заседания Комиссии установлено, что в составе аукционной документации содержится График выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2) что является неотъемлемой частью Контракта и не противоречит требованиям действующего законодательства, а также Методике составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
Кроме того, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссией была осуществлена внеплановая проверка по рассматриваемой закупке. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно Конкурсной документации раздела 6 Критерии оценки заявки п. 2.1. Показатель критерия оценки - Общее количество исполненных контрактов (договоров), содержит следующее:
Значимость показателя критерия оценки заявок - 100%.
Коэффициент значимости показателя - 1,00.
Оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров).
Для оценки заявок по показателю, учитываются при оценке следующие виды контрактов (договоров):
контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснабжения для жилой застройки на земельном участке.
При этом представленные контракты должны быть на сумму не менее 50 % от НМЦК настоящей закупки. Контракты, не соответствующие условиям настоящего раздела, не принимаются к оценке комиссией.
Документами, подтверждающими квалификацию участников закупки по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)", являются копии:
- контракта, включая все приложения к нему;
- все дополнительные соглашения к контракту (при наличии);
- акты (акт) о приемке выполненных работ, подтверждающие стоимость выполненных работ по договору (контракту). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 1 год до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В случае отсутствия документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, по показателю критерия оценки "общее количество исполненных контрактов (договоров)", присуждается 0 баллов.
Рекомендуемая форма для заполнения участниками конкурса - таблица 1 формы 1 "Перечень исполненных контрактов (договоров)" Приложения N 1 раздела III "Приложения к конкурсной документации".
Проанализировав материалы дела, Комиссия Калмыцкого УФАС приходит к выводу, что критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ по "строительство инженерных сетей (электроснабжение) для малоэтажной застройки на земельном участке по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, южнее ГРС", требование о контрактах, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснаюжение для жилой застройки на земельном участке нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, а это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона о контрактной системе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 303-КГ16-12778).
Так же, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает, что порядок оценки по вышеуказанному критерию ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, но ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по рассматриваемому критерию.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя обоснован, а действия Заказчика нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в части неправомерного установления в конкурсной документации требования о предоставлении в качестве подтверждения опыта работы, связанного с предметом контракта, контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, линейного объекта инженерных сетей электроснабжения для жилой застройки на земельном участке, что противоречит требования Постановления N 1085 и Закона о контрактной системе.
Данные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РегионСпецСтрой" - необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика МКУ "Управление строительства города Элисты" Уполномоченного органа Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Бадмаев Б.Ю.
Мукабенов Б.А.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 14 апреля 2021 г. N 008/06/64-101/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021