Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием на заседании Комиссии представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Ангелы Чистоты":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя ООО "Ангелы Чистоты" (вх. N 3270 от 30.03.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на Оказание услуг по уборке помещений, территорий и обслуживанию гардеробов (далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 03.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 318 948 234,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Заказчик возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно первому доводу жалобы, Заявитель указывает, что согласно пункту 5.1. Общей части аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных Документацией об электронном аукционе, её общей и Специальной частями и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, поставляемого заказчику при оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Специальной части документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с Письмом ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/20616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что подтверждением поставки товара заказчику является постановка товара на бухгалтерский баланс заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В соответствии с разделом 1 Технического задания задачами Исполнителя являются оказание услуг по уборке помещений, территорий и обслуживанию гардеробов в образовательных учреждениях, подведомственных Комитету по образованию администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области", в соответствии с Информацией по объемам обслуживаемых помещений, территорий (Приложение N 1 к техническому заданию), Требования к количественным характеристикам (объему) работ (Приложение N 2 к техническому заданию), техническим заданием, контрактом, а также поставка товара, необходимого для оказания услуг, перечисленного в приложении N 5 к техническому заданию, требования к которому указаны в приложении N 4 к техническому заданию.
Представитель Уполномоченного органа отметил, что фактическая потребность Заказчика в поставке товара содержится в Приложении N 4 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, поставляемого товара для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика".
Комиссией установлено, что Заказчиком в Приложении N 4 к техническому заданию в нарушение положений Письма ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/20616/20, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены требования, в том числе, к таким товарам как: ведро, рукоятка, держатель, рамка, которые являются расходными материалами при оказании услуг по уборке помещений, территорий и обслуживанию гардеробов.
Доказательств того, что указанные товары соответствуют критериям Письма ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/20616/20, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в материалы дела не представлено.
Согласно второму доводу жалобы, Заявитель указывает, что Заказчиком в аукционной документации предъявлены следующие требования к товару "Стеллаж":
Требования к правой секции стеллажа:
"расстояние от левого края двери правой секции до левого края отверстия для вставки замка: не более 230 мм";
"расстояние от правого края двери правой секции до правого края отверстия для вставки замка: не более 30 мм";
"на лицевой стороне двери правой секции должно быть предусмотрено отверстие диаметром: не более 30 мм для вставки замка";
"ширина двери правой секции: не более 280 мм".
Представитель Заявителя пояснил, что при сложении показателей 230 мм + 30 мм + 30 мм в сумме получается 290 мм, что противоречит требованию к показателю ширина двери правой секции не более 280 мм.
Требования к правой секции стеллажа:
"расстояние от левого края двери правой секции до левого края рамки для вставки именной таблички: не менее 110 мм";
"расстояние от правого края двери правой секции до правого края рамки для вставки именной таблички: не более 110 мм";
"ширина рамки для вставки именной таблички: не более 85".
Представитель Заявителя пояснил, что при сложении показателей 110 мм + 110 мм + 85 мм в сумме получается 305 мм, что противоречит требованию к показателю ширина двери левой секции не более 280 мм.
Требования к правой секции стеллажа:
"расстояние от верхнего края двери правой секции до верхнего кая рамки для вставки именной таблички: не более 150 мм";
"расстояние от нижнего края двери правой секции до нижнего края рамки для вставки именной таблички: не более 1750 мм";
"высота двери правой секции: не более 1800-м".
Представитель Заявителя пояснил, что при сложении показателей 150 мм + 1750 мм в сумме получается 1900 мм, что противоречит требованию к показателю высота двери правой секции: не более 1800 мм.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что приведенные в жалобе показатели установлены Заказчиком с помощью формулировки "не более". В соответствии с пунктом 3.1.3 раздела 3 инструкции (порядка), установленной в Приложении N 6 к техническому заданию, значения показателей с использованием словосочетания "не более" должны быть представлены участником менее указанных или равные им, в соответствии с пунктом 1.1.3 раздела 1 настоящего порядка (инструкции) по заполнению.
Комиссией установлено, что Заказчиком допущены противоречия при установлении требований к конкретным значениям показателей по товару "Стеллаж", которые при заполнении заявки на участие в электронном аукционе могут ввести в заблуждение участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является обоснованным, а в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как Заказчиком не представлено обоснования вышеназванных требований к конкретным показателям товара.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что Заказчиком в аукционной документации для товара "Стеллаж" выбран код ОКПД2 29.20.21.190 "Контейнеры прочие, не включенные в другие в группировки".
Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 128 ГОСТ "20400-2013. Межгосударственный стандарт. Продукция мебельного производства. Термины и определения": "Стеллаж - это опирающееся на пол помещения изделие мебели для хранения и (или) демонстрации вещей и предметов, состоящее из полок одинакового размера, размещенных в несколько ярусов одна над другой, а также внутри не имеющего дверей корпуса, с задней стенкой или без нее".
Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком в аукционной документации для товара "Стеллаж" неправомерно выбран код ОКПД2 29.20.21.190.
Также Комиссией установлено, что товар "Стеллаж", который согласно требованиям аукционной документации необходимо поставить в количестве 10 шт., технически не связан с оказанием услуг по уборке помещений и клинингу, что может привести к ограничению круга потенциальных участников закупки на оказание услуг по уборке помещений, территорий и обслуживанию гардеробов.
Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств, что выбранный товар "Стеллаж" является по своей сути контейнером, и не относится к мебели, которой, в свою очередь, присвоен следующий код ОКПД2 - 31.0, а также, что стеллаж является необходимым товаром при оказании услуг по уборке.
Комиссией установлено, что Приложение N4 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, поставляемого товара для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика МОУ "СОШ "Всеволожский ЦО" состоит из 2081 страницы.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в Приложении N4 содержатся, в том числе, страницы, на которых отсутствуют какие-либо требования к конкретным показателям товаров, что не обосновано Заказчиком технически, ведет к увеличению общего количества страниц файла, и, по мнению Комиссии, может привести к ограничению количества потенциальных участников закупки в связи со сложностями при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Доказательств необходимости установления требований к конкретным показателям товаров в файле, состоящем из 2081 страницы Заказчиком в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ангелы Чистоты" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 апреля 2021 г. N 047/06/64-621/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2021