Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием на заседании Комиссии представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
от Заявителя - ИП Бояршинов А.Е.:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя ИП Бояршинов А.Е. (вх. N 3356 от 01.04.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на Оказание услуг по уборке помещений, территорий и обслуживанию гардеробов (далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 03.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 318 948 234,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Заказчик возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно первому доводу жалобы, по мнению Заявителя, Заказчиком не размещено извещение об осуществлении закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что содержание официального сайта Единой информационной системы позволяет установить необоснованность данного довода жалобы Заявителя, поскольку извещение об осуществлении электронного аукциона размещено Заказчиком 03.03.2021.
Согласно второму доводу жалобы, в соответствии с Приложением N 5 к техническому заданию Заказчиком установлен "Перечень товаров, поставляемых в соответствии с объектом закупки Заказчикам.
При этом, как указано Заявителем в доводах жалобы, такие товары как "Стеллаж", "Ведро тип 1", "Ведро тип 2", "Ведро тип 3", "Диспенсер", "Бак для мусора тип 1", "Бак для мусора тип 2" отнесены Заказчиком к ОКПД2 29.20.21.190.
Согласно Общероссийскому классификатору ОК 034-2014 (КПЕС 2008) к разделу 29 относятся - Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы. Таким образом Заказчиком, по мнению Заявителя, выбраны ОКПД2 не соответствующие предмету закупки.
Согласно представленным Заказчиком возражениям, указано следующее. Заявитель полагает, что товары "Бак для мусора тип 1" и "Бак для мусора тип 2" относятся к коду ОКПД2 32.50.50.190 с установленным кодом КТРУ 32.50.50.190-00000010 "Ведро мусорное на колесной базе". Вместе с тем, под колесной базой мусорного ведра понимается возможность эксплуатации товара на выдвижных роликах с колесами. При этом, в соответствии в Приложением N 4 к Техническому заданию, "Бак для мусора тип 1" должен состоять из бачка для сбора мусора, двух колесиков и крышки, а "Бак для мусора тип 2" должен состоять из бачка для сбора мусора и крышки. Соответственно, наличие "колесной базы" не отвечает потребности Заказчика, что делает невозможным использование кода ОКПД2 32.50.50.190.
Товар "Диспенсер", по мнению Заявителя, должен относиться к одному из следующих кодов ОКПД2: 25.99.12.112, 25.99.12.130 либо 32.99.59.000.
Однако, коды ОКПД2 25.99.12.112 "Изделия столовые, кухонные и бытовые и их детали из нержавеющей стали" и 25.99.12.130 "Изделия столовые, кухонные и бытовые и их детали из алюминия" не отражают потребность Заказчика, так как диспенсер не является столовым или кухонным изделием. К указанным заявителем кодам ОКПД2 относят ложки, вилки, тарелки, а также диспенсеры для салфеток, пакетов, полотенец и освежителя воздуха.
Вместе с тем, в соответствии с Приложением N 4 к Техническому заданию, диспенсер должен быть предназначен для жидкого мыла/гелевого антисептика/жидкого антисептика. Соответственно, указанные коды ОКПД2 не отражают потребность Заказчика в части получения диспенсера, представляющего собой контейнер для мыла и дезинфицирующих средств.
Представителем Уполномоченного органа отмечено, что код ОКПД2 32.99.59.000 "Изделия различные прочие, не включенные в другие группировки" также не отражает потребность Заказчика в поставке диспенсера. Предлагаемый заявителем код ОКПД2 32.99.59.000 соответствует товарам "Панель экрана шумозащитного" и "Глобус", что делает невозможным установление такого кода к товару "Диспенсер".
Вместе с тем, код ОКПД2 25.99.12.130 содержит информацию о ведре как об "Изделии бытовом из алюминия", однако потребности Заказчика отвечают ведра не только из алюминия, но и, к примеру, из пластмассы.
Относительно кода ОКПД2 32.99.59.000 "Изделия различные прочие, не включенные в другие группировки" Заказчик дополнительно поясняет, что ведра не могут быть рассмотрены в качестве шумозащитных панелей либо глобусов.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания для применения каких-либо иных кодов ОКПД2, кроме указанных в Приложении N 5 к Техническому заданию.
Согласно третьему доводу жалобы, Заявитель указывает, что объектом закупки являются услуги, соотносимые со следующими кодами ОКПД2:
81.29.19.000 Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки;
29.20.21.190 Контейнеры прочие, не включенные в другие в группировки;
16.29.14.191 Изделия хозяйственного назначения деревянные.
Комиссия установила, что извещение, опубликованное Заказчиком в Единой информационной системе, в разделе "Ограничения и запреты" аналогично предусматривает:
"Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ".
В доводах жалобы Заявитель указал, что такие позиции, как "16.29.14.191 Изделия хозяйственного назначения деревянные", "29.20.21.190 Контейнеры прочие, не включенные в другие в группировки" входят в Приложение N 1 к Приказу Министерства Финансов N 126н (далее - Прикакз), а в отношении позиции "81.29.19.000 Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки" нормы статьи 14 Закона о контрактной системе не применяются.
в соответствии с пунктом 3 Приказа установлено, что для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
Таким образом, объединение в один лот товаров, входящих в Приложение N 1 к Приказу и не входящих является нарушением части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что объектом закупки являются "Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки" (код ОКПД2 81.29.19.000), а также поставка товаров "Контейнеры прочие, не включенные в другие в группировки" (код ОКПД2 29.20.21.190), и "Изделия хозяйственного назначения деревянные" (код ОКПД2 16.29.14.191).
При учете наличия кодов ОКПД2 поставляемых товаров в Приказе N126н, по мнению Заказчика, как указано в представленных возражениях, не допущены нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно четвертому доводу жалобы, Заявитель указал, что Заказчиком в Приложении N 4 к техническому заданию установлены неправомерные, по его мнению, требования в по товару "Стеллаж".
В соответствии с пунктом 4.2. Приложения N 1 аукционной документации. Заказчиком установлено требование:
"Все поставляемые при оказании услуг товары, а также используемые, должны быть экологически безопасными, качественными, соответствовать требованиям ГОСТ для данных видов товаров и оборудования. Качество применяемых при выполнении работ товаров должно соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, ГОСТ."
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 55525-2017 "Стеллажи сборно-разборные. Общие технические условия":
"Стеллаж: Стационарная сборно-разборная многоярусная конструкция, предназначенная для хранения тарных и штучных грузов".
Согласно пунктом 4 ГОСТ Р 55525-2017 Стеллажи подразделяют на следующие виды:
- фронтальный;
- набивной (глубинный);
- консольный.
Виды стеллажей указаны на рисунках 1, 2, 3.
H - высота рамы стеллажа; L - ширина секции, L(n) - длина ряда стеллажа, B - ширина рамы стеллажа
Рисунок 1 - Общий вид фронтального стеллажа
H - высота рамы стеллажа, L - ширина канала, L(n) - ширина блока, B - ширина рамы стеллажа
Рисунок 2 - Общий вид набивного (глубинного) стеллажа
H - высота рамы стеллажа, L - ширина секции, L(n) - ширина блока стеллажа, B - длина консоли
В доводах жалобы Заявитель указал, что в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком, товар, которому будут соответствовать установленные характеристики относится к ГОСТ Р 56422-2015 "Шкафы металлические для хранения одежды. Технические условия".
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 56422-2015:
"Шкаф металлический для хранения одежды: Специальное устройство в виде закрывающегося стального короба, предназначенное для хранения одежды".
Представитель Заявителя пояснил, что об отнесении товара "Стеллаж" к данному ГОСТ Р 56422-2015 также свидетельствуют такие характеристики, установленные Заказчиком, как наличие штанги (п. 3.10 ГОСТ Р 56422-2015), максимально допустимая (эксплуатационная) нагрузка на ножу: Допустимый общий вес всех предметов, размещенных на полке (п. 3.7. ГОСТ Р 56422-2015), петля дверная: Элемент шкафа, с помощью которого дверь крепится к корпусу шкафа (3.6. ГОСТ Р 56422-2015), запирающий механизм двери: Механизм, блокирующий дверь шкафа от несанкционированного доступа в шкаф (3.5. ГОСТ Р 56422-2015).
Кроме того, как указано Заявителем в доводах жалобы, шкаф металлический не относится к ОКПД2, установленному заказчиком, а относится к ОКПД 2 "31.09.11.190 Мебель металлическая хозяйственно-бытового назначения прочая, не включенная в другие группировки".
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что в соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2016 г. N Д28и-1435 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ", при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия пришла к выводу, что выбранный товар "Стеллаж" не является по своей сути контейнером, так как относится к мебели, которой, в свою очередь, присвоен следующий код ОКПД2 - 31.0.
Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком в аукционной документации для товара "Стеллаж" неправомерно выбран код ОКПД2 29.20.21.190.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам "держатель" и "рукоятка". В соответствии с Приложением N 5 к Техническому заданию, данным товарам соответствует код ОКПД2 - 16.29.14.191.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства N145 от 08.02.2017 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б)единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом согласно пункту 6 Правил в случае указания дополнительных характеристик Заказчик обязан включить в документацию обоснование необходимости использования дополнительных характеристик.
Следовательно, по мнению Заявителя, Заказчику следовало использовать код КТРУ 16.29.14.191-00000008 "Изделия хозяйственного назначения деревянные".
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что потребности Заказчика отвечают не только деревянные держатели и рукоятки, но и, например, пластмассовые, в связи с чем использование указанного кода КТРУ не отвечает потребности Заказчика.
Согласно представленным возражениям Заказчика, требования к держателю установлены с целью поставки товара, подходящего к уже имеющимся в распоряжении Заказчика ручкам для швабры, при этом требования к рукояткам - с целью поставки товара, применимого совместно с уже имеющимися у Заказчика держателями тряпок.
Согласно доводам жалобы, товару Заказчиком в аукционной документации относительно заполнения конкретных значений показателей по товару "Бак для мусора тип 1" установлено следующее положение Инструкции:
"3.2.1. Требования к вариантам значений показателей устанавливаются с использованием союза "или", знака "/" между двух вариантов значений показателей, участнику необходимо указать один из вариантов, разделенных союзом "или", знаком "/", в соответствии с п. 2.4 раздела 2 настоящего порядка (инструкции) по заполнению. Применение символа "," инструкцией не предусмотрено, вместе с тем руководствуясь общепринятым значением символов "запятая"/ "," - участнику необходимо указать все значения, перечисленные через данный символ".
Исходя из этого участнику, по мнению Заявителя, необходимо выбрать одно из значений по характеристике "материал изготовления крышки: должен быть полиэтилен высокого давления или полиэтилен низкого давления" и указать значение для характеристики "бак: должен соответствовать ГОСТ 16338-85, ГОСТ 16337-77".
При этом, как указывает Заявитель, бак для мусора является единой конструкцией и не может быть выполнен одновременно по ГОСТ 16338-85 и ГОСТ 16337-77.
Комиссией установлено, что в Приложении N 4 к техническому заданию к товару "Бак для мусора тип 1" установлены, в том числе, следующие требования:
"Бак: должен соответствовать ГОСТ 16338-85, ГОСТ 16337-77";
"Материал изготовления крышки: должен быть полиэтилен высокого давления или полиэтилен низкого давления".
В соответствии с пунктом 3.2.1 раздела 3 Инструкции по заполнению первых частей заявок, требования к вариантам значений показателей устанавливаются с использованием союза "или", знака "/" между двух вариантов значений показателей, участнику необходимо указать один из вариантов, разделенных союзом "или", знаком "/", в соответствии с пунктом 2.4 раздела 2 Инструкции по заполнению.
В соответствии с пунктом 4.4 раздела 4 Инструкции по заполнению первых частей заявок, при наличии требований о соответствии товара взаимоисключающим государственным стандартам, товар должен соответствовать тому стандарту, который распространяется на товар в соответствии со значениями показателей которого такой товар выбран участником для предоставления. В этом случае участник должен указать о соответствии товара конкретной нормативно-технической документации, которая распространяется именно на такой товар.
Как пояснил представитель Уполномоченного органа, участникам следует руководствоваться пункта 3.2.1 раздела 3 Инструкции по заполнению первых частей заявок и представить сведения о предлагаемом к поставке баке для мусора с крышкой, изготовленной из одного из указанных материалов изготовления. При учете выбранного значения участникам следует руководствоваться пунктом 4.4 раздела 4 Инструкции по заполнению первых частей заявок и предоставить сведения о соответствующем выбранному материалу изготовления государственному стандарту: "ГОСТ 16338-85 Полиэтилен низкого давления. Технические условия" или "ГОСТ 16337-77 Полиэтилен высокого давления. Технические условия".
При этом, пункт 7.5 раздела 7 Инструкции по заполнению первых частей заявок не может быть применен в указанном случае ввиду определения указания в первой части заявки соответствующего государственного стандарта в пункте 4.4 раздела 4 Инструкции по заполнению первых частей заявок, что, по мнению Заказчика, делает невозможным вывод о взаимоисключающих положениях инструкции по заполнению первых частей заявок.
Представитель Уполномоченного органа указал, что Заказчиком в Приложении N 6 к Техническому заданию однозначно определен порядок предоставления сведений по показателям, установленным к товару "Бак для мусора тип 1", нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе отсутствуют.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что согласно пункту 5.1. Общей части аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных Документацией об электронном аукционе, её общей и Специальной частями и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, поставляемого заказчику при оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Специальной части документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с Письмом ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/20616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Комиссией установлено, что Заказчиком в Приложении N 4 к техническому заданию в нарушение положений Письма ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/20616/20, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены требования, в том числе, к таким товарам как: ведро, рукоятка, держатель, рамка, которые являются расходными материалами при оказании услуг по уборке помещений, территорий и обслуживанию гардеробов.
Доказательств того, что указанные товары соответствуют критериям Письма ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/20616/20, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бояршинов А.Е. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 6 апреля 2021 г. N 047/06/64-635/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2021