Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Комитета по печати Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - НП "Нефтяной Клуб СПб":
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2020 (далее - Приказ) и в соответствии с п.п. б) п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в целях контроля над соблюдением требований Закона о контрактной системе, проведя внеплановую камеральную проверку действий Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на Выполнение проектных работ по объекту: "Сельский дом культуры со зрительным залом на 150 мест, спортивным залом и библиотекой в с. Рождествено Гатчинского района".
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 01.02.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 500 000,00 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Представитель Заявителя приводит довод о том, что, по его мнению, установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме ограничивает потенциальный круг участников открытого конкурса в электронной форме и не позволяет выявить участника закупки, предлагающего лучшие условия исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что критерии оценки заявок установлены с учетом требований Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
Согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 27 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Инспекция установила, что для оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлен показатель - "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Инспекция установила, что Заказчиком в информационной карте конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки":
"Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Для оценки заявок по данному критерию установлен показатель: "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", (НЦБ1).
Значимость показателя - 100 %.
Единица измерения - в штуках.
Под сопоставимым характером и объемом понимается наличие у участника конкурса опыта оказания услуг (выполнения работ) по размещению рекламы на бортах и/или в салонах общественного транспорта, подтвержденного заключенными и реализованными (исполненными) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) государственными и (или) муниципальными контрактами (договорами) за период с даты с заключения контракта с 01.01.2019 г. по дату окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 3 000 000,00 рублей.
Для подтверждения квалификации необходимо указание номеров реестровых записей контрактов из реестра контрактов, заключенных заказчиками, размещенного на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), при этом учитываться будут только те контракты, которые находятся в статусе "Исполнение завершено" или "Исполнение прекращено" (по согласованию сторон).
Информация по данному показателю подтверждается предоставлением сведений, приведенных в таблице N1.
Таблица N 1
Сведения о выполнении участником конкурса контрактов (договоров)
Nп/п |
Регистрационный номер контракта в Единой информационной системе в сфере закупок |
Предмет, номер и дата контрактов, (договоров), заключенных и исполненных за период с 1 января 2019 года по дату окончания подачи заявок |
Цена исполнения контракта (договора), размещённого в ЕИС (согласно информации указанной в разделе "Сведения об исполнении (расторжении) контракта"), руб. |
Сведения об услугах в рамках контракта (пункт, указывающий на сопоставимость по характеру объекта закупки) |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
В случае отсутствия подтвержденного опыта в заявке участника, начисляется 0 баллов.
При оценке не будут учитываться:
- контракты (договоры) с выявленными нарушениями их исполнения (штрафы, пени), а также являющимися несопоставимыми по характеру и объему;
- контракты (договоры), по которым не указаны номера реестровых записей в ЕИС;
- контракты (договоры), по которым выявлены несоответствия сведений, содержащихся в таблице N1 сведениям, размещенным в реестре контрактов на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Для показателя устанавливается шкала величин значимости показателя:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Для показателя данного критерия устанавливается шкала величин значимости показателя |
Количество баллов |
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг (выполнения работ) по размещению рекламы на бортах и/или в салоне общественного транспорта, подтвержденного заключенными и реализованными (исполненными) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) государственными и (или) муниципальными контрактами (договорами) |
Наличие у участника конкурса 5 и более государственных и (или) муниципальных контрактов (договоров) |
100 |
Наличие у участника конкурса 4 государственных и (или) муниципальных контрактов (договоров) |
80 |
||
Наличие у участника конкурса 3 государственных и (или) муниципальных контрактов (договоров) |
60 |
||
Наличие у участника конкурса 2 государственных и (или) муниципальных контрактов (договоров) |
40 |
||
Наличие у участника конкурса 1 государственного и (или) муниципального контракта (договоров) |
20 |
||
Отсутствие государственных и муниципальных контрактов (договоров) |
0 |
Во исполнение предписания Ленинградского УФАС России по делу N 047/06/99-381/2021 от 10.03.2021 размер исполненных контрактов, принимаемых в качестве сопоставимого опыта работы для оценки показателя: "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", был снижен Заказчиком с 7 000 000,00 руб. до 3 000 000,00 руб.
Также представитель Заказчика пояснил, что в документацию дополнительно внесены изменения, в соответствии с которыми в качестве опыта также могут быть учтены контракты (договоры), заключенные в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом Заказчик руководствуется Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, исходя из собственных нужд, и не имеет возможности установить такие критерии, которые удовлетворяли бы интересам всех возможных участников закупки.
Согласно Правилам для услуг минимальная значимость стоимостных критериев оценки заявок составляет 60%; максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40 %. Таким образом, Заказчик установил критерии в соответствии с требованиями законодательства в сфере закупок.
В соответствии с пп. б п. 27 раздела 3 Правил, показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Пунктом 3 письма ФАС России от 19.10.2015 N АЦ/57532/15 разъяснено, что в случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе, указывает единицу измерения объема.
Кроме того, представитель Заказчика указал, что по результатам проведенного выборочного анализа установлено, что с 01.01.2019 на территории Российской Федерации был успешно исполнен ряд контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 3 000 000,00 рублей (Калининградская область, Челябинская область, Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург).
Некоторые из них приведены в таблице:
N п/ п |
икз (по 44-ФЗ) / номер реестровой записи (по 223- ФЭ) |
Предмет контракта (договора) /объект закупки |
нмцк |
Цена контракта (договора) |
Наименование победителя |
Место оказания услуг |
1. |
192502406865 650240100104 370016399244 (44-ФЗ) |
Оказание услуг по проведению мероприятий (информационной кампании) по профилактике ВИЧ- инфекции и гепатитов В и С в Московской области в 2019 году Объект закупки: услуги по адаптации макетов под определенные виды транспортных средств, производству (печати) рекламно-информационных материалов для последующего размещения на бортах городского и/или междугороднего общественного транспорта, курсирующего по территории Московской области) |
4 881 000,00 |
4 570 000,00 |
ООО "ВиЭнДжи" |
Московс кая область |
2. |
2025024068656 5024010011068 0016399244 (44-ФЗ) |
Оказание услуг по проведению мероприятий (информационной кампании) по профилактике ВИЧ- инфекции и гепатитов В и С в Московской области в 2020 году Объект закуп кн.- размещение рекламно- информационных материалов на бортах городского и/или междугороднего общественного транспорта, курсирующего по территории Московской области, включая адаптацию макетов рекламно- информационных материалов |
4 205 316,63 |
3 950 000, 00 |
ООО "ВиЭнДжи" |
Московс кая область |
3. |
2027830002423 7842010010020 0020000244 (44-ФЗ) |
Оказание услуг по изготовлению и размещению на различных поверхностях наземного городского общественного транспорта Санкт- Петербурга информационно-графических материалов и видеороликов для обеспечения подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации |
4 172 000,00 |
4 172 000,00 |
ООО "Пассажир ТВ" |
Санкт- Петсрбу РГ |
4. |
1923906040488 3906010010041 0030000000 (44-ФЗ) |
Оказание услуг по обеспечению изготовления и размещения на стационарных рекламных конструкциях и общественном пассажирском автотранспорте наглядной социальной рекламы в рамках мероприятия "Проведение информационно-коммуникационной кампании, направленной на профилактику заболеваний" регионального проекта "Укрепление общественного здоровья" |
3 274 002,25 |
3 257 632,24 |
ИП Костикова Светлана Александров на |
Калинин градская область |
5. |
1925047134922 5047010010069 0016399244 (44-ФЗ) |
Оказание услуг по проведению мероприятий в целях информирования населения Московской области о реализации проектов "Я родился в Подмосковье" и "Активное долголетие" посредством размещения социальной рекламы на бортах и в салонах наземного общественного транспорта Московской области |
3 503 000,00 |
3 327 850,00 |
ООО "ТМГ" |
Московс кая область |
6. |
1925047134922 5047010010064 0026399244 (44-ФЗ) |
Оказание услуг по проведению мероприятий в целях информирования населения Московской области об основных событиях социально- экономического развития и общественно-политической жизни посредством размещения социальной рекламы на объектах информации |
26 684 110,00 |
25 349 905,0 0 |
ООО "ТМГ" |
Московс кая область |
7. |
1927453042717 |
Выполнение комплекса работ. |
5 267 083,10 |
3 976 647,52 |
ООО |
Челябинск |
При этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 500 000 рублей, в качестве подтверждения наличия сопоставимого опыта выполнения работ принимаются контракты (договоры), сумма которых составляет 31.5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что является одним из самых низких процентов отношения размера подтверждающего опыт контракта к НМЦК в общероссийской практике.
При этом к участию в конкурсе могут быть допущены участники без сопоставимого опыта работ, которые также принимают участие в конкурентном определении поставщика путем сопоставления заявок по ценовому критерию.
Таким образом, показатель "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки" оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлен Заказчиком правомерно.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, Приказом, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 апреля 2021 г. N 047/06/99-644/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2021