Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - МКУ "Единое управление муниципальными заказами":
в отсутствие представителей Заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательноя учреждения "Рощинский центр образования", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "ЭВРИКА", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3424 от 02.04.2021) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации уборки помещений и территорий МБОУ "Рощинский ЦО".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком 19.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 788 109,20 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает действия аукционной комиссии по признанию заявки Заявителя на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает решение аукционной комиссии по признанию заявки Заявителя на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации.
Конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, содержатся в Приложении N 4 к техническому заданию аукционной документации (далее - Приложение). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе также содержится в Приложении (далее - Инструкция).
Комиссия установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.03.2021 N0845300015021000090-1 заявка Заявителя на участие в электронном аукционе с идентификационным номером "6" была признана не соответствующей требованиям аукционной документации по следующим основаниям:
"п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ; п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: В соответствии с инструкцией по заполнению заявки, при предоставлении сведений под конкретными показателями следует понимать значения показателей (характеристик) товаров, поставляемых при оказании услуг, установленных в Приложении N4 к Техническому заданию закупки и Перечне товаров поставляемых при оказании услуг, установленных в Приложении N3 к Техническому заданию".
По мнению Заявителя, заявка на участие в электронном аукционе заполнена им в соответствии с требованиями аукционной документации.
Комиссия установила, что в приложении N3 к техническому заданию аукционной документации содержится перечень товара (далее - Перечень), поставляемого при оказании услуг:
Наименование Товара |
Количество, шт. |
Диспенсер для бумажных полотенец |
4 |
Дозатор для антисептика Тип 1 |
4 |
Дозатор для антисептика Тип 2 |
4 |
Диспенсер для жидкого мыла тип 1 |
4 |
Диспенсер для жидкого мыла тип 2 |
4 |
Диспенсер туалетной бумаги |
4 |
Таким образом, в Перечне содержатся требования к количеству поставляемого товара.
В Инструкции Заказчиком установлено следующее:
"При предоставлении сведений под конкретными показателями следует понимать значения показателей (характеристик) товаров, поставляемых при оказании услуг, установленных в Приложении N4 к Техническому заданию закупки и Перечне товаров поставляемых при оказании услуг, установленных в Приложении N3 к Техническому заданию. Положения настоящей инструкции относятся ко всем требованиям к значениям показателей (характеристик) товаров, поставляемых при оказании услуг, установленных в Приложении N4 к Техническому заданию закупки и Перечне товаров поставляемых при оказании услуг, установленных в Приложении N3 к Техническому заданию".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, требования к количеству товара не являются функциональными, техническими, качественными или эксплуатационными характеристиками, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не предусматривает возможности установления количества как требования, соответствие которому необходимо определять с помощью показателей закупаемого товара.
Согласно пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из изложенного следует, что в Перечне не содержатся какие-либо требования к значениям показателей товара, позволяющие определить соответствие поставляемых товаров необходимым Заказчику характеристикам, в связи с чем приведенное положение Инструкции не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Также Инструкция содержит следующее положение:
"При заполнении первой части заявки участник закупки должен предоставить конкретные значения показателей для всех товаров, поставляемых при оказании услуг, указанных в перечне товаров поставляемых при оказании услуг".
В соответствии с перечнем Заказчиком предусмотрены следующие наименования поставляемых товаров: Диспенсер для бумажных полотенец, Дозатор для антисептика Тип 1, Дозатор для антисептика Тип 2, Диспенсер для жидкого мыла тип 1, Диспенсер для жидкого мыла тип 2, Диспенсер туалетной бумаги. Представитель Уполномоченного органа пояснил, что таким образом Заказчику необходимы 6 типов поставляемого товара.
Комиссия установила, что в Приложении установлены требования к конкретным значениям показателей 4 товаров: Диспенсер для бумажных полотенец, Дозатор для антисептика, Диспенсер для жидкого мыла, Диспенсер туалетной бумаги. Указания на различные типы поставляемого товара, различия требований к конкретным показателям товаров разных типов в Приложении отсутствуют.
При этом в соответствии с пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Таким образом, поскольку в аукционной документации содержатся требования к конкретным показателям только 4 видов товара, поставляемого при оказании закупаемых услуг, Заказчик не вправе требовать указания конкретных значений показателей большего количества товаров.
Следовательно, приведенное положение также Инструкции не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.03.2021 N0845300015021000090-1 не содержит указания на несоответствие представленных Заявителем в заявке на участие в электронном аукционе конкретных показателей товаров требованиям Приложения, представитель Уполномоченного органа также пояснил, что отклонение заявки Заявителя основано на непредставлении конкретных показателей товаров в соответствии с типами товаров, указанных в Перечне.
Кроме того, установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 7 заявок, 5 из которых признаны не соответствующими требованиям аукционной документации по аналогичным основаниям, что подтверждает выявленные противоречия положений Инструкции и аукционной документации.
Комиссия приходит к выводу, что, поскольку Заявителем в заявке на участие в электронном аукционе представлены конкретные значения показателей товаров в соответствии с требованиями аукционной документации, а именно в соответствии с Приложением, содержащим требования к конкретным показателям 4 типов товара, аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку Заявителя на участие в электронном аукционе.
Поскольку аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией, при этом положения Инструкции не отвечают требованиям, фактически предъявляемым Заказчиком к значениям показателей поставляемого товара, Комиссия находит целесообразным выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭВРИКА" обоснованной;
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание, поскольку ранее по данной закупке Заказчику выдано предписание об устранении аналогичных нарушений;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 9 апреля 2021 г. N 047/06/67-607/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2021