Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей:
от Заказчика - Администрации Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Контракт", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3568 от 05.04.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дороги в 3 квартале д. Мурилово Ремонт проезда к д.27 д. Перекюля Ремонт дороги от пожарного водоема к подстанции д. Карвала Ремонт проезда и центральной улицы д.Малое Карлино Расширение дороги у пож. депо д. Малое Карлино Дорога к ваг центру д.Перекюля Ремонт дороги ИЖС за 21 домом д. Малое Карлино Установка дорожных знаков.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 330 973,73 рубля.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлены дата и время окончания предоставления разъяснений положений документации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
Дата и время окончания предоставления разъяснений положений документации 02.04.2021 17:00;
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 06.04.2021 08:00.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следовательно, Заказчик обязан дать разъяснение на запрос о даче разъяснений положений документации, направленный до 03.04.2021 08:00, в течение двух дней с даты поступления такого запроса - до 05.04.2021 08:00.
Таким образом, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки указаны дата и время окончания предоставления разъяснений положений документации в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с данными оператора электронной торговой площадки и данными ЕИС, не поступило ни одного запроса на разъяснении положений документации об аукционе, в том числе и после 02.04.2021.
Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлекло ограничения конкуренции, ограничения круга участников электронного аукциона, иных последствий, влияющих на осуществление закупки.
2. По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссия установила, что извещение о проведении электронного аукциона содержит следующие требования, предъявляемые Заказчиком к участникам электронного аукциона:
"1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
дополнительная информация к требованию отсутствует
2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ
дополнительная информация к требованию отсутствует".
При этом в соответствии с информационной картой аукционной документации Заказчик установил дополн6ительные требования к участникам электронного аукциона: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком в извещении об электронном аукционе не установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и перечень документов, которые необходимо представить для подтверждения соответствия участника таким требованиям.
Выявленное нарушение не повлекло ограничения конкуренции, ограничения круга участников электронного аукциона, иных последствий, влияющих на осуществление закупки.
3. Заявитель приводит довод о том, что для предоставления участником конкретных значений показателей товара ему необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
Комиссия установила, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. При составлении описания объекта закупки должны быть использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, поставляемых при выполнении работ и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия товаров, поставляемых при выполнении работ, потребностям Заказчика.
Представитель Заказчика пояснил, что требования к конкретным значениям показателей товаров, указанные Заявителем в жалобе, установлены строго в соответствии с техническими разделами соответствующих государственных стандартов Российской Федерации и обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей Заказчика в поставке товаров при выполнении работ в соответствии с описанием объекта закупки, а также в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 64 и ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия также установила, что документация об электронном аукционе не устанавливает требований о проведении участниками закупки каких-либо испытаний.
Испытания согласно государственным стандартам проводятся только на конкретные партии товаров. Указанные испытания подтверждают соответствие или несоответствие установленным производителем техническим условиям на производство типов (видов) продукции.
В свою очередь, из документации следует, что участникам закупки требуется указать именно сведения о технических характеристиках товара, а не результаты проведенных испытаний. При этом Комиссия установила, что все требования к товарам, заданные Заказчиком в Приложении, являются стандартными, установлены в соответствии с требованиями документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации в соответствие положениям п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Требования к показателям товаров, поставляемых при выполнении работ, указанные Заявителем в жалобе, установлены Заказчиком без учета показателей, которые могут быть получены участниками закупки опытным путем в ходе проведения испытаний уже изготовленного товара.
Представитель Заказчика пояснил, что требования к конкретным значениям показателей товара установлены отвечают следующим характеристикам:
- нормативно обязательные как для заказчика, так и для будущего исполнителя контракта требования;
- не сужают для участников возможность указания любых значений характеристик товара в пределах, соответствующих требованиям;
- не требуют наличия у участника какого-либо товара до начала выполнения работ, поскольку в отношении значений качественных характеристик предлагаемого товара сам участник подтверждает их соответствие нормативным требованиям и не ограничен в выборе в дальнейшем любого поставщика, поставляющего товар, соответствующий указанным участником характеристикам;
- не используют для описания характеристик значения, не установленные императивными требованиями отраслевых нормативов;
- включают только такие показатели, которые прямо влияют на прочность, безопасность и долговечность результата работ;
- не включают в себя показателей, значение которых не может быть установлено.
Комиссия приходит к выводу, что показатели, требования к которым установлены в Приложении, отражаются не для конкретной изготовленной единицы товара, а являются техническими условиями для производства типа (вида) товара и определяются любым производителем до его непосредственного изготовления, следовательно, довод Заявителя не обоснован.
4. Заявитель приводит следующий довод: описание объекта закупки не соответствует принципу объективности и создает препятствия для участников закупки в процессе формирования заявок на участие в электронном аукционе или приема товара, например:
"Приложение 3 к техническому заданию
Требования к значениям показателей поставляемых товаров
конструкция дорожного знака тип 1
Прочность сцепления пленки дорожного знака: клеевой слой пленки должен обеспечивать необходимую прочность сцепления (адгезию пленки к основанию знака)
Гибкость пленки дорожного знака: должна обладать достаточной гибкостью".
По мнению Заявителя, Заказчик не обосновывает, каким образом может быть произведена оценка заявки на участие в электронном аукционе по указанному показателю "Гибкость пленки дорожного покрытия".
Представитель Заказчика пояснил, что ст. 67 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для отклонения первых частей заявок - это непредставление сведений, предоставление недостоверных сведений или несоответствие представленных сведений требованиям документации об аукционе.
Согласно инструкции по подготовке первых частей заявок, указанные требования Заказчика как не содержащие каких-либо числовых значений, знаков, слов или символов, указывающих на минимальность или максимальность значений, а также выбора значения, являются неизменяемыми показателями.
В отношении неизменяемых показателей инструкцией по подготовке заявок установлено правило, что такие показатели указываются участником без каких-либо изменений (за исключением права участника изменять окончания слов в соответствии с правилами правописания или заменять слова типа "должен" словами "будет" и т.д. Следовательно, от участника в составе первой части заявки требуется указать данный показатель в неизменном виде, что исключает какие-либо ошибки или неточности, связанные с недопониманием или заблуждением участника закупки.
При этом Стандартом "ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" установлены следующие требования:
6.5 Пленка должна обладать достаточной гибкостью,
6.7. Клеевой слой пленки должен обеспечивать необходимую прочность сцепления (адгезию пленки к основанию знака)
Таким образом требования заказчика полностью повторяют нормативные требования стандарта и выражены в неизменяемых показателях, что объективно исключает какие-либо затруднения участника закупки при подготовке заявки на участие в электронном аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что указанное требование к значению спорного показателя установлено Заказчиком согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в связи с чем довод Заявителя признан необоснованным.
5. По мнению Заявителя Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе неверно указал в проекте контракта срок возврата обеспечения исполнения контракта в случае предоставления обеспечения в денежном выражении.
Пунктом 11.5 проекта контракта установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона возвращаются Подрядчику, после исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств в полном объеме, при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту, в течение 30 дней. Денежные средства возвращаются на банковский счет, с которого эти средства поступили в качестве обеспечения исполнения Контракта. Датой возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, считается дата списания денежных средств со счета Заказчика.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям ч. 6 ст. 65, ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
Согласно ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия установила, что в соответствии с извещением об электронном аукционе, информационной картой аукционной документации Заказчиком установлено ограничение о закупке у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом. Заказчиком в нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе установлен срок возврата обеспечения исполнения контракта равный 30 дням.
По мнению представителя Заказчика, Заказчиком установлен срок возврата обеспечения контракта 30 календарных дней, в то время как согласно требованиям ст. 96 Закона о контрактной системе установлен срок возврата такого обеспечения, не превышающий 15 дней. Отсутствие каких-либо препятствий для подачи заявки на участие в закупке в связи с установлением такого срока и возможность устранить указанное нарушение на этапе заключения контракта означают отсутствие объективных препятствий для заявителя в отношении подачи заявки на участие в закупке и какого-либо влияния на ход и результаты закупки.
Таким образом, выявленное нарушение не повлияло на осуществление закупки и может быть устранено при заключении контракта.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной в части доводов 1, 2, 5.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 65, части 6 статьи 31, части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдавать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 апреля 2021 г. N 047/06/64-672/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021