Резолютивная часть решения объявлена 12.04.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15.04.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Тыва:
- "_", действующая на основании доверенности от 27.01.2021 года N 28;
- "_", действующая на основании доверенности от 12.01.2021 года N 20;
в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее ООО "Монолит");
рассмотрев жалобу (вх. N 1670 от 06.04.2021 года) ООО "Монолит" (109202, г. Москва, шоссе Фрезер, дом 5/1 э подвал, пом. 1, к. 1, оф. 15) на положения документации электронного аукциона N 0312100003721000008 "Строительство объекта "Многоквартирный жилой дом МВД по Республике Тыва", по ул. О.Лопсанчапа в г. Кызыле", расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, 41 "А", 41 "Б", начальная (максимальная) цена контракта: 386 481 430 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ООО "Монолит", положения документации электронного аукциона N 0312100003721000008 не соответствует следующим требованиям законодательства о контрактной системе:
1. Заказчиком в нарушение статьи 45 Закона о контрактной системе в проекте контракта установлено требование о предоставлении подрядчиком оригинала банковской гарантии;
2. Заказчиком в проекте контракта ненадлежащим образом установлена ответственность сторон в соответствии с недействующей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042;
3. Заказчиком в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в проекте контракта не указано конкретное значение объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
4. Заказчиком в аукционной документации не установлены дата проведения аукциона, дата начала предоставления разъяснений положений документации электронного аукциона, а также дата и время окончания срока предоставления разъяснений положений документации электронного аукциона.
Представитель государственного заказчика согласилась с доводами N 1,2,4 жалобы пояснив, что указанные нарушения будут устранены при повторном размещении заказа, в документации электронного аукциона в отличии от проекта контракта содержится информация о конкретном значении объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, дата проведения аукциона, дата начала предоставления разъяснений положений документации электронного аукциона, а также дата и время окончания срока предоставления разъяснений положений документации электронного аукциона не отражены в документации электронного аукциона в связи с большим объемом размещаемой в ЕИС информации по обжалуемой закупке.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312100003721000008 "Строительство объекта "Многоквартирный жилой дом МВД по Республике Тыва", по ул. О.Лопсанчапа в г. Кызыле", расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, 41 "А", 41 "Б", начальная (максимальная) цена контракта: 386 481 430 рублей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - Министерством внутренних дел по Республике Тыва на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.03.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312100003721000008 "Строительство объекта "Многоквартирный жилой дом МВД по Республике Тыва", по ул. О.Лопсанчапа в г. Кызыле", расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, 41 "А", 41 "Б".
Документация электронного аукциона N 0312100003721000008 "Строительство объекта "Многоквартирный жилой дом МВД по Республике Тыва", по ул. О.Лопсанчапа в г. Кызыле", расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, 41 "А", 41 "Б", утверждена Министерством внутренних дел по Республике Тыва.
В соответствии с протоколом от 06.04.2021 года до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не поступило ни одной заявки, в связи с чем на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион N 0312100003721000008 признан несостоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается в том числе информация о размере обеспечения заявок на участие в таком аукционе. Указанная информация в силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должна содержаться в документации электронного аукциона.
В силу части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.
Требования к содержанию банковской гарантии, к порядку ее предоставления и рассмотрения определены в частях 3-7 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 года N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а так же утверждены Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий" (далее Постановление Правительства РФ N 1005).
Кроме того, указанным Постановлением Правительства РФ N 1005 утвержден Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. Названным перечнем не предусмотрено предоставление бенефициаром оригинала банковской гарантии, выполненного на бумажном носителе, при предъявлении им требования о платеже.
По смыслу статей 45 и 96 Закона о контрактной систем, а равно Постановления Правительства РФ N 1005 упомянутый оригинал не является тем обязательным документом, отсутствие которого позволяет банку не производить выплату.
Таким образом, требование аукционной документации (пункт 15.5.2 проекта контракта документации электронный аукцион N 0312100003721000008) о необходимости предоставления оригинала банковской гарантии Заказчику противоречит существу правового регулирования обеспечения исполнения государственных контрактов, заключаемых на электронных аукционах, основанного на признании электронного документооборота необходимым и достаточным для целей реализации закупочной деятельности и является нарушением части 1 статьи 45, статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Требования к содержанию контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.
В частности, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе - штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее Правила определения размера штрафа).
В соответствии с пунктами 11, 12 Правил определения размера штрафа - общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта; общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
При этом, проектом контракта документации электронного аукциона N 0312100003721000008 предусмотрено следующее:
"11.6. Общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Генподрядчиком обязательств, предусмотренных договором, не может превышать цену Контракта.
11.7. Общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта".
Таким образом, государственным заказчиком - Министерством внутренних дел по Республике Тыва в нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100003721000008 установлены требования к общей сумме населений штрафа в соответствии с недействующей редакцией Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042.
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Пунктом 7.2.11 проекта государственного контракта аукционной документации N 0312100003721000008 установлено следующее: "Генеральный подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта".
Таким образом, проект контракта аукционной документации N 0312100003721000008 не содержит конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта.
В свою очередь пунктом 2.37 Информационной карты аукциона в электронной форме N 0312100003721000008 установлено конкретное требование к привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15 %.
Таким образом государственный заказчик - Министерство внутренних дел по Республике Тыва, установив в Информационной карте и проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100003721000008 противоречивую информацию об объеме привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций нарушил требования части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
4. Пунктами 3, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, порядок, дату начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что документация аукциона в электронной форме N 0312100003721000008 не содержит указанную выше информацию, что является нарушением пунктов 3, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По результатам внеплановой документарной проверки установлены следующие нарушения:
Как было указано выше, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 5 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Типовые условия контракта, предусматривающие привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 года N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление Правительства N1466).
Согласно пункту 6 Постановления Правительства N1466 контракт должен содержать условие о необходимости нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 2 - 4 Постановление Правительства N 1466, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.
При этом, на заседании Комиссии Тывинского УФАС Росси установлено, что проектом государственного контракта документации электронного аукциона N 0312100003721000008 не предусмотрены вышеуказанные Типовые условия, что является нарушением требований части 6 и 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).
Пунктом 2.25 Информационной карты документации электронного аукциона N 0312100003721000008 установлено казначейское сопровождение, казначейское обеспечение.
При этом, пунктом 2.23 Информационной карты документации электронного аукциона N 0312100003721000008 обеспечение исполнения контракта установлено в размере 15% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Таким образом, государственный заказчик - Министерство внутренних дел по Республике Тыва, установив в документации электронного аукциона N 0312100003721000008 требование к 15 % размеру обеспечения исполнения контракта при наличии казначейского сопровождения нарушил требования части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России установлено, что проект контракта документации аукциона в электронной форме N 0312100003721000008 не содержит указанное выше требование, что является нарушением пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные выше нарушения законодательства о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Монолит" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Тыва нарушения:
2.1. части 1 статьи 45, статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100003721000008 требования о необходимости предоставления оригинала банковской гарантии;
2.2. части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100003721000008 требования к общей сумме начислений штрафа в соответствии с недействующей редакцией Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042;
2.3. части 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в информационной карте и проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100003721000008 противоречивой информации об объеме привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
2.4. пунктов 3, 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в документации электронного аукциона N 0312100003721000008 информации о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе; даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации аукциона.
3. По результатам внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Министерства внутренних дел по Республике Тыва нарушения:
3.1. части 6 и 7 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100003721000008 обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с типовыми условиями контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 года N 1466;
3.2. части 6.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312100003721000008 требования к размеру обеспечения исполнения контракта;
3.3. пункта 2 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установлении в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100003721000008 обязательного требования об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
4. В связи с признанием электронного аукциона N 0312100003721000008 несостоявшимся, предписание государственному заказчику - Министерству внутренних дел по Республике Тыва.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 15 апреля 2021 г. N 017/06/105-100/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2021