Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России,
Члены Комиссии: А.А. Матафонова, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России; А.Э. Дунакаев, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени заседания,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДАНСтрой" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Чукотского автономного округа" (далее - Заказчик), при проведении аукциона в электронной форме "Осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта: "Детский сад в г. Анадырь", извещение N 0388200000621000009 (далее - Аукцион), руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента (утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 05.04.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России, в письменной форме, в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем была принята к рассмотрению, по существу.
Согласно письма ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе исключительно в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
В обозначенное время ни представитель заявителя, ни представитель заказчика не подключился к рассмотрению жалобы в дистанционном режиме.
В адреса Заявителя, Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения (в том числе о дистанционном участии).
Заказчику, было предложено представить в адрес Чукотского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы Заказчик не согласился.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, изучив представленные материалы, установила следующее.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) следует, что 16.03.2021 года в ЕИС Заказчиком были размещены извещение N 0388200000621000009 и документация об аукционе в электронной форме "Осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта: "Детский сад в г. Анадырь", с начальной (максимальной) ценой контракта 4 335 380,82 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 24.03.2021 10:00 (МСК+9).
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 24.03.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 25.03.2021.
Заявитель полагает, что Заказчиком в документации неправомерно установлено требование: Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен соответствовать размеру обязательств на выполнение работ по строительству объекта (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 24.03.2021 N0388200000621000009-1 в адрес Заказчика поступило 3 (три) заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26.03.2021 N0388200000621000009-3, 2 (две) заявки не принимали участие, 1 (одна) заявка - заявка Заявителя (с идентификационным номером N 62) отклонена по основаниям, указанным в протоколе. На основании ч.13 ст. 69 Закона о контрактной системе, аукцион признан несостоявшимся.
N п/ п |
Идентификационный номер заявки |
Принятое решение |
Обоснование решения о несоответствии |
1 |
62 |
Признать участника аукциона в электронной форме и поданную им заявку, не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и документации об аукционе в электронной форме |
Несоответствие участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ и установленным в п. 29 раздела 1.2 части I документации об аукционе. |
В соответствии с частью 3 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 или 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с пп.1 п. 29 информационной карты аукционной документации к участникам закупки установлены следующие обязательные требования:
1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки:
-индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны являться членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства*.
Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и ст. 55.16 ГрК РФ;
- если совокупный размер обязательств участника закупки по указанным договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.13 ст. 55.16 ГрК РФ.
*За исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 и 2.2. ст. 52 ГрК РФ.
Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен соответствовать размеру обязательств на выполнение работ по строительству объекта (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Пунктом 33.1 информационной карты аукционной документации, Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям,
33.1 |
Перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом электронного аукциона |
В составе документов второй части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки представляет: документы (или их копии), подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона и законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки: - выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86, или копию такой выписки, не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, с указанием уровня ответственности по обязательствам. |
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.03.2021 N0388200000621000009-3 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Аукционной документации, поскольку Заявителем в составе второй части заявки представлена ненадлежащая выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО).
В письменных возражениях Заказчик пояснил, что участником закупки ООО "ДАНСтрой" в составе второй части заявки была представлена Выписка из реестра членов саморегулируемой организации N 672 от 15.03.2021 г. из которой следует, участник закупки имеет первый уровень ответственности (предельный размер обязательств по договорам, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не превышает шестьдесят миллионов рублей).
Вместе с тем, исходя из совокупных норм материального права, уровень ответственности членов СРО должен соответствовать объекту, на который осуществляется строительный контроль, при этом согласно сведениям ЕИС, объектом закупки является осуществление строительного контроля при выполнении работ по строительству объекта "Детский сад в г. Анадырь". Данные работы неразрывно связаны со строящимся объектом. Стоимость объекта строительства "Детский сад в г. Анадырь" составляет 333 509 494,94 рублей, в связи с чем предъявляется требование к второму уровню ответственности члена СРО участников Конкурса.
При этом частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что для заключения договора на сумму свыше шестьдесят миллионов рублей участник закупки должен повысить уровень ответственности до второго уровня в рамках фонда возмещения вреда.
Вместе с тем, согласно выписке из СРО Заявитель имеет первый уровень ответственности.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Единой комиссии Заказчика, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Аукционной документации и Закона о контрактной системе, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
По доводу об исключениях, установленных заказчикам в п 29 информационной карты документации об Аукционе, Комиссия установила.
Так, заказчиком в пункте 29 аукционной документации при установлении требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства одновременно установлено исключение: "Перечисленные требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ".
Необходимо отметить, что заказчик неправомерно установил, в аукционной документации исключения ("Перечисленные требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ"), несоответствующего градостроительному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Таким образом, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Необходимость членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при осуществлении строительного контроля, подтверждается позицией Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (письмо от 04.09.2018 N 37059-ТБ/02), Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации Союза строительных компаний Урала и Сибири (письмо от 20.09.2019 N 01/302/1260), а также судебной практикой (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 N 14АП-9225/18).
При этом, согласно позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, исключение из общего правила обязательности членства в саморегулируемой организации, предусмотренное частью 2.1 статьей 52 ГрК РФ, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по которым не превышает трех миллионов рублей.
Однако рассматриваемая аукционная документация содержит исключение, позволяющее принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, не являющимся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что противоречит положениям пункта 22 статьи 1, части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ.
С учетом изложенного, требования к участникам закупки, в части исключения, предусмотренного пункта 29 аукционной документации, установлены заказчиком в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, можно сделать вывод, что аукционной комиссией заявки будут признаны несоответствующими аукционной документации, поскольку, во-первых, наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при осуществлении строительного контроля является обязательным, во-вторых, участники закупки, члены саморегулируемых организаций, обладали несоответствующим условиям аукционной документации уровнем ответственности по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Комиссия Чукотского УФАС России решила, предписание об устранении нарушений в части установления Заказчиком исключений в п 29 информационной карты документации об Аукционе, не выдавать, в связи с тем, что Заявка заявителя отклонена обоснованно, аукцион признан несостоявшимся.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДАНСтрой" на действия Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Чукотского автономного округа", при проведении аукциона в электронной форме "Осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта: "Детский сад в г. Анадырь", извещение N 0388200000621000009, в части установления Заказчиком исключений в п 29 информационной карты документации об Аукционе - обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Чукотского автономного округа" нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, предписание не выдавать.
Председатель Комиссии _________________________ И.В. Смолягина
Члены Комиссии _________________________ А.А. Матафонова
_________________________ А.Э. Дунакаев
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 14 апреля 2021 г. N 087/06/106-62/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2021