Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России,
Члены Комиссии: Дунакаев А.Э., главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России, Райпаун И.А., ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в присутствии представителей сторон,
от ГКУ "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа" Лихачев С.А. по доверенности N7 от 12.04.2021, Рыжкова Н.В. по доверенности N3 от 11.01.2021, от ГКУ "Управление государственных закупок Чукотского автономного округа" Ширина Ю.Ю.,
от ООО "ЦентрСтройИнжиниринг" директор В.В. Коротков,
рассмотрев жалобу ООО "ЦЕНТРСТРОЙИНЖИНИРИНГ" (далее - Заявитель) на действие ГКУ "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа" (далее - Заказчик), ГКУ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА" (далее- уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона "Осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта "Строительство автомобильной дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Км 455+000 - км 470+000", извещение N 0888500000221000123 (далее - Аукцион), руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента (утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 07.04.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России, в электронной форме, в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем была принята к рассмотрению, по существу.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе исключительно в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
В обозначенное время Заявитель, подключился к рассмотрению жалобы в дистанционном режиме.
В адреса Заявителя, Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения (в том числе о дистанционном участии).
Заказчику, было предложено представить в адрес Чукотского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заявитель указывает, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к выписке СРО соответствующего (третьего) уровня ответственности.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, установила следующее.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) следует, что 02.04.2021 года в ЕИС Заказчиком были размещены извещение N 0888500000221000123 и документация об аукционе в электронной форме "Осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта "Строительство автомобильной дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Км 455+000 - км 470+000", с начальной (максимальной) ценой контракта 21 504 857.00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок 12.04.2021 09:30.
Дата проведения аукциона в электронной форме 14.04.2021.
Комиссией установлено, что объектом закупки является осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству автомобильной дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Км 455+000 - км 470+000.
Данные работы неразрывно связаны со строящимся объектом.
Стоимость объекта строительства автомобильной дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Км 455+000 - км 470+000 составляет 1 194 135 405,00 рублей.
Следовательно, именно эта стоимость должна учитываться при определении необходимости или ее отсутствия членства в СРО организациям, осуществляющим строительный контроль за объектом строительства.
Согласно позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенной в письмах от 02.11.2016 N 36341-ХМ/02, от 05.04.2018 N 13789-ТБ/02, уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, определяется исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.
Следовательно, требования к уровню ответственности устанавливаются исходя из стоимости строительства объекта, осуществление строительного контроля за строительством которого планируется.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требования, установленные п. 30 информационной карты в документации об электронном аукционе, соответствуют положениям ГрК РФ. Законом о контрактной системе не вменена обязанность установления оспариваемых положений (конкретного указания уровня ответственности) в аукционной документации. Кроме того, информация об уровне ответственности участника закупки, равно как и суммы минимальных размеров взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, регламентированы нормами Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Выписка из СРО, предоставляемая во второй части заявки на участие в электронном аукционе, имеет утвержденную форму согласно Приказа Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", в которой отражается информация об уровне ответственности, о взносах в компенсационный фонд как обеспечения договорных обязательств, так и возмещения вреда.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 30 информационной карты документации содержит следующее требование: "соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны являться членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий: наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и ст. 55.16 ГрК РФ; если совокупный размер обязательств участника закупки по указанным договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ".
Также пунктом 35 информационной карты документации установлено, что во второй части заявки участник должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора N 86 от 04.03.2019 года.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член СРО имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом СРО с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Таким образом Комиссия Управления отмечает, что из системного толкования статей 55.8, 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Из совокупности вышеизложенных норм следует, что при выполнении функций строительного контроля участник закупки в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, что подтверждается в соответствии с требованиями Грк РФ. Требования о внесении участником взноса в компенсационный фонд установлены в ГрК РФ. Указанная позиция также подтверждается решением ФАС России от 06.08.2019 по делу N 19/44/105/2132 и обусловлена необходимостью соблюдения единообразия сложившейся практики.
Вместе с тем, Заявитель в жалобе не указал нормативного обоснования действий, нарушенных Заказчиком при установлении требований в п 30.1 информационной карты документации. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших указанные требования не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия Чукотского УФАС России по доводу о внесении взноса в компенсационный фонд на момент заключения контракта отмечает, согласно положениям Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя.
При этом, на основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Решение о соответствии участника требованиям документации и законодательства принимается на основании документов, представленных участником закупки в составе заявки на участие в закупке.
Право внесения победителем закупки взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на момент заключения контракта противоречит принципу обеспечения конкуренции, установленному в статье 8 Закона о контрактной системе, так как это может привести к созданию неравных условий между участниками закупки, одни участники, совершившие все необходимые действия (внесение взносов, повышение уровня ответственности) будут иметь уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, а другие будут вправе его внести после подведения итогов лишь в случае, если им это выгодно. Фактически указанное делает бессмысленным требование о соответствии участников закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе и Градостроительного кодекса РФ.
Указанное также подтверждается Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А70-14006/2018 от 30.07.2019 г., оставленным в силе Определением Верховного суда Российской Федерации по делу N 304-ЭС19-20718 от 22.11.2019 г.
Кроме того, согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, Заявитель, не воспользовавшись своим правом на подачу запроса о даче разъяснений положений аукционной документации.
Комиссия считает, что права и законные интересы Заявителя при осуществлении данной закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 21 504 857,00 руб. не могли быть нарушены, так как общество, действуя разумно и добросовестно, не могло участвовать в обжалуемой закупке, поскольку не обладает специальной правоспособностью.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЦЕНТРСТРОЙИНЖИНИРИНГ" на действие ГКУ "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа", ГКУ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА" при проведении электронного аукциона "Осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта "Строительство автомобильной дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Км 455+000 - км 470+000", извещение N 0888500000221000123 необоснованной.
Председатель Комиссии _________________________ И.В. Смолягина
Члены Комиссии _________________________ И.А. Райпаун
_________________________ А.Э. Дунакаев
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 14 апреля 2021 г. N 087/06/106-65/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2021