Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 20 апреля 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Алиев М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок;
Бунтышева М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу Казенного предприятия Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике" на неправомерные, по мнению заявителя, действия Заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, при проведении процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на осуществление строительного контроля объекта капитального строительства "Строительство городских водопроводных сетей с учетом комплекса высотных зданий центральной части г. Гудермес, Чеченская Республика (1 этап, в том числе 1-ый пусковой комплекс и 2-ой пусковой комплекс)", на начальную (максимальную) цену контракта 4 985 987,00 рублей (номер извещения 0194200000521001613),
в присутствии представителя Заявителя - Насуханов А.Р. (доверенность N 04 от 13.04.2021),
в присутствии представителя Заказчика - Арснукаев М.У. (доверенность N 07 от 14.04.2021),
в отсутствие представителя Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поступила жалоба Казенного предприятия Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике" на неправомерные, по мнению заявителя, действия Заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, при проведении процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на осуществление строительного контроля объекта капитального строительства "Строительство городских водопроводных сетей с учетом комплекса высотных зданий центральной части г. Гудермес, Чеченская Республика (1 этап, в том числе 1-ый пусковой комплекс и 2-ой пусковой комплекс)", на начальную (максимальную) цену контракта 4 985 987,00 рублей (номер извещения 0194200000521001613), выразившиеся в нарушении требований статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _").
В результате рассмотрения заявления, представленных материалов, возражений представителя Заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Из заявления следует, что "При проведении аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок, ее члены нарушают законные права и интересы участников закупки, положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, предъявляя чрезмерные требования к участникам закупок.
В подпункте "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 указано, что порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В главе 6 контракта "Ответственность сторон" в полном объеме определена ответственность Сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Контракта в соответствии с вышеуказанными Правилами определения размера штрафа.
Помимо этого в главе 4. "Права и обязанности сторон", в проекте контракта аукционной документации в пункте 4.122. установлено требование к участникам аукциона: "В случае выявления, при проведении проверок по целевому использованию бюджетных средств, несоответствия выполненных подрядной организацией работ проектной и иной документации, Исполнитель возвращает Заказчику денежные средства, полученные за выполнение работ по настоящему Контракту, в сумме соразмерно невыполненных подрядной организацией работ.". Таким образом, к участникам аукциона предъявляются штрафные санкции за возможные правонарушения, допущенные иным юридическим лицом - подрядной организацией.
Вышеуказанные требования заявитель считает необоснованными и чрезмерными, несоответствующими:
постановлению Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042;
ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд", в соответствии с которой Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушении требований настоящего закона.".
Представителем Заказчика представлены следующие пояснения, по доводам, изложенным в жалобе: "В пункте 6.1 главы 6 Контракта "Ответственность сторон" указана ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Контракта Стороны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063", а также условиями настоящего Контракта.
Заказчик считает, что ответственность сторон определена в Контракте в полном объеме. В пункте 4.1.22 главы 4 Контракта "Права и обязанности сторон" установлено требование, что в случае выявления, при проведении проверок по целевому использованию бюджетных средств, несоответствия выполненных подрядной организацией работ проектной и иной документации, Исполнитель возвращает Заказчику денежные средства, полученные за выполнение работ по настоящему Контракту, в сумме соразмерно невыполненных подрядной организацией работ.
Заказчик также считает, что данное требование отвечает интересам Заказчика в части защиты его от выполнения работ недобросовестными исполнителями.".
Изучив представленную сторонами информации, Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Казенного предприятия Чеченской Республики "Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской Республике" на действия Заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на осуществление строительного контроля объекта капитального строительства "Строительство городских водопроводных сетей с учетом комплекса высотных зданий центральной части г. Гудермес, Чеченская Республика (1 этап, в том числе 1-ый пусковой комплекс и 2-ой пусковой комплекс)", на начальную (максимальную) цену контракта 4 985 987,00 рублей (номер извещения 0194200000521001613) - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики нарушившим требования статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _".
3. Выдать Заказчику - Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.В. Алиев
М.А. Бунтышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 20 апреля 2021 г. N 020/06/31-28/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2021