Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым" (далее - Заказчик) - Воробьева А.В., Пихотник Б.Д., (по доверенности);
- ИП Жарова Н.В. (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Средства моющие" (извещение N0375400000821000007) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о Закупке неправомерно установлено требование к чистящему средству "pH не менее 11".
Разделом 2 "Техническое задание" документации о Закупке установлено:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
||
Наименование |
Значение |
Единица измерения |
||||||
Чистящее средство |
20.41.32.119 |
|
Литр;^кубический дециметр |
30 |
205.00 |
6150.00 |
||
Форма выпуска: гель. Эффект от использования: дезинфекция, отбеливание, удаление запаха. Подходит для поверхностей: кафель, фаянс, хром. Наличие отдушки. Содержит: хлор. pH: не более 11. Наличие дозатора. Упаковка: бутыль. Объем в одной упаковке: не более 1 л. | ||||||||
Средство для мытья пола и стен |
20.41.32.119 |
|
Литр;^кубический дециметр |
40 |
226.67 |
9066.80 |
||
Форма выпуска: жидкость. Эффект от использования: нейтрализация неприятного запаха, удаление грязи. Подходит для поверхностей: пол, стены. Использование: без смывания. Наличие отдушки. Упаковка: бутыль. Объем в одной упаковке: не более 1 л. |
Cогласно возражениям Заказчика:
"Водородный показатель рH очень важен, так как оказывает непосредственное влияние на жизнь и здоровье человека.
Водоромдный показамтель, pH (лат. pondus Hydrogenii - "вес водорода"; произносится "пэ-аш") - мера кислотности водных растворов. Ассоциирована с концентрацией ионов водорода, что эквивалентно активности ионов водорода в сильно разбавленных растворах.
Для водных растворов водородный показатель pH < 7 соответствует кислотному раствору, тогда как pH > 7 - осномвному.
Может быть определён с помощью кислотно-основных индикаторов, измерен потенциометрически pH-метром или вычислен по формуле как величина, противоположная по знаку и равная по модулю десятичному логарифму активности водородных ионов, выраженной в молях на литр.
Вещество pH Цвет индикатора
Геотермальная вода у вулкана Даллол 0
Электролит в свинцовых аккумуляторах <1,0
Желудочный сок 1,0-2,0
Лимонный сок (5 % р-р лимонной кислоты) 2,00,3
Пищевой уксус 2,4
Яблочный сок 3,0
Кока-кола 3,00,3
Кофе 5,0
Шампунь 5,5
Чай 5,5
Кожа здорового человека 5,5
Кислотный дождь < 5,6
Питьевая вода 6,5-8,5
Молоко 6,6-6,93
Слюна 6,8-7,4 [2] (иметь)
Чистая вода при 25 °C 7,0
Кровь 7,36-7,44
Морская вода 8,0
Мыло (жировое) для рук 9,0-10,0
Нашатырный спирт 11,5
Отбеливатель (хлорная известь) 12,5
Концентрированные растворы щелочей >13
{\displaystyle {\mbox{pH}}=-\lg \left[{\mbox{H}}^{+}\right]}
Уровень рН в моющих средствах указывается заводом-производителем на этикетке в химическом составе средства. То есть у участников закупки отсутствует необходимость закупать товар (иметь товар в наличии) при проведении закупки, а также отсутствует необходимость в проведении исследований (тестирований) товара на уровень рН".
Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что все указанные характеристики Заказчика стандартизированы и представлены в открытом доступе в сети Интернет. Требования к pH средства указаны на его упаковке и на сайте производителя данного средства.
Также представители Заказчика пояснили, что на момент окончания подачи заявок на участие в аукционе поступило 4 заявки.
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании неверно выбран код ОКПД2 - 20.41.32.119.
Согласно Техническому заданию по позициям "Чистящее средство" и "Средство для мытья пола и стен" установлен код ОКПД2 20.41.32.119 "Средства моющие прочие".
В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика были даны пояснения, согласно которым Заказчиком установлен код ОКПД2 20.41.32.119 "Средства моющие прочие" исходя из потребности Заказчика, как максимально объективно описывающий объект Закупки, в КТРУ отсутствует необходимая Заказчику позиция, при этом, предложенный Заявителем код 20.41.32.114 "Средства моющие для туалетов и ванных комнат", согласно пояснениям Заказчика, не соответствует объекту Закупки и потребностям Заказчика.
В соответствии с позицией Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 18.04.2016 N Д28и-1033 заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Довод Заявителя признается необоснованным.
Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о Закупке установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок.
Согласно жалобе Заявителя:
"Пример противоречий:
В данном случае символ "\", обозначает "и" : "Знаки ",","\", ";" - следует понимать как "и", то есть следует указать все перечисленные значения или характеристики. Указать одно из перечисленных значений следует в случае, если между показателями имеется слово "или", "либо". Знаки "/", "|", следует понимать, как "или", то есть следует указать один показатель."
А в данном случае символ "\", обозначает уже "или" : "Если в описании объекта закупки установлен знак "и/или", "и\или", то в таком случае, участник должен перечислить требуемые показатели, применяя союз "и" или предоставить одно из перечисленных значений, без знаков "/" и "\"."."
При этом по факту Заказчик мог не использовать знак "\", обозначающий "и", в словосочетании "и\или", а использовать только знак "/", как раз имеющий значение "или".
Также:
В данном случае при описании диапазона "от __ до __", "__-__", требуется конкретное значение не включая крайние "Если в Сведениях о товаре устанавливается показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "__-__", то участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением показателя, входящим в указанный диапазон, не включая крайние значения."
А с добавлением слова "диапазон", вдруг эти же конструкции являются неизменными. "Если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "в диапазоне от __ до __", "в диапазоне __ - __", то значение такого диапазона не может изменяться в ту или иную сторону и участником закупки должен быть предложен товар именно с таким значением диапазонного показателя, без слов "в диапазоне".
Согласно инструкции по заполнению заявок:
"В предложении участника в отношении поставляемых товаров, товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, запрещается сопровождение словами "от", "до", "менее", "более", "не менее", "не более", "меньше", "больше", "не меньше", "не больше", "не ниже", "не выше", "ниже", "выше", "свыше", "минимум", "максимум", "превышает", "не превышает", "ранее", "не ранее", "не позднее", "должен", "должен быть", "не должен быть", "может", "может быть", "не может быть", "может иметь", "либо", "или", "иной", "преимущественно", "эквивалент", "аналогичный" и т.п., а также знаками "", "
","
", "
", "+-", "
". Исключением является тот случай, когда предлагаемый товар, в соответствии с сертификатом, паспортом, инструкцией по применению, информацией изготовителя и т.д. имеет неконкретные (в том числе диапазонные, многозначные, временные и т.п.) характеристики. В таком случае следует указать их в том же виде, в каком указано в соответствующем сертификате, паспорте, инструкции по применению, информации изготовителя и т.д., с пояснением, например, словами "установлено производителем" и т.п.). При наличии в описании характеристик товара в первой части заявки на участие данных слов - не является указанием конкретных показателей товара.
Разъяснение и применение понятий, используемых в Сведениях о товаре:
"от", "более", "больше", "выше", "свыше", "превышает", "" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
"до", "менее", "меньше", "ниже", "" означает меньше установленного значения и не включает крайнее значение;
"не менее", "не меньше", "не ниже", "минимум", "" означает больше или равно установленному значению и включает крайнее значение;
"не более", "не больше", "не выше", "не превышает", "максимум", "" означает меньше или равно установленному значению и включает крайнее значение.
Если в Сведениях о товаре устанавливается показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "__-__", то участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением показателя, входящим в указанный диапазон, не включая крайние значения.
Если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "в диапазоне от __ до __", "в диапазоне __ - __", то значение такого диапазона не может изменяться в ту или иную сторону и участником закупки должен быть предложен товар именно с таким значением диапазонного показателя, без слов "в диапазоне".
Если в Сведениях о товаре значение показателя установлено как "__*__*__","__х__х__" (например: габаритные показатели изделия (Д*Ш*В)), свидетельствует о том, что применение слов "от", "до", "менее", "более", "не менее", "не более", "меньше", "больше", "не меньше", "не больше", "не ниже", "не выше", "ниже", "выше", "свыше", "минимум", "максимум", "превышает", "не превышает", "", "
","
", "
" относится ко всем значениям требуемых показателей. Участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением показателя.
Если в Сведениях о товаре значение показателя установлено как конкретное значение с погрешностью, наименование которого указывается как "__ __", "__+-__", то участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением показателя, не выходящим за пределы допустимой погрешности без указания знака погрешности (за исключением, если предлагаемый товар в соответствии с сертификатом, паспортом, инструкцией по применению, информацией изготовителя и т.д. имеет знак погрешности, в таком случае, следует указать их в том же виде, в каком указано в соответствующем сертификате, паспорте, инструкции по применению, информации изготовителя и т.д. с пояснением, например, сопровождением словами "установлено изготовителем" и т.п.).
Если в Сведениях о товаре устанавливается показатель, наименование которого указывается как " _..._", то участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением показателя, входящим в указанный диапазон, не включая крайние значения.
Знаки ",","\", ";" - следует понимать как "и", то есть следует указать все перечисленные значения или характеристики.
Указать одно из перечисленных значений следует в случае, если между показателями имеется слово "или", "либо".
Знаки "/", "|", следует понимать, как "или", то есть следует указать один показатель.
При наличии в Сведениях о товаре слов "указывается участником", "указать", участнику необходимо предоставить характеристики, показатели либо значения показателей.
В случае, если характеристика товара указана с использованием знака "*" - вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение.
Если в описании объекта закупки установлен знак "и/или", "и\или", то в таком случае, участник должен перечислить требуемые показатели, применяя союз "и" или предоставить одно из перечисленных значений, без знаков "/" и "\".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявок при употреблении знака "\" следует указать все перечисленные значения или характеристики, а при употреблении знака "/" следует указать один показатель, при этом, при употреблении знаков "и/или", "и\или" участникам предоставляется выбор, либо предоставить одно значение, либо перечислить все требуемые значения.
Также инструкцией установлено, что если в Сведениях о товаре устанавливается показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "__-__", то участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением показателя, входящим в указанный диапазон, не включая крайние значения, при этом, в случае использования "в диапазоне от __ до __", "в диапазоне __ - __", диапазон не может изменяться в ту или иную сторону и участником закупки должен быть предложен товар именно с таким значением диапазонного показателя.
Таким образом, противоречия в инструкции по заполнению заявок отсутствуют.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2021 N0375400000821000007-1-1 на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, которые допущены к участию в закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Крымского УФАС России Заявитель не явился, а также в составе жалобы не представил документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. На основании изложенного, довод признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 20 апреля 2021 г. N 082/06/106-689/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021