На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "Оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГВСУ СК России (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку стартерных автомобильных аккумуляторных батарей согласно перечню, утверждаемому Минобороны России: АКБ 6 СТ-66А; АКБ 6 СТ-77А; АКБ 6 СТ-90А; АКБ 6 СТ-132А; АКБ 6 СТ-190А (номер извещения 0173100004517001690, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение ГВСУ СК России, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения заседание Комиссии перенесено с 06.04.2021 на 09.04.2021, с 09.04.2021 на 15.04.2021.
Согласно обращению ГВСУ СК России Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 31.10.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 821 609 688,44 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.01.2018;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком Аукционе, его участником;
6) заявка ООО "АНИКС" на участие в Аукционе признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017) установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017 N 37) начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017 N 37) установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017 N 37) при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017 N 37) предусмотрено, что в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017 N 37) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 13 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
Согласно извещению об Аукционе и документации об Аукционе объектом закупки являются стартерные автомобильные аккумуляторные батареи согласно перечню, утверждаемому Минобороны России: АКБ 6 СТ-66А; АКБ 6 СТ-77А; АКБ 6 СТ-90А; АКБ 6 СТ-132А; АКБ 6 СТ-190А (далее - Товар).
В приложении N 3 документации об Аукционе "Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта" указано, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком применялся метод сопоставления рыночных цен (анализ рынка).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчик направил в адрес пяти потенциальных поставщиков запрос (письмо от 20.12.2017 N 555/1180) (далее - Запрос) и получил три ответа: коммерческое предложение от 20.12.2017 N 3600/2-13-198 от ООО "Курский аккумуляторный завод", коммерческое предложение от 22.12.2017 N 20/12-1 от ООО "Аникс", коммерческое предложение от 20.12.2017 N 10-22/375 от АО "Электроисточник". На основе полученной информации Заказчиком произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта с применением метода сопоставления рыночных цен (анализа рынка).
В подпункте 2.2 "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Максимальные и (или) минимальные значения характеристик Товара" пункта 2 "Описание объекта закупки" приложения N 2 "Наименование и описание объекта закупки" к документации об Аукционе установлено, что к поставке подлежат батареи, которые должны соответствовать требованиям ГОСТ РВ 6140-001-2006 для необслуживаемых батарей, ГОСТ РВ 0015-002-2012, ГОСТ РВ 20.39.412-97, нормативно-технической документации завода-изготовителя (при наличии) и документации об Аукционе.
Вместе с тем в Запросе указано, что Товар должен соответствовать ГОСТ РВ 6140-001-2006 и поставляться в сухозаряженном исполнении.
Кроме того, в Запросе не указано, что батареи должны соответствовать требованиям ГОСТ РВ 6140-001-2006 для необслуживаемых батарей. При этом в документации об Аукционе установлено, что батареи должны быть необслуживаемые и поставляться в сухозаряженном исполнении.
В связи с чем представленные ответы (коммерческие предложения) не позволяют получить информацию о соответствии цен на предложенный потенциальными поставщиками товар цене товара, указанного в документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта нарушил часть 3 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе (ред. от 29.07.2017 N 37).
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Аукциона заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 апреля 2021 г. N ПГОЗ-047/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2021