На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказов Липецкого УФАС России от 14.04.2021 N 196, от 19.04.2021 N 199/1, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области РФ (далее - заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения на территории сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области РФ (реестровый номер 0846300001921000039) (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 14.04.2021, окончена 20.04.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России от ООО "ТехЭнергоЦентр" (вх. N 2896 от 09.04.2021) поступила информация, содержащая признаки нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно данной информации, заказчиком в аукционной документации допущено противоречие относительно положений ст. 108 Закона о контрактной системе. Кроме того, заказчиком допущено нарушение при описании объекта закупки.
Заказчик направил в Липецкое УФАС России запрашиваемые документы, а также письменное пояснение.
В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.
Документация об электронном аукционе и извещении размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Объектом закупки является выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения на территории сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципаль.ного района Липецкой области РФ.
Частью 2 ст. 108 Закона о контрактной системе установлено, что заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
В пункте 9 аукционной документации заказчиком указано: "_Минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов: 10 531 521,00 рублей. Фиксированный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом - 99 %...".
Следовательно начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определена заказчиком в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе
Частью 10 ст. 108 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона такой аукцион проводится путем снижения одного из следующих показателей:
1) цена энергосервисного контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, процент экономии;
2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником такого аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником такого аукциона проценту этой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.
Пунктом 13 аукционной документации установлено, что электронный аукцион проводится путем снижения предложения о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов.
Согласно ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
Однако, в пункте 14 аукционной документации заказчик указывает, что цена контракта определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетического ресурса, предложенного участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, поскольку заказчик в пункте 9 аукционной документации определил начальную (максимальную) цену энергосервисного контракта в соответствии с положением п. 2 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе, то, следовательно, руководствуясь последующими положениями настоящей статьи, заказчик обязан соблюдать положения п. 2 ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, заказчик, применив в п. 14 аукционной документации положение п. 3 ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе, нарушил положения настоящей статьи.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться установленными в рассматриваемой статье правилами.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N 3 к контракту содержится техническое задание на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения на территории сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области РФ.
Так, в таблице N 2 технического задания содержится характеристика световых приборов, а также максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, позволяющие определить соответствие оказываемых услуг, установленным муниципальным заказчиком требованиям.
В техническом задании к типу закупаемого светового прибора "Светильник консольный утилитарного наружного освещения" заказчиком установлено следующее требование: "Отключение питающего напряжения при открытии корпуса светильника". Также заказчик установил к вышеуказанному требованию характеристику "Соответствие".
Исходя из письменных пояснений заказчика, при установлении требования "Отключение питающего напряжения при открытии корпуса светильника" какие-либо ГОСТы не применялись. При этом, в техническом задании отсутствует обоснование необходимости использования такого требования.
Таким образом, поскольку в аукционной документации при составлении описания объекта закупки заказчиком не использовались установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования в документации об электронном аукционе, а также им не указано обоснование необходимости использования установленного требования, то в действиях заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения п. 3 ч. 13 ст. 108, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, установлено, что на участие в электронном аукционе не поступило ни одной заявки, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать нарушения п. 3 ч. 13 ст. 108, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в действиях администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области РФ при проведении электронного аукциона на выполнение работ (действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения на территории сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области РФ (реестровый номер 0846300001921000039).
2. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку они не повлияли на результат закупки.
3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 20 апреля 2021 г. N 048/06/99-567/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021