Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии:
индивидуального предпринимателя Л_;
представителей Федерального казенного учреждения "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" Т_, действуеющего на основании выписки из приказа N323-к от 23.08.2019 года, С_, действующего на основании доверенности N14/ТО/68/7-199 от 15.04.2021 года со сроком действия 1 месяц, участвующего в заседании после перерыва;
рассмотрев 16 апреля 2021 года в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя Л_ (далее - ИП Л..., Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального казенного учреждения "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее - Заказчик, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Мордовия) при проведении электронного аукциона N0309100008021000007 на закупку оборудования и материалов для монтажа охранно-пожарной сигнализации для нужд ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 09.04.2021 года поступила жалоба от Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 13.04.2021 года N 245 рассмотрение жалобы назначено на 15.04.2021 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 13.04.2021 года N 245 о назначении дела N 013/06/67-185/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференц-связи, заявленного ИП Л_., письмом N888 от 13.04.2021 года сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видеоконференции (далее - ВКС), а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 10 часов 00 минут 16.04.2021 года заседание Комиссии продолжилось с участием представителей сторон по делу в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N0309100008021000007 и документация о проведении Аукциона размещены Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 25.03.2021 10:33 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Начальная (максимальная) цена контракта: 230 961,40 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 02.04.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 05.04.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 06.04.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 05.04.2021 года N0309100008021000007, по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 02.04.2021 года (время московское) поступило 8 (восемь) заявок на участие в электронном аукционе. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на учасие в электронном аукционе на соответсвие требованиям, установленным документацией об аукцине, аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участниками аукциона заявки с идентификационными номерами: 109506618, 109522228, 109534298, 109535100, 109538875, 109539278, 109541107, отказать в допуске к участию в аукционе заявке с идентификационным номером 109513332 по основаниям указанным в протоколе.
В качестве довода жалобы Заявитель указывает на то, что аукционной комиссией Заказчика принято незаконное решение об отказе в допуске поданной заявки с идентификационным номером 109513332 к участию в Аукционе.
Согласно представленным в порядке части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе возражениям (вх.N1926 от 15.04.2021 года) Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, заслушав пояснения Сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 4 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
При этом в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Из части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе следует, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок участников аукционной комиссией Заказчика принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе заявки Заявителя на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Данное решение аукционной комиссии зафиксировано в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0309100008021000007 от 05.04.2021 года, из содержания которого следует, что по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 02.04.2021 года (время московское) поступило 8 (восемь) заявок на участие в электронном аукционе. При этом заявке Заявителя с идентификационным номером 109513332 "отказано в допуске к участию в аукционе: на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ - непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ. В пунктах 1-6 не указаны конкретные показатели товара".
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), а также условия контракта указаны Заказчиком в разделе 2 "Техническое задание" документации об Аукционе.
Так согласно Технического задания документации об Аукционе объектом закупки является поставка оборудования и материалов для монтажа охранно-пожарной сигнализации, в состав которого входит: извещатель дымовой (позиция 1), оповещатель световой табло (позиция 2), оповещатель звуковой (позиция 3), информатор телефонный (позиция 4), кабель 1х 2х0,2 (позиция 5), кабель КСПВ 12х0,4 (позиция 6). Техническое описание вышеуказанных позиций содержится в Техническом задании документации об Аукционе.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкция по ее заполнению установлены в пункте 25 Информационной карты Аукциона.
Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
"- согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- наименование страны происхождения товара (в случае установления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ) - требуется;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе- требуются.
С учетом изложенного, предоставляемые участником закупки в первой части заявки сведения не должны сопровождаться словами (с учетом всех форм) эквивалент", "аналог", "должен", "не должен", "превышает", "не превышает", "и (или)", "и", "или" и подобными по смыслу словами, в сочетании с которыми представленные участником электронного аукциона сведения (значения показателей) могут пониматься как неоднозначные (неконкретные).
Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленного толкования, не должны содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "должен", "не должен", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон будет не менее от_-до_", "до" и т.п., то есть должны быть конкретными. Не допускается вместо конкретных показателей указывать диапазон значений из технических регламентов, стандартов и т.п. Например, в Описании объекта закупки установлены показатели, значение которых сопровождается словом "должен", участником электронного аукциона должен быть предложен товар с точно таким же значением показателя, но без сопровождения словом "должен".
По значениям показателей, которые не могут изменяться, участником электронного аукциона должен быть предложен товар с точно таким же значением (характеристикой) показателя и иных показателей, установленных документацией об электронном аукционе.
При подаче сведений участники электронного аукциона не могут изменять и должны применять обозначения (наименования показателей, единицы измерения, технических, функциональных параметров, в том числе слова и знаки, определяющие максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также варианты значений в соответствии с обозначениями, установленными в Описании объекта закупки документации об электронном аукционе.
Если в заявке указано наименование страны происхождения товара при этом используются официальные наименования стран мира, установленные постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира" (вместе с "ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001...").
Если в Описании объекта закупки документации о закупке предусмотрена комплектность товара, участник электронного аукциона должен в обязательном порядке предоставить сведения о комплектности товара (соответствие предлагаемого товара будет устанавливаться по комплектности, всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в Описании объекта закупки настоящей документации).
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается государственный контракт.
В случае если в первой части заявки на участие в электронном аукционе участником закупки не предоставлена информация, предусмотренная ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ (в том числе, не указаны конкретные показатели предлагаемого товара), предоставлена недостоверная информация, информация не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, такой участник при рассмотрении заявок Единой комиссией не допускается к участию в электронном аукционе.
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях предлагаемого товара, указанных в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки".
Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав заявку на участие в Аукционе с идентификационным номером 109513332 (заявка Заявителя), соотнеся ее с требованиями документации об Аукционе, в том числе инструкции по заполнению первых частей заявок, установила, что Заявителем в составе заявки не представлены конкретные показатели необходимого к поставке товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном Аукционе (позиции 1-6 Технического задания документации об Аукционе).
Таким образом, действия аукционной комиссии Заказчика по отклонению заявки участника с номером 109513332 (Заявка Заявителя) в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе правомерны, в связи с чем рассматриваемый довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как указывалось выше описание объекта закупки приведено Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе, из которого следует, что к поставке требуются: извещатель дымовой (позиция 1), оповещатель световой табло (позиция 2), оповещатель звуковой (позиция 3), информатор телефонный (позиция 4), кабель 1х 2х0,2 (позиция 5), кабель КСПВ 12х0,4 (позиция 6).
Комиссия Мордовского УФАС России, изучив документацию об Аукционе, установила, что Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указаны требования к стране происхождения необходимого к поставке товара. Так по позициям 1-6 Технического задания Заказчиком указана страна происхождения: "Российская Федерация".
Описание Заказчиком объекта закупки не в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывает на нарушение Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Мордовского УФАС России, изучив Техническое задание документации об Аукционе, установила, что Заказчиком по ряду показателей требуемых к поставке позиций указаны конкретные значения показателей, без соответствующего обоснования, например: "по позиции 1 - "Извещатель дымовой" установлены конкретные показатели "Габаритные размеры, мм: диаметр - 93, высота - 44", по позиции 4 - "Информатор телефонный" установлены конкретные показатели "Ток потребления, мА: в дежурном режиме не более - 50, в режиме тревоги - 90" и т.д. (приведенный в настоящем решении перечень не является окончательным).
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки указал конкретные значения показателей, что не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены в части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
Установленные Заказчиком в рамках спорной закупки условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств указаны Заказчиком в пункте 37 Информационной карты документации об Аукционе, извещении о проведении Аукциона.
Так Заказчиком установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878), а также условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, установленные Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Комиссией Мордовского УФАС России отмечает, что требования к составу заявки на участие в Аукционе установлены Заказчиком в пункте 25 Информационной карты документации, при этом Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не указано, что вторая часть заявки участника Аукциона должна содержать декларацию о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
Вышеуказанные действия Заказчика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Л_ на действия аукционной комиссии ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Мордовия при проведении электронного аукциона N0309100008021000007 на закупку оборудования и материалов для монтажа охранно-пожарной сигнализации для нужд ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Республике Мордовия необоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 16 апреля 2021 г. N 013/06/67-185/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2021