Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/64-719/2021, 061/06/64-720/2021 по жалобам Заявителя-1, Заявителя-2 о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358200011921000011 "Поставка аппаратно-программных комплексов для проведения химико-токсикологических исследований методом хромато-масс-спектрометрии для нужд ГБУ РО НД в 2021 году" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя-2 (Фоминых В.Н.), представителя Заказчика (Бердниковой Н.С.), в отсутствие представителя Заявителя-1 и представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы ООО "Хроматэк Торговый Дом", ООО "Нью Терра", в которых обжаловались положения документации об аукционе.
ООО "Нью Терра" в соответствии с ч.15 ст.105 Закона 19.04.2021 года отозвало свою жалобу до принятия решения по существу жалобы.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) в ходе рассмотрения дела по жалобе ИП Куделиной А.С. установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358200011921000011:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 20500000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 12.04.2021 года в 09 часов 00 минут.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя-2, Заказчик необоснованно потребовал от участников поставить товар, требования к которому сформулированы таким образом, что по совокупности всех позиций Технического задания соответствует только изделие такого производителя, как Shimadzu Corporation.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, в силу ч.1 ст.64 Закона, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Заказчиком размещена закупка аппаратно-программных комплексов для проведения химико-токсикологических исследований.
По мнению Заявителя-2, товары, в Технического задания производятся только производителем торговой марки Shimadzu.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, характеристики объекта закупки сформированы Заказчиком с учетом его потребностей, при описании закупаемых товаров не использованы товарные знаки, отсутствуют характеристики, позволяющие сделать вывод о необходимости поставки товара конкретного производителя. Техническому заданию соответствуют оборудование нескольких различных производителей. На участие в аукционе подано 3 заявки с предложением поставки оборудования с указанными техническими характеристиками от разных производителей: ООО "Интерлаб", Shimadzu Corporation, Agilent Technologies.
Наркологический диспансер Ростовской области является специализированным учреждением. Химико-токсикологические исследования, проводимые в его лабораториях, выполняются высококвалифицированными врачами лабораторной диагностики. Химики-эксперты несут юридическую ответственность за результаты диагностических исследований, так как, на их основании возбуждаются административные и уголовные дела, т.е. наступают юридически значимые последствия. Соответственно, требования к закупаемому оборудованию, основаны на реальной практике применения лабораторного медицинского оборудования, являются основополагающими. При этом принимаются во внимание не только аналитические характеристики оборудования, определяющие качество лабораторных исследований, но и удобство в эксплуатации, эргономичность, гибкость в работе и т.д.
Учитывая изложенное, при формировании аукционной документации Заказчик руководствовался сформированными врачами-специалистами (наркологами, судебно-медицинскими экспертами) необходимыми требованиями к высокотехнологичному оборудованию.
Согласно сложившейся судебной практике (Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 по делу NАЗ8-5844/2014) Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
В соответствии со ст. 3 Закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно п. 3 ст. 13 Закона заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Таким образом, Заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы объективно, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч. 2 ст. 437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В силу ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является - поставка газового хроматомасс-спектрометра, в связи с чем, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющей потребностям заказчика.
Кроме того, также следует отметить, что Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление Заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
Довод Заявителя жалобы о том, что он не может предложить к поставке требуемое оборудование, не является доказательством ограничения конкуренции.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 28.07.2015 по делу NА38-5844/2014 указал, что Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Аналогичной позиции придерживается Президиум Верховного суда Российской Федерации (обзор судебной практики, утв. 28.06.2017 г.), устанавливая что "в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции" (п. 1 Обзора). При этом, указано в Обзоре (п. 1), "заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки".
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, доводы Заявителя жалобы о возможности поставки товара только одного производителя, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Согласно доводам Заявителя-2, Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к поставляемому товару. В качестве примера Заявитель привел ряд позиций Технического задания:
Встроенные жидкокристаллический дисплей и клавиатура (или встроенный сенсорный экран) для установки и отображения параметров прибора и текущей хроматограммы |
|
|
Наличие |
Размер экрана встроенного жидкокристаллического (или встроенного сенсорного экрана) по диагонали |
6 дюймов |
|
|
Согласно, письменным пояснениям Заказчика, все современные приборы закупаемого типа зарубежных и отечественных производителей (Agilent, Хроматэк, Метахром, Thermo, Shimadzu, Perkin Elmer, Young Lin и др) включают экран, описанный в Техническом задании или эквивалентный ему. Специализированное программное обеспечение предназначено для всего спектра действий - снятия хроматограмм, обсчета, создания отчетов, сравнения и пр. А встроенный в прибор экран позволяет быстро оценить на каком этапе находится процесс анализа, без открытия-закрытия-переключения вкладок, что значительно упрощает работу на оборудовании и не приводит к чрезмерной перегруженности персонала.
В Единой Информационной Системе содержится информация о состоявшихся аукционах, с поставленным оборудованием, в том числе на поставку "Комплекса аппаратно-программный для медицинских исследований на базе хроматографа "Хроматэк-Кристалл 5000", предлагаемого ООО "Хроматэк ТД". В технической спецификации данных комплексов есть пункты о наличии такого типа экрана. Например, электронные аукционы NN 0103200008420003098, 0112200000820001672, 0124200000620006627.
Учитывая изложенное, Заявителем-2 не представлено доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к закупаемым товарам, являются для него непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам.
Таким образом, доводы жалобы являются необоснованными.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя-2 необоснованной.
2. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по аукциону.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 19 апреля 2021 г. N 061/06/64-719/2021 (ключевые темы: участники закупок - электронный аукцион - техническое задание - условные обозначения - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2021