Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Управление благоустройства и коммунального обслуживания Пушкинского района" (далее - Заказчик);
АО "Служба Заказчика" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 11764-ЭП/21 от 08.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного на оказание услуг по техническому надзору за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Фермский парк с четырьмя прудами и гидротехническими сооружениями", входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Александровский парк" (благоустройство территории, прилегающей к Федоровскому городку) для нужд Санкт-Петербурга в 2021 году (II этап) (извещение N 0372200227521000011) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200227521000011. Начальная (максимальная) цена контракта - 572 261,10 рублей.
В жалобе АО "Служба Заказчика" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- установлении незаконных единых требований к участникам закупки;.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе).
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона наименование объекта закупки: "Оказание услуг по техническому надзору за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Фермский парк с четырьмя прудами и гидротехническими сооружениями", входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Александровский парк" (благоустройство территории, прилегающей к Федоровскому городку) для нужд Санкт-Петербурга в 2021 году (II этап)".
Подпунктом 12.2.1 аукционной документации установлено требование к участнику закупки о наличие действующей лицензии министерства культуры по виду работ:
Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
В соответствии с Письмом Минкультуры РФ от 01.06.2007 N 33-01-35/04-ДА "О порядке лицензирования технического и авторского надзора в рамках проведения работ по реставрации объектов культурного наследия" к проведению работ по техническому надзору за проведением работ на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на проектно-изыскательские работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Таким образом технический надзор за проведением работ на объекте культурного наследия осуществляют физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия согласно с действующим законодательством РФ и обладающие соответствующей лицензией.
У проектной организации должна быть лицензия Минкультуры на виды деятельности по пунктам 1 и 2 (проектирование):
- Разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
- Разработка проектной докуентации по инженерному укреплению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ГОСТа Р 56254-2014 "Технический надзор на объектах культурного наследия":
"4.2 Технический надзор осуществляют физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия согласно с действующим законодательством Российской Федерации и обладающие соответствующей лицензией. Технический надзор ведется с учетом требований ГОСТ Р 55528, ГОСТ Р 55567, ГОСТ Р 55653, ГОСТ Р 55935, ГОСТ Р 55945.
4.3 Технический надзор осуществляется заказчиком или его уполномоченным представителем и обеспечивает контроль за выполнением работ в части, определенной 3.1."
Следовательно, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование к участникам закупки в пункте 12.2.1 аукционной документации противоречит вышеуказанным нормам.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. В рамках внеплановой проверки Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии с частями 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Из содержания информации, размещенной в ЕИС, следует, что 06.04.2021 Заказчиком были размещены разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
Анализ размещенных в ЕИС вышеуказанных разъяснений документации позволяет прийти к выводу о том, что указанные разъяснения меняют суть документации.
В связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные Заказчиком разъяснения положений документации не удовлетворяют положениям ст. 65 Закона о контрактной системе и являются нарушением ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе
3. В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 42, 59, 64, 66, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Служба Заказчика" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 апреля 2021 г. N 44-1770/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2021