Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
МА МО Ржевка (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Ивент Лайк" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12466-ЭП/21 от 12.04.2021) на действия МА МО Ржевка (Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению культурно-просветительских программ для жителей муниципального образования муниципальный округ Ржевка (извещение N 0172300011021000001) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 22.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300011021000001.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 653 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на действия Заказчика, выраженные в возможном установлении ненадлежащего порядка оценок заявок по критериям конкурса.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчик устанавливает в Конкурсной документации следующие критерии оценки:
- характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
1. Цена контракта.
- характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
3) Величины значимости критериев оценки:
Наименование критерия оценки Значимость критерия
1. Цена контракта 60%
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок 5%
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации 35%
Сумма величин значимости критериев оценки, предусмотренных Конкурсной документацией 100%
В рамках заседания Комиссии УФАС представители Заказчика сообщают в том числе следующее:
Заявитель в поданной жалобе процитировал некую оценку заявок, которая ОТСУТСТВУЕТ в оспариваемой конкурсной документации.
Заказчик еще раз повторяет:
ТОГО, ЧТО ОСПАРИВАЕТ ЗАЯВИТЕЛЬ В ЖАЛОБЕ, В КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НЕТ.
В связи с этим неудивительно, что Заявитель обнаружил закупку с оценкой, которая по тексту совпадает с пригрезившейся Заявителю. Удивительно, что Заявитель больше ничего не обнаружил в тексте как оспариваемой конкурсной документации, так и приводимой в жалобе как пример.
Довод Заявителя о том, что указанные критерии не отражают реального опыта участников закупки, заявлен голословно.
Если кратко переформулировать порядок оценки заявки по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", то максимальный балл наберет заявка со следующими документами и сведениями:
-наличие 1 и более режиссера;
- наличие 1 и более звукорежиссера;
- наличие 2 и более специалистов административной группы для обеспечения мероприятий;
- наличие опыта в области оказания услуг по организации и/или проведению культурно-массовых мероприятий для государственных и/или муниципальных заказчиков/учреждений в количестве 15 и более исполненных в период с 01.01.2015 г. по дату окончания срока подачи заявок по настоящему открытому конкурсу в электронной форме контрактов/договоров на не менее 100 мероприятий, на общую сумму 20 млн. руб. и более,
- наличие офиса;
- наличие оборудования; 2 и более акустических колонок (систем); 1 и более микшерского пульта (звукового пульта); 1 и более компьютера и/или ноутбука;
- отсутствие задолженности по налогам и сборам;
- наличие 5 и более благодарностей от заказчиков, выданных участнику закупки;
- наличие 5 и более благодарностей от заказчиков, выданных специалистам участника;
- наличие 50 и более контрактов (договоров), исполненных участником открытого конкурса в электронной форме без предъявлений к участнику открытого конкурса в электронной форме неустоек (штрафов, пеней) по этим контрактам/договорам, сведения об исполнении которых внесены в реестр контрактов единой информационной системы;
- отсутствуют решения суда о признании участника закупки ненадлежаще исполнившим договор (контракт);
- 5 и более документов о профессиональных наградах от профессиональных сообществ;
- 2 и более удостоверений по итогам участия участника закупки в конкурсах в области предпринимательской деятельности;
- 1 и более диплома/сертификата сотрудника участника закупки от органа исполнительной власти;
- наличие стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции.
Таким образом, максимальный балл получает участник закупки, который обладает необходимыми техническими, интеллектуальными и организационными возможностями для максимально быстрой организации праздничных и зрелищных мероприятий, а также имеет соответствующий опыт.
В отношении оспаривания пункта 3.3.1 контракта применительно к нестоимостной оценки заявок Заказчик возражает следующее:
В пункте 3.3.1 проекта контракта конкурсной документации Заказчиком определено следующее:
3.3.1. Исполнитель вправе привлекать для оказания услуг (этапов исполнения Контракта) соисполнителей. В случае привлечения соисполнителей, Исполнитель несет ответственность за их действия перед Заказчиком.
Исходя из сложившейся правоприменительной практики рассмотрения комиссиями антимонопольной службы жалоб на ограничения возможности привлечения соисполнителей, Заказчик не установил запрет на привлечение соисполнителей к исполнению контракта.
Это не отменяет того факта, что оценка заявки производится относительно документов, которые имеются в распоряжении участника закупки на дату подачи заявки, когда нет речи о возможности или невозможности соисполнения.
Частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, на момент подачи заявки у участника закупки отсутствуют гражданско-правовые отношения, по которым можно заключать договор привлечения других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Именно поэтому оценка заявки производится в отношении всего комплекта документов и сведений, предоставленных только самим участником закупки.
В отношении использования для нестоимостной оценки заявок стандарта безопасной деятельности участника закупки, в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения новой короновирусной инфекции (covid-19) Заказчик поясняет следующее:
В связи с введением ограничений из-за коронавирусной инфекции возможный порядок действий в отношении конкретной сделки зависит от условий заключенного договора, и признания данной ситуации форс-мажором.
Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация. Существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Включение в состав документов заявки стандарта безопасности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции (covid-19) означает, что указанный участник закупки максимально подготовлен к третьей волне пандемии и в случае возникновения проблем при исполнении контракта будет лишен возможности ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы. Это делает его максимально квалифицированным подрядчиком, который будет иметь возможность исполнить контракт в оговоренные в контракте сроки.
Указанный стандарт может быть подготовлен на основании информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 сентября 2020 г. "О рекомендациях для работодателей по профилактике коронавирусной инфекции на рабочих местах".
https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEME NT_ID=15514
В Документации Заказчиком были определены следующие условия, которым должен соответствовать Стандарт:
Стандарт должен содержать следующие сведения о мерах, принятых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19): санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников, сведения о санитарной обработке помещений, сведения об организации питания, перечень нормативно-правовых актов в соответствии с которыми разработан указанный стандарт, алгоритм действий в случае подозрения заболевания новой коронавирусной инфекцией".
Под Стандартом также понимается положение, указ, распоряжение или иной правовой акт, принятый в организации и содержащий указанные сведения о мерах, принятых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19).
Таким образом, регламент стандарта и минимально необходимые требования к нему определены, оценка же будет производиться комиссией Заказчика по факту представления данного документа.
Также считаем необходимым обратить внимание, что мероприятия должны проводиться на территории муниципального образования Ржевка, которое входит в состав Санкт-Петербурга.
На территории Санкт-Петербурга при проведении праздничных и зрелищных мероприятий применяется "Стандарт безопасной деятельности при проведении конгрессных, выставочных и выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых на территории специализированных площадок или открытого пространства, в том числе санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласованный с Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу (письмо Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга от 21.08.2020 N 01-19-7789/20-0-1).
На сайте Центра развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга указано, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие (возобновляющие) деятельность на территории Санкт-Петербурга, должны обеспечить наличие локальных нормативных актов, устанавливающих стандарт безопасной деятельности, а также получить QR-код по каждому адресу места осуществления деятельности в Санкт-Петербурге.
https://www.crpp.ru/info/koronavirus
Таким образом, Заказчик обоснованно учел необходимость разработки участником закупки стандарта, который содержит сведения о мерах, принятых в организации с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (covid-19): санитарно-гигиенические требования и порядок допуска работников, сведения о санитарной обработке помещений, сведения об организации питания, перечень нормативно-правовых актов в соответствии с которыми разработан указанный стандарт, алгоритм действий в случае подозрения заболевания новой коронавирусной инфекцией.
Ссылки на порядок оценки заявки по нестоимостным критериям оценки по закупки совершенно другого заказчика (местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Южно-Приморский), размещенная в формате .docx, не имеет никакого отношения к настоящей ситуации. Сведения, размещенные в ЕИС, доступны для ознакомления любому лицу, в том числе и Заказчику.
Согласно ч. 3 ст.24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В силу подпункта "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" являются в частности вышеуказанные показатели.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявителем не представлено каких-либо однозначных доказательств, подтверждающих невозможность участия в рассматриваемой закупке, либо о несоответствии спорных положений конкурсной документации законодательству о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 8, 31, 32, 33, 54.3, 105, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ивент Лайк" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2021 г. N 44-1788/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2021