Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ Центр образования N167 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 11638-ЭП/21 от 08.04.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений 2-го этажа (извещение номер 0372200095121000004) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200095121000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 971 707,38 рублей.
В жалобе ООО "Медикал Сервис" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок (размещен в ЕИС 30.03.2021 в 19 часов 46 минут) Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"1. В техническом задании позиция 24 "Плитки керамические": "Плитки керамические глазурованные облицовочные нужны 1 класса А. Водопоглощение: не более 6%. Товар "Плитки керамические" должен соответствовать ГОСТ 13996-2019." В соответствии с Инструкцией: 1. "В тех случаях, когда Заказчик устанавливает строгое требования о соответствии объекта закупки на этапе размещения заказа техническим стандартам РФ и заранее информирует участника о таком соответствии путем прямого указания на стандарт, то такие товары должны удовлетворять установленным нормативам и требованиям заказчика, в том числе в части показателей качества материала изготовления, или комплектующих, или иных составляющих и элементов, если таковые влияют на качественные, эксплуатационные, технические и функциональные показатели объекта закупки, и технический стандарт содержит прямое указание на такую зависимость.". 2. "В случае предоставления недостоверных сведений, а также непредставления таких сведений заявка на участие в аукционе может быть признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, что влечет за собой отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника закупки.". В соответствии с ГОСТ 13996-2019: В соответствии с п.4.2 Керамические плитки пластического формования (метод А) внутри подгрупп только второй группы подразделяют на два класса в зависимости от физико-механических показателей. Согласно Таблицы 1 ГОСТ: для группы изделий А, класса 1 (плитки со средним водопоглощением), значение водопогглощения составляет: строго более 3% и не более 6%. В заявке позиция 24 "Плитки керамические": "Плитки керамические глазурованные облицовочные 1 класса А. Водопоглощение: 0,5%.". Тем самым указанное значение показателя не соответствует требуемому.
2. В техническом задании позиция 28 "Кран шаровый тип 1": "Входная резьба 3/4'. Выходная резьба 3/4'. Класс герметичности: АА; В; С. Максимально-допустимая утечка по воде и воздуху: не более 3,6 см3/мин. Товар "Кран шаровый тип 1" должен соответствовать ГОСТ 9544-2015." В соответствии с Инструкцией: "Выбрав одно из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя." В соответствии с ГОСТ 9544-2015: Согласно п. 3.1.19 норма герметичности затвора - это максимально допустимая утечка в затворе арматуры. Согласно Таблицы Б1 ГОСТ: норма герметичности затворов арматуры по воде для номинального диаметра 3/4" (20) для класса герметичности АА не должна превышать 0,007 см3/мин. В заявке позиция 28 "Кран шаровый тип 1": "Входная резьба 3/4'. Выходная резьба 3/4'. Класс герметичности: АА. Максимально-допустимая утечка по воде и воздуху: 0,0072 см3/мин (по воде).". Тем самым указанное значение показателя не соответствует требуемому.
3. В техническом задании установлено: "Товар "Выключатели для скрытой проводки тип 1" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Выключатели для скрытой проводки тип 2" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Выключатели открытой проводки" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Гипсокартонные листы" должен соответствовать ГОСТ 6266-97. Товар "Извещатель ПС" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Кабель-каналы" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Кабель силовой тип 1" должен соответствовать ГОСТ 31996-2012. Товар "Кабель силовой тип 2" должен соответствовать ГОСТ 31996-2012. Товар "Кран шаровый тип 1" должен соответствовать ГОСТ 9544-2015. "Линолеум тип 1" должен соответствовать ГОСТ 7251-2016. Товар "Плинтус" должен соответствовать ГОСТ 14039-78. Товар "Плитки керамические" должен соответствовать ГОСТ 13996-2019. Товар "Профили стыкоперекрывающие" должен соответствовать ГОСТ 4784-2019. Товар "Раковина" должен соответствовать ГОСТ 15167-93. Товар "Решетки вентиляционные тип 1" должен соответствовать ГОСТ 16338-85. Товар "Решетки вентиляционные тип 2" должен соответствовать ГОСТ 51695-2000. Товар "Розетка открытой проводки" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 14039-78, ГОСТ 10618-80. Товар "Розетки скрытой проводки" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 10618-80, ГОСТ 16337-77. Товар "Розетки скрытой проводки с заземлением" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Сантехническая перегородка" должен соответствовать ГОСТ 32289-2013. Товар "Светодиодный светильник для школьных досок" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 15150-69. Товар "Светильники светодиодные тип 1" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 14918-80, ГОСТ IEC 62612-2019, ГОСТ Р 55705-2013, ГОСТ Р МЭК 60598-1-2017, ГОСТ 26996-86. Товар "Светильники светодиодные тип 2" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015, ГОСТ 14918-80, ГОСТ IEC 62612-2019, ГОСТ Р 55705-2013, ГОСТ Р МЭК 60598-1-2017, ГОСТ 26996-86. Товар "Трубы гибкие гофрированные" должен соответствовать ГОСТ 15150-69, ГОСТ 14254-2015. Товар "Трубы из полипропилена" должен соответствовать ГОСТ 32415-2013, ГОСТ 26996-86. Товар "Унитаз" должен соответствовать ГОСТ 15167-93, ГОСТ 21485-2016, ГОСТ 23289-2016, ГОСТ 16338-85." В соответствии с Инструкцией: 1. "В случае установления требования к значению показателя с применением слов/словосочетаний "должен(-а)(-о)(-ы) быть", "должен(-а)(-о)(-ы)", или при применении этих слов/словосочетаний в наименовании показателя, участник закупки должен указать сведения о значении показателя без изменения, но без использования указанного выражения. Данное положение предоставления сведений является приоритетным по отношению ко всем положениям, описывающим требования к минимальным и/или максимальным значениям показателей товаров, описывающим требования к вариантам значений показателей товаров и правилам неизменности наименования показателей." 2. "В случае предоставления недостоверных сведений, а также непредставления таких сведений заявка на участие в аукционе может быть признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, что влечет за собой отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника закупки." В заявке информация о соответствии вышеуказанных товаров поименованным ГОСТ отсутствует. Тем самым не указаны значения показателей".
Как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заказчиком установлены следующие требования к составу первой части заявки:
"18.5. Первая часть заявки должна содержать:
18.5.1. Участник закупки выражает согласие на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
18.5.2. Информация и документы, которые прилагаются участником закупки:
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак.".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе.
Данным разделом документации об аукционе установлены, в том числе, следующие требования:
N п/п |
Наименование поставляемого товара |
Технические характеристики поставляемого товара |
24 |
Плитки керамические |
Плитки керамические глазурованные облицовочные нужны 1 класса А. Размер плитки: 400х200х7* мм. Предельно-допустимое отклонение от номинальных размеров и формы плиток по длине, толщине: _10,0%. Термическая стойкость глазури: от 125°C. Свойства: химически стойкая. Водопоглощение: не более 6%. Кривизна лицевой поверхности не более _1,5%. Максимально-допустимый процент отклонения прямолинейности граней и косоугольности: _1% |
28 |
Кран шаровый тип 1 |
Шаровый кран для перекрывания трубопроводов или локальной отсечки сантехники от водоподачи. Шар в шаровом кране: должен быть выполнен из хромированной латуни с алмазной полировкой. Максимальное давление до 30 бар. Входная резьба 3/4'. Выходная резьба 3/4'. Класс герметичности: АА; В; С. Материал Латунь. Максимальная рабочая температура: до 150°C. Гарантия производителя: не должна быть менее 120 мес. Исполнение: прямой. Резьба внутренняя. Проход полнопроходной. Слив: отсутствие. Кран нужен усиленный. Ручка рычаг. Максимально-допустимая утечка по воде и воздуху: не более 3,6 см3/мин. Давление испытательной среды: 0,6 МПа |
Товар "Выключатели для скрытой проводки тип 1" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Выключатели для скрытой проводки тип 2" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Выключатели открытой проводки" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Гипсокартонные листы" должен соответствовать ГОСТ 6266-97. Товар "Извещатель ПС" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Кабель-каналы" должен соответствовать ГОСТ 14254-2015. Товар "Кабель силовой тип 1" должен соответствовать ГОСТ 31996-2012. Товар "Кабель силовой тип 2" должен соответствовать ГОСТ 31996-2012. Товар "Кран шаровый тип 1" должен соответствовать ГОСТ 9544-2015_ |
С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон о контрактной системе предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Учитывая изложенное, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В рамках рассмотрения дела N 44-1491/21 от 06.04.2021 Комиссией УФАС было установлено, что поименованные товары именно используются при выполнении работ, поскольку в противном случае, Заказчику надлежало бы предусмотреть относительно рассматриваемой закупки информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
С учетом вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, следовательно, в ее действиях усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписания не выдавать в связи с его выдачей в рамках ранее рассмотренного дела.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 апреля 2021 г. N 44-1807/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2021