Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ООО "Инженерные системы для бизнеса" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
СПб ГБСРПОУ техникум для инвалидов "Профессионально-реабилитационный центр" (далее - Заказчик), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 12087-ЭП/21 от 09.04.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по монтажу противопожарных клапанов в системах автоматического отключения вентиляции (АОВ) и автоматической противопожарной защиты (АППЗ) в здании СПб ГБУ "Профессионально - реабилитационный центр" по адресу: г. Санкт-Петербург, Волковский пр., д. 4 (извещение номер 0372200101621000010) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200101621000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 853 297,25 рублей.
В жалобе ООО "Инженерные системы для бизнеса" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол N 0372200101621000010-1.1. рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе размещен Заказчиком в Единой информационной системе 06.04.2021 в 16 часов 14 минут.
Согласно сведениям названного протокола, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"По позиции 2 "Повторитель интерфейса"
Требование заказчика: "Степень защиты от доступа к опасным частям и попадания внешних твердых предметов и воды:" было установлено требование "больше IP31"
Участником в заявке указано: "Степень защиты от доступа к опасным частям: IP41. Степень защиты от попадания внешних твердых предметов: IP41. Степень защиты от попадания воды: IP41".
Согласно Инструкции по заполнению, при представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей. Предложение участника не соответствует требованиям Документации. Также, в рамках данной позиции было установлено требование "Соответствие ГОСТ: должен соответствовать ГОСТ 14254-2015", участник указал "Соответствие ГОСТ: соответствует ГОСТ 14254-2015", однако предложение участника в части показателей степеней защиты не соответствует ГОСТ 14254-2015, поскольку защита от воды, равно как и защита от твердых предметов, обозначаются одной из характеристических цифр, а не двумя, как в предложении участника, ввиду чего представленные участником сведения не являются достоверными.
По позиции 6 "Блок шлейфов сигнализации"
Требование заказчика: "Степень защиты от доступа к опасным частям и попадания внешних твердых предметов и воды;" было установлено требование "более IP40"
Участником в заявке указано: "Степень защиты от доступа к опасным частям; IP41. Степень защиты от попадания внешних твердых предметов; IP41. Степень защиты от попадания воды; IP41"
Согласно Инструкции по заполнению, при представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей. Предложение участника не соответствует требованиям Документации. Также, в рамках данной позиции было установлено требование "Соответствие ГОСТ: должен соответствовать ГОСТ 14254-2015", участник указал "Соответствие ГОСТ: соответствует ГОСТ 14254-2015", однако предложение участника в части показателей степеней защиты не соответствует ГОСТ 14254-2015, поскольку защита от воды, равно как и защита от твердых предметов, обозначаются одной из характеристических цифр, а не двумя, как в предложении участника, ввиду чего представленные участником сведения не являются достоверными
По позиции 7 "Шкаф"
Требование заказчика: "Степень защиты от доступа к опасным частям и попадания внешних твердых предметов и воды:" было установлено требование "выше IP20"
Участником в заявке указано: "Степень защиты от доступа к опасным частям: IP30 Степень защиты от попадания внешних твердых предметов: IP30 Степень защиты от попадания воды: IP30".
Согласно Инструкции по заполнению, при представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей. Предложение участника не соответствует требованиям Документации. Также, в рамках данной позиции было установлено требование "Соответствие ГОСТ: должен соответствовать ГОСТ 14254-2015", участник указал "Соответствие ГОСТ: соответствует ГОСТ 14254-2015", однако предложение участника в части показателей степеней защиты не соответствует ГОСТ 14254-2015, поскольку защита от воды, равно как и защита от твердых предметов, обозначаются одной из характеристических цифр, а не двумя, как в предложении участника, ввиду чего представленные участником сведения не являются достоверными".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 4 "Требования к конкретным показателям товаров, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Данным разделом документации об аукционе предусмотрены, в том числе, следующие требования:
N п/п |
Наименование товара |
Требования к характеристикам товара |
2 |
Повторитель интерфейса |
Степень защиты от доступа к опасным частям и попадания внешних твердых предметов и воды: больше IP31 |
6 |
Блок шлейфов сигнализации |
Степень защиты от доступа к опасным частям и попадания внешних твердых предметов и воды; более IP40 |
7 |
Шкаф |
Степень защиты от доступа к опасным частям и попадания внешних твердых предметов и воды: выше IP20 |
При этом согласно условиям документации об аукционе должны соответствовать требованиям ГОСТ 14254-2015 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)", согласно п. 3.4 которого кодом IP признается система кодификации, применяемая для обозначения степеней защиты, обеспечиваемых оболочкой, от доступа к опасным частям, попадания внешних твердых предметов, воды, а также для предоставления дополнительной информации, связанной с такой защитой.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части установлена Заказчиком в Приложении N 3 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" к Техническому заданию документации об аукционе.
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрены следующие указания:
"В случае установления Заказчиком требований к минимальному значению показателя степени защиты IP со словами "больше", "не меньше", "выше" с использованием знака двоеточие ":", то участник в заявке должен указать значение показателя, превышающее минимальное значение по первой характеристической цифре и равное минимальному значению по второй характеристической цифре, при этом участник не указывает вышеприведенные слова.
Если Заказчиком установлено требование к минимальному значению показателя степени защиты IP со словами "больше", "не меньше", "более" с использованием знака точка с запятой ";", то участник в заявке должен указать значение показателя, превышающее минимальное значение по второй характеристической цифре и равное минимальному значению по первой характеристической цифре, при этом участник не указывает вышеприведенные слова.
При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей (характеристик) товаров, участник закупки, согласно настоящей инструкции по заполнению первой части заявки, должен указать: единицы измерения, соответствующие требованиям настоящего технического задания, а также требованиям, установленным в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; наименования показателей (характеристик), которые должны быть указаны без изменений; значения показателей (характеристик), соответствующие требованиям настоящего технического задания (описания объекта закупки)".
Таким образом, участникам закупки надлежало представить конкретные значения показателей степеней защиты товаров, представив наименования показателей в соответствии документацией об аукционе.
Представитель Заказчика пояснил, что им были применены следующие указания инструкции по заполнению первой части заявки:
"В случае если наименование показателя содержит одновременно несколько однотипных показателей, таких как, например, "температура применения и хранения", "толщина покрытия минимальная, максимальная", то конкретные значения необходимо указать для каждого показателя".
По мнению Заявителя, спорные показатели содержат несколько однотипных показателей.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 14254-2015 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)" в состав кода IP входят буквы кода, а также первая и вторая характеристические цифры, которые отражают степень защиты от попадания внешних твердых предметов и от проникновения воды (соответственно), т.е. требование Заказчика не содержит нескольких однотипных показателей, а отражает одно конкретное свойство товара.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорным позициям им предложены товары с характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Требования к характеристикам товара |
2 |
Повторитель интерфейса |
Степень защиты от доступа к опасным частям: IP41. Степень защиты от попадания внешних твердых предметов: IP41. Степень защиты от попадания воды: IP41 |
6 |
Блок шлейфов сигнализации |
Степень защиты от доступа к опасным частям; IP41. Степень защиты от попадания внешних твердых предметов; IP41. Степень защиты от попадания воды; IP41 |
7 |
Шкаф |
Степень защиты от доступа к опасным частям: IP30 Степень защиты от попадания внешних твердых предметов: IP30 Степень защиты от попадания воды: IP30 |
Заявителем по своему усмотрению изменены наименования показателей, что противоречит положениям инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
В оставшихся доводах жалобы Заявитель обжалует положения документации об аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе и п. 3.37 Административного регламента жалоба на положения документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Жалоба Заявителя поступила в Санкт-Петербургское УФАС России 09.04.2021, т.е. после завершения срока подачи заявок, следовательно, данные доводы не могут быть рассмотрены в рамках рассмотрения жалобы.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Пунктом 10 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Частью 4 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ).
Приложение N 4 "Требования к конкретным показателям товаров, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ" к Техническому заданию документации об аукционе содержит описание таких товаров, как "Источник бесперебойного питания", "Резервированный источник питания" и т.д.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД2).
В отношении вышеназванных товаров Заказчиком определен код ОКПД2 - 26.30.50.129 "Приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации прочие, не включенные в другие группировки" (Приложение N 6 "Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к Техническому заданию документации о аукционе).
Приложение N 1 Приказу содержит, в том числе, следующие позиции:
Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) |
Наименование товара |
26.30 (за исключением 26.30.9) |
Оборудование коммуникационное |
Согласно структуре ОКПД 2 на товары "Источник бесперебойного питания", "Резервированный источник питания" и т.д., в случае их поставки при выполнении работ, распространяются условия допуска в соответствии с Приказом.
В извещении об осуществлении закупки не содержится информация об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, что нарушает ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 42, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инженерные системы для бизнеса" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с его выдачей в рамках ранее рассмотренного дела.
4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика в связи с их передачей в рамках ранее рассмотренного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 апреля 2021 г. N 44-1812/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2021