Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрация Губернатора СанктПетербурга (далее - Заказчик): ;
ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель): ;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 12426-ЭП/21 от 12.04.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лакокрасочной продукции и отделочных материалов для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004421000124) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004421000124.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 476 947,69 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось:
- в неустановлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства"
-в неразмещении изменений документации об аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. 10 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации установлен запрет на допуск отдельных товаров для целей осуществления закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно п.1. Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В соответствии пп. б) п.3. Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случаях если закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня).
Согласно письмам Минпромторга России от 24.07.2020 N ПГ-12-9638, от 08.07.2020N 47475/12, от 05.06.2020 N ПГ-12-7403 (далее - письма) запреты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 не применяются в случаях, указанных в п. 3 Постановления N 616, в том числе если закупаются одна единица товара стоимостью не выше 100 тыс. руб. или совокупность таких товаров на общую стоимость менее 1 млн руб. при стоимости каждого товара не более 100 тыс. руб. При этом совокупностью следует считать товары, относящиеся к одному коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2, классификатор). Если предметом одного контракта являются товары, относящиеся к разным кодам ОКПД 2, то неприменение запрета устанавливается к каждому такому товару по отдельности.
В классификаторе использован иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Код ОКПД 2 состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
Документация содержит 33 наименования товара по 9 различным кодам ОКПД 2, определенным Заказчиком путем соотнесения закупаемых товаров к соответствующим кодам и наименованиям позиций классификатора с учетом специфики области применения таких товаров:
- 20.30.11.130 "Грунтовки на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде" (НМЦ по данному коду: 67 970,50 рублей);
- 20.30.11.120 "Краски на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде" (НМЦ по данному коду: 737 459,80 рублей);
- 20.30.12.120 "Краски на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров в неводной среде" (НМЦ по данному коду: 130 400,75 рублей);
- 20.30.21.110 "Пигменты готовые" (НМЦ по данному коду: 37 724,20 рублей);
- 20.30.12.110 "Лаки на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров в неводной среде" (НМЦ по данному коду: 76 541,92 рублей);
- 20.30.11.110 "Лаки на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде" (НМЦ по данному коду: 211 084,00 рублей);
- 20.30.22.110 "Материалы лакокрасочные для нанесения покрытий прочие" (НМЦ по данному коду: 70 414,95 рублей);
- 20.30.12.130 "Эмали на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров в неводной среде" (НМЦ по данному коду: 85 431,97 рублей);
- 20.30.22.120 "Шпатлевки" (НМЦ по данному коду: 32 146,60 рублей).
При этом стоимость совокупности товаров по каждому из кодов ОКПД 2 не превышает 1 млн руб. и стоимости каждого товара не более 100 тыс. руб. согласно таблице, представленной в приложении.
Таким образом, если предметом одного контракта являются промышленные товары, включенные в перечень к Постановлению N 616 и относящиеся к разным кодам ОКПД 2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному пп "б" п. 3 Постановления N 616, устанавливается к каждому такому товару по отдельности.
На основании вышеизложенного Заказчиком соблюдены положения Постановления N 616, в том числе с учетом позиции, установленной в письмах Минпромторга России.
Следовательно, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
2. Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что 05.06.2019 Заказчиком в ЕИС размещен ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе от 08.04.2021 NРД1 следующего содержания:
"Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, рассмотрев запрос участника закупки от 08 апреля 2021 года о разъяснении положений документации об электронном аукционе на право заключения контракта Санкт-Петербурга на поставку лакокрасочной продукции и отделочных материалов для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (далее - документация об электронном аукционе, аукцион) в соответствии со статьей 65 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сообщает следующее. 1. В пункте 7 таблицы 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе (далее - техническое задание) товаром, требуемым к поставке, является краска фасадная акриловая всесезонная органоразбавляемая. В соответствии с технической спецификацией с официального сайта производителя разбавителем является уайт-спирит. 2. В пунктах 16, 17 таблицы 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 технического задания допущена техническая ошибка, связанная с применением для описания соответствующего кода позиции КТРУ. В связи с этим в документацию об электронном аукционе заказчиком будут внесены изменения."
В силу ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона от 31.03.2021
N 0172200004421000124 дата и время окончания подачи заявок - 12.04.2021 15:00.
Комиссией УФАС установлено, что 08.04.2021 Заказчиком в ответе на запрос о даче разъяснение положений документации указано, что в аукционную документацию будут внесены изменения, однако не менее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе изменения в аукционную документацию в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации Заказчиком внесены не были.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что вследствие сбоя в работе программных продуктов и (или) информационных систем изменения не были размещены, что осталось незамеченным должностным лицом Заказчика.
09.04.2021 15:39 Заказчиком размещены в ЕИС разъяснения положений документации, в том числе в пункте 2 разъяснений указано, что 09.04.2021 внесены изменения в документацию.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС на основании п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 14, 42, 59, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2021 г. N 44-1825/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2021